Развитие познавательных УУД через реализацию инновационного проекта «Агробизнесобразование Зауралья».
материал по теме

Тихомирова Марина Геннадьевна

Описание опыта работы по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx110.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧИСТОПРУДНЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ШАДРИНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Описание опыта работы по теме:

Развитие познавательных УУД через реализацию инновационного проекта «Агробизнесобразование Зауралья»

с. Чистопрудное

2017

           Одним из наиболее социально значимых и одновременно наиболее проблемных вопросов в современном образовании  является вопрос профессионального и жизненного самоопределения ребенка.

        Профориентационной работе в нашей школе отводится ключевое место, а как же иначе. Четвертый год мы участвуем в инновационной работе по реализации регионального проекта «Зауральский навигатор». Мы строим школу, в которой развитие детей обусловлено идеей: учащийся, живя на земле, должен знать и любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать.  

        Модель агрошколы  предполагает ее развитие как образовательного учреждения, реализующего функции общеобразовательной подготовки, трудового обучения и воспитания, организации производственного труда школьников, дополнительного образования детей, предпрофессиональной подготовки и профориентации, социальной поддержки учащихся на селе.

В новых социально – экономических условиях наши сельские дети должны  получать первые навыки работы на земле, учиться  эффективно хозяйствовать на ней.  Они должны уметь оценивать результаты своего труда. Для эффективной работы по реализации этого проекта  в начальной школе я поставила следующие задачи:

 -формировать у детей представление о специфике сельскохозяйственного труда;

 -прививать детям первичные трудовые навыки;

 -формировать основы проектной деятельности.

На основе общего плана мероприятий по реализации  проекта «Агрошкола» Чистопрудненской ООШ, мной был составлен собственный план работы по этому направлению. Он отражает содержание образовательной и внеурочной деятельности; включение профориентационного материала в содержание учебных предметов и игровой деятельности. План содержит беседы, викторины, классные часы, праздники; экскурсии на природу, на с/х предприятия и т.д.

Конечно, все эти мероприятия традиционно планируются и проводятся в начальной школе, но стоит задача переработать накопленный методический опыт так, чтоб он имел агрономическую направленность.  Как же реализуется это направление в моей  практике?

В рамках учебной деятельности были разработаны конспекты уроков по предмету «Окружающий мир» в 1 классе на тему «Как живут растения?», «Как живут животные?»  Объектами изучения становятся растения и животные, имеющие сельскохозяйственное значение (зерновые и овощные культуры, корова, овца, домашняя птица и т.д.); формируются простейшие навыки по уходу за культурными растениями, за домашними животными*. Конспект урока в 3 классе по теме: « Почва» содержит объемную практическую работу  по изучению свойств почвы, для урока предложено использовать лабораторное оборудование, наглядные пособия из архива сельскохозяйственного техникума. К данным урокам разработаны презентации, снят видеоматериал.

Конечно, проще всего реализовать данное направление на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, но и в  других предметах начальной школы (литературное чтение, русский язык, математика) возможно включение элементов с агрономической направленностью. Например, при изучении литературных произведений (М. Пришвин из книги «Глаза земли»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»; Н.Сладков "Загадочный зверь";  В. Сухомлинского  «Моя мама пахнет хлебом»; Е. Пермяка «Мамина работа»;  Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека» и т. д.), можно расставить соответствующие акценты при планировании урока.

Наиболее полно «Агробизнесобразование» можно реализовать в проектной деятельности школьников.

Традиционно, в конце учебного года проходит защита учебных проектов. В прошлом году мои ученики осуществляли проект «Сеньор Помидор», в рамках которого выращивали рассаду томата для пришкольного участка. Практическая направленность данного проекта очевидна – многие ребята пожелали посадить «свои» помидоры у себя на приусадебных участках, чтобы продолжить наблюдение  за развитием растений,  получить урожай**. Также  интересны  проекты и других учителей нашей школы: «Овощи и фрукты -  полезные продукты», проект группы продленного дня «Репка», "Хлеб – всему голова" и др. Опыт других учителей я  использую в своей деятельности по реализации данной темы.

Внеурочная деятельность содержит множество мероприятий, классных часов, экскурсий и т.п., где проект « Агробизнесобразование» отлично реализуется. Классные часы «Моя будущая профессия», «Все о хлебе», «Великий уральский земледелец - Т. С. Мальцев»  и т.д.; встречи с родителями «Мой папа агроном», «Профессия моей мамы»; беседы «Кто такой ветеринар?» и т.п. всегда интересны детям***.

К сожалению, реалии современной сельской жизни таковы, что ребенок, живя в селе,  видит корову, овцу, свинью, других сельскохозяйственных животных только на картинке или по телевизору. Экскурсии  на молочную ферму ООО «Шадринское», на птицефабрику, на зернокомплекс  и МТМ  существенно расширяют кругозор детей, привносят новые впечатления, способствуют формированию представления о специфике сельскохозяйственного труда****.

Мои ученики участвуют в различных социальных проектах, таких как «Экологические субботники», акции «Чистый бор», «Цветущая школа», операции «Помоги птицам зимой»; оказывают посильную помощь на пришкольном участке, в школьной теплице, что способствует развитию элементарных трудовых навыков*****.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что опыт работы по реализации инновационного проекта «Агробизнесобразование Зауралья» в начальной школе еще недостаточно большой, я думаю мы идем в правильном направлении. Содержание образовательного процесса в школе максимально приближено к повседневной жизни детей и реальной практике, сельскохозяйственному производству и социальной жизни села. Данное направление интересно детям, несет практическую пользу и имеет воспитательное значение. Исходя из этого, я согласна с идеей: «Каждый предмет в сельской школе важно наполнить поэзией сельской жизни, сознанием необходимости и благородства крестьянского труда».

* Урок в «Методическом портфолио»

**Проект «Сеньор Помидор» в «Методическом портфолио»

***Классный час «Я знаю пять профессий» в приложении «Методическое портфолио»

****Экскурсия в кабинет Шадринского сельскохозяйственного техникума по теме: «Зерновые культуры» в приложении «Методическое портфолио»

*****Фото и презентации  в приложении «Методическое портфолио»

Интернет источники:

profor45.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фомирование коммуникативной компетенции младших школьников через реализацию музыкальных проектов

Выступление на конкурсе "Учитель года"  с докладом о методической работе .  В данной работе представлен материал по обобщению опыта работы по созданию музыкальных проектов - мюзиклов....

Работа с одарёнными детьми через реализацию метода проектов (мастер-класс)

Поделиться опытом работы с коллегами по вопросу реализации метода проектов в работе с одарёнными детьми желательно через мастер-класс. Для этого  необходимо запланировать три основных этапа: инфо...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «АГРОШКОЛА»

План мероприятий  для   начального уровня общего образования составлен на основе утвержденного плана работы школы по реализации инновационного проекта "АГРОШКОЛА" на 2017 - 20...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...