Факультатив "Моё Зауралье"
материал
Предварительный просмотр:
МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»
Факультатив «Моё Зауралье»
2- 4 классы
Глухих Т.В., учитель начальных классов
Пояснительная записка.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Согласно ФГОС НОО основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектно-исследовательская деятельность. Если во внеурочной деятельности в начальной школе в системе использовать краеведческий материал с применением проектных технологий, то у учащихся формируется интерес к познанию окружающего его мира, истории родного края, особенностям природы, что будет способствовать повышению духовно – нравственного воспитания учащихся.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к Родине выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати-поле».
Цель программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
- уточнять знания о достопримечательностях своего региона;
- продолжать знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих родной край.
-учить школьников овладевать необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой), исследовательским методом;
воспитывать у детей желание к совместной деятельности.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю.
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве со школьной и районной библиотеками, архивом, представителями различных организаций.
Основными принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Занятия проводятся в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, конкурсы, выставки.
Результатом занятий являются исследовательские и проектные работы, выступления на научно-практической конференции, стендовые доклады.
Все темы данной программы разбиты на три больших блока:
2 класс: природа родного края;
3 класс: моё село сегодня и вчера;
4 класс: люди, традиции, праздники моего села;
Ожидаемый результат:
В ходе данной работы обучающиеся научаться:
- планировать свою деятельность совместно с учителем;
- составлять вопросы для анкеты, обрабатывать, анализировать и применять информацию; проводить опросы, составлять вопросы для интервью;
- учащиеся получат первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, научаться делать определенные выводы.
- работать с источниками.
Тематическое планирование
Темы | Количество часов |
2 класс | |
Введение | 1 |
Полезные ископаемые | 6 |
Водоёмы родного края | 7 |
Растения родного края | 7 |
Животные родного края | 7 |
Презентация работ | 2 |
3 класс | |
Мое село | 3 |
Моя родословная | 2 |
Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 |
Улицы моего села | 5 |
Памятники моего села | 5 |
Что даёт мой край стране | 5 |
Моё село в годы Великой Отечественной войны | 5 |
Защита работ | 2 |
4 класс | |
Народные праздники и обряды | 2 |
Новый год | 4 |
Крещение. Традиции | 4 |
Христианские праздники. Пасха. Празднование в моём селе | 4 |
Масленица. Традиции в наши дни | 4 |
Интересные люди, живущие в моём селе. Подготовка к научно-практической конференции | 11 |
Защита работ | 1 |
Содержание разделов и тем
2 класс. Природа родного края
Тема 1ч. Введение. Что изучает краеведение?
Тема 6ч. Полезные ископаемые.
Изучение полезных ископаемых края. Составление описания.
Результат: создание альбом или презентации.
Тема 7ч. Водоёмы родного края.
Экскурсия на ближайший водоём. Изучение водоёмов, что окружают село, история возникновения названий озёр. Встреча с представителями администрации сельского совета.
Результат: составление карты «Село и водоёмы вокруг»
Тема: 7ч. Растения родного края.
Экскурсия на выставку в районную библиотеку. Изучение растений родного края. Викторина. Встреча с представителями лесного хозяйства.
Результат: составление Красной книги .
Тема. 7ч. Животные родного края.
Экскурсия в школьную, районную библиотеку. Изучение литературы. Викторина.
Результат: составление Красной книги.
Тема: презентация работ 2 ч
3 класс. Моё село сегодня и вчера
Тема 3ч. Мое село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей.
Результат: подготовка выставки «Мое село сегодня».
Тема 2ч. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Результат. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 2. Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Дома на моей улице. Дома старой и современной постройки. Дома будущего.
Результат. «Рисую дом, в котором я бы хотел жить».
Тема 5ч. Улицы моего села. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Встречи со старожилами села. Встреча с сотрудниками библиотеки
Результат. Исследовательская работа
Тема 5ч. Памятники моего села.
Экскурсия по селу. Знакомство с памятниками и историей возникновения.
Результат: создание проекта.
Тема 5ч. Что даёт мой край стране.
Изучение предприятий села. Встречи.
Результат: стендовые доклады.
Тема 5ч. Моё село в годы Великой Отечественной войны
Встречи, беседы, работа с литературой.
Результат: создание альбома.
Тема 2ч. защита работ
4 класс. Люди, традиции, праздники моего села
Тема 2ч. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 4ч. Новый год.
Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый в нашем селе. Встреча с представителями районного дома культуры.
Результат: проектная работа.
Тема 4ч. Крещение. Традиции.
Встреча с батюшкой Храма. Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы.
Результат: исследовательская работа.
Тема 4ч. Христианские праздники. Пасха. Празднование в моём селе.
Встреча с батюшкой Храма. Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы.
Результат: исследовательская работа.
Тема 4ч. Масленица. Традиции в наши дни.
Изучение литературы. Анкетирование обучающихся школы. Встречи.
Результат: исследовательская работа.
Тема 11ч. Интересные люди, живущие в моём селе. Подготовка к научно-практической конференции.
Встречи. Интервью.
Результат: проектные работы.
Тема 1ч: защита проектных и исследовательских работ на научно-практической конференции.
Список использованной литературы.
- Бухтояров А.П. Что имеем ,как храним // А.П. Бухтояров// Курган -1993.
- Емельянова З.А. Земля Частоозерская //З.А.Емельянова// Издательство Зауралье.- 2004.
- Несговорова Н.П. Азбука экологии//Н.П. Несговорова// Екатеринбург.-2014.
- Портнягин В.И. Край частых озёр//В.И.Портнягин//Курган.-2014.
- Рабинович Ф. Добро пожаловать в Зауралье.//Ф Рабинович//Курган.-2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Писатели Зауралья"
Тема: Писатели Зауралья. Цель: Образовательная: Учить видеть и понимать за строками стихов чувства и настроение их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стиховорных текстов на ...
Развитие познавательных УУД через реализацию инновационного проекта «Агробизнесобразование Зауралья».
Описание опыта работы по данной теме....
Внеурочное занятие "Кукла-колокольчик" по программе "Моё любимое Зауралье"
Тема: Обереговая кукла «Колокольчик»»Цель: Развитие художественной творческой активности обучающихся посредством освоения технологии изготовления куклы Колокольчик....
Урок окружающего мира "Животные Зауралья"
Урок построен в рамках ФГОС и реализован за счёт резервных уроков в календарно-тематическом планировании. В основу положен системно-деятельностный подход.Структура урока соответствует типу урока &nda...