Факультатив "Моё Зауралье"
материал

Глухих Татьяна Владимировна

Факультатив "Моё Зауралье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_zaurale.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Факультатив «Моё Зауралье»

2- 4 классы

Глухих Т.В., учитель начальных классов

Пояснительная записка.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

              Согласно ФГОС НОО основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.  А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская  деятельность. Если во внеурочной деятельности в начальной школе в системе использовать краеведческий материал с применением проектных технологий, то у учащихся формируется интерес к познанию окружающего его мира, истории родного края, особенностям  природы, что будет способствовать повышению духовно – нравственного воспитания учащихся.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.    Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.

Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».

Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины 

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

- уточнять знания о достопримечательностях своего региона;

- продолжать знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих родной край.

-учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;

воспитывать у детей желание к совместной деятельности.

      Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю.

Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве со школьной и районной библиотеками, архивом, представителями  различных  организаций.

 Основными принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Занятия проводятся в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины,  конкурсы, выставки.

Результатом занятий являются исследовательские и проектные работы,  выступления на научно-практической конференции, стендовые доклады.

Все темы данной программы разбиты на три больших блока:

2 класс: природа родного края;

3 класс: моё село сегодня и вчера;

4 класс: люди, традиции, праздники моего села;

Ожидаемый результат:

В ходе данной работы обучающиеся научаться:

  • планировать свою деятельность совместно с учителем;
  • составлять вопросы для анкеты, обрабатывать, анализировать и применять информацию; проводить опросы, составлять вопросы для интервью;
  •  учащиеся получат первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, научаться делать определенные выводы.
  • работать с источниками.

Тематическое планирование

Темы

Количество часов

2 класс

Введение

1

Полезные ископаемые

6

Водоёмы родного края

7

Растения родного края

7

Животные родного края

7

Презентация работ

2

3 класс

Мое село

3

Моя родословная

2

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

Улицы моего села

5

Памятники моего села

5

Что даёт мой край стране

5

Моё село в годы Великой Отечественной войны

5

Защита работ

2

4 класс

Народные праздники и обряды

2

Новый год

4

Крещение. Традиции

4

Христианские праздники. Пасха. Празднование в моём селе

4

Масленица. Традиции в наши дни

4

Интересные люди, живущие в моём селе. Подготовка к научно-практической конференции

11

Защита работ

1

Содержание разделов и тем

2 класс. Природа родного края

      Тема 1ч. Введение. Что изучает краеведение?

Тема 6ч. Полезные ископаемые. 

Изучение полезных ископаемых края. Составление описания.

Результат:  создание альбом или презентации.

 Тема 7ч. Водоёмы родного края.

Экскурсия на ближайший водоём. Изучение водоёмов, что окружают село, история возникновения названий озёр. Встреча с представителями  администрации сельского совета.

Результат: составление карты  «Село и водоёмы вокруг»

Тема: 7ч. Растения родного края.

Экскурсия  на выставку в районную библиотеку. Изучение  растений родного края. Викторина. Встреча с представителями лесного хозяйства.

Результат: составление Красной книги .

Тема. 7ч. Животные родного края.

Экскурсия в школьную, районную  библиотеку. Изучение литературы. Викторина.

Результат: составление Красной книги.

Тема: презентация работ 2 ч

3 класс. Моё село сегодня и вчера

       Тема 3ч. Мое село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей.

Результат: подготовка выставки «Мое село сегодня».

Тема 2ч. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

Результат. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

         Тема 2. Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Дома на моей улице. Дома старой и современной постройки. Дома будущего.

 Результат. «Рисую дом, в котором я бы хотел жить».

Тема 5ч. Улицы моего села. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Встречи со старожилами села. Встреча с сотрудниками библиотеки

Результат. Исследовательская работа

 Тема 5ч. Памятники моего села.

Экскурсия по селу. Знакомство с памятниками и историей возникновения.

Результат: создание проекта.

Тема  5ч. Что даёт мой край стране.

Изучение предприятий села. Встречи.

Результат: стендовые доклады.

Тема 5ч. Моё село в годы Великой Отечественной войны

Встречи, беседы, работа с литературой.

Результат: создание альбома.

 Тема 2ч. защита работ

4 класс. Люди, традиции, праздники моего села

 Тема 2ч. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 4ч. Новый год.

 Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый в нашем селе. Встреча с представителями районного дома культуры.

Результат: проектная работа.

Тема 4ч. Крещение. Традиции.

Встреча с батюшкой Храма. Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы.

Результат: исследовательская работа.

Тема  4ч. Христианские праздники. Пасха. Празднование в моём селе.

Встреча с батюшкой Храма. Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы.

Результат: исследовательская работа.

Тема  4ч. Масленица. Традиции в наши дни.

Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы. Встречи.

Результат: исследовательская работа.

Тема 11ч. Интересные люди, живущие в моём селе. Подготовка к научно-практической конференции.

Встречи. Интервью.

Результат: проектные работы.

Тема 1ч: защита проектных и исследовательских работ на научно-практической конференции.

Список использованной литературы.

  1. Бухтояров А.П. Что имеем ,как храним // А.П. Бухтояров// Курган -1993.
  2. Емельянова З.А. Земля Частоозерская //З.А.Емельянова// Издательство Зауралье.- 2004.
  3. Несговорова Н.П. Азбука экологии//Н.П. Несговорова// Екатеринбург.-2014.
  4. Портнягин  В.И. Край частых озёр//В.И.Портнягин//Курган.-2014.
  5. Рабинович Ф. Добро пожаловать в Зауралье.//Ф Рабинович//Курган.-2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Писатели Зауралья"

Тема: Писатели Зауралья. Цель: Образовательная: Учить видеть и понимать за строками стихов чувства  и настроение их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стиховорных текстов на ...

Внеурочное занятие "Кукла-колокольчик" по программе "Моё любимое Зауралье"

Тема:  Обереговая  кукла «Колокольчик»»Цель: Развитие художественной  творческой активности обучающихся посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик....

Урок окружающего мира "Животные Зауралья"

Урок построен в рамках ФГОС и реализован за счёт резервных уроков в календарно-тематическом планировании. В основу положен системно-деятельностный подход.Структура урока соответствует типу урока &nda...