Статья"Коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках в начальных классах"
статья (2 класс)
В статье рассматриваются коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках русского языка и окружающего мира во 2 классе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коммуникативно-игровые приёмы работы с мультимедийными материалами на уроках в начальных классах
Бурное развитие в последнее время новых информационных технологий, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры.
Итоги опроса родителей учащихся начальных классов (В какие игры ваш ребёнок играет дома?) нескольких московских школ и школ Московской области показали, что дома дети предпочитают компьютерные игры или электронные приставки (90%) тем играм, которые придумывают сами (10%).
Что делает популярной компьютерную игру? Соединение эмоциональной привлекательности, которое присуще игре в целом, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и других возможностей компьютерной техники. «Компьютерные игры являются наиболее распространённым программным продуктом, в полной мере использующим преимущества технологии мультимедиа: графику высокого разрешения, анимацию, звуковое и голосовое сопровождение, которые присутствуют практически во всех современных играх» (Борзенко А., Фёдоров А. Мультимедиа для всех.- М.: ТОО фирма КомпьютерПресс, 1995. - 222 с., ил., с.8)
Свойства компьютерных игр целесообразно использовать для развития связной речи, которая вбирает в себя все остальные навыки речевых умений и реализует основную функцию языка – общение между людьми и способность к самовыражению.
В качестве примера данного вида работы приведём использование содержания электронного диска «Тим и Тома. Каникулы на тропическом острове» (компания «Новый диск») на уроке русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными»
Основное содержание мультимедийной истории: «Белый медведь Тим и его друг забавный зверёк Тома приезжают на тропический остров».
Цель использования диска на уроке: а) составление небольших рассказов по видеоматериалу, б) отработка навыка написания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Организация работы по составлению рассказов проводится следующим образом: для урока необходимо отобрать фрагменты, которые выводятся на экран интерактивной доски и демонстрируются с комментариями и вопросами учителя.
Кадр 1. Изображение тропического острова.
Кадр 2. В лодке к острову подплывает белый медведь.
Кадр 3. Появление на острове необычного зверька Томы.
В процессе работы с кадрами применяются такие приёмы работы, как:
- описание увиденного на экране;
- разыгрывание ситуации знакомства Тима и Томы;
- фантазирование о приключениях анимационных героев,
- составление рассказов с использованием опорных слов, выписываемых учителем во время беседы на доске.
Итогом данного вида работы является создание собственных речевых произведений учащихся – рассказов о приключениях белого медведя Тима на тропическом острове.
Примеры рассказов детей:
1. «Однажды белый медведь Тим отправился отдыхать на тропический остров. На острове он сразу обгорел. Ведь Тим – житель севера, привыкший к холодам, не знал, как защищаться от загара. Вот так белый медведь превратился в бурого».
2. «Белый медведь Тим побывал на тропическом острове. Сколько удивительного он там увидел: разные растения, которые в его краю совсем не растут, так как на севере, откуда Тим родом, сильные холода. А ещё белый медведь познакомился с разными животными и подружился с ними. Вернувшись домой, он стал переписываться с новыми друзьями».
Решение второй учебной задачи – освоение слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными – можно организовать таким образом: выбирается видеофрагмент с изображением песчаного пляжа с ракушками (5 розового цвета с картинками и 5 жёлтого цвета со словами) и сидящими в гамаках Тимой и Томой.
Учитель: «На экране Тим и Тома весело играют на пляже с ракушками, в которых записаны слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными. В игре запоминание происходит легче. Давайте тоже поиграем. Усложним нашу игру. Слова нужно запоминать. Разделитесь по парам и распределите роли: кто из вас будет Тим, а кто Тома».
Алгоритм учебного действия:
◄ Дети садятся за компьютеры по два человека, распределяют роли и выполняют задание: даётся два ряда закрытых ракушек – жёлтые, в которых записаны слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными и розовые, в которых даются соответствующие словам картинки.
◄ На несколько секунд ракушки открываются и дети соотносят слова и картинки.
◄ Ракушки закрываются.
◄ Ученик имеет право открыть розовую ракушку, вспомнить слово и его вербальное изображение.
◄ Способ самопроверки: найти соответствующую этой картинке жёлтую ракушку.
◄Если открыл правильно, ракушки исчезают, и так продолжается, пока не исчезнут все ракушки.
В этой игре побеждает та пара, которая быстрее выполнит задание.
На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «В гости к весне» можно поработать с содержанием электронного диска «ПМК Радуга в компьютере».
Учащиеся садятся за компьютеры парами для выполнения заданий и организации совместной речевой деятельности.
Краткое содержание диска: «На первом кадре изображение двух космических ракет, запуск которых являются сигналом для начала выполнения задания. На следующих кадрах записаны тексты загадок о каждом месяце весны, слова-отгадки представлены в виде анаграмм».
Цель использования диска: закрепить навыки работы с текстом-загадкой; составление собственных загадок.
Тексты загадок:
Шагает красавица, Яростно река ревёт
Легко земли касается. И разламывает лёд.
Идёт на поле, на реку, В домик свой скворец вернулся,
И по снежку, и по цветку. А в лесу медведь проснулся.
ВЕНСА? В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?
АЛРЕПЬ?
Дует южный тёплый ветер, Зеленеет даль полей
Солнышко всё ярче светит, Запевает соловей.
Снег худеет, мякнет, тает, В белый цвет оделся сад,
Грач горластый прилетает. Пчёлы первые летят.
Что за месяц? Кто узнает? Гром грохочет. Угадай,
ТРМА? Что за месяц это?
АМЙ?
Алгоритм выполнения упражнения с игровыми элементами:
◄На экране две космические ракеты (могут играть один или два ученика), которые нажатием на них стрелки «запускаются»
◄ Появляются записи загадок
◄ Каждое слово отгадывается отдельно нажатием стрелки на нужные буквы и расстановкой их в соответствующем слову порядке, затем стрелка «нажимает» на вопросительный знак: если слово отгадано верно – на экране залпы салюта, если неверно – звучит предупреждающий сигнал.
◄Когда все слова отгаданы, появляется табло с окончательными результатами и объявляются итоги игры.
На данном уроке использованы следующие приёмы:
1) работа с текстом-загадкой (учащиеся дают определение и вспоминают особенности построения загадки, с которыми познакомились на уроках литературного чтения),
2) ведение диалога – обсуждение, как лучше выполнить задание,
3) вежливое обращение к собеседнику,
4) поддержание разговора,
5) оформление своих мыслей в устной и письменной (составление и запись загадок) форме.
Таким образом, использование коммуникативно-игровых приёмов работы с мультимедийным материалом на уроках развивает:
монологическую речь: каждое своё действие ребёнок сначала продумывает и только потом реализует на компьютере, задача ученика – правильно объяснить свои действия по ходу игры и составить предварительный поэтапный рассказ о том, что он собирается делать,
диалогическую речь: вопросно-ответная форма работы, умение спорить, доказывать свою точку зрения и вести диалог.
Развитие диалогической речи происходит и после занятий, когда дети рассказывают друг другу о своих результатах и обсуждают знакомые игровые ситуации или новые игры.
Ни одной форме учебного действия ребёнок не обучается так быстро, как умению работать на компьютере. Дети хотят научиться работать с компьютером, прежде всего, чтобы иметь возможность играть в компьютерные игры, в которых они принимают самостоятельные решения, вызывают в своей памяти образы и действуют с ними по своему усмотрению, стремятся перейти с одного уровня на другой и добраться до финиша. В ходе игры или после ребёнок может рассказать товарищам об игре и поделиться впечатлениями. Этим навыкам детей обучать не надо, они приняли их и с удовольствием применяют. Учителю в данной ситуации предоставляется возможность подготовить и использовать учебный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными, а также способствуют переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к дея...
Из опыта работы по использованию мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах
Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей ХХIвека мы обязаны воспитать привычку к переменам, нововведениям. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности сво...
Доклад "Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальных классах"
для педагогов начальных классов...
Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Статья Приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России».
Статья предназначена для учителей , работающих по программе УМК "Школа России". В ней описаны приёмы работы с историческим материалом на уроках Окружающего мира в 4 классе....
Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»
Программа саморазвития «Эффективные техники, методы и приёмы работы со слабомотивированными обучающимися на уроках в начальной школе»...