Урок внеклассного чтения "Писатели Зауралья"
методическая разработка (чтение, 4 класс) по теме

Тема: Писатели Зауралья.
Цель:
Образовательная: Учить видеть и понимать за строками стихов чувства  и настроение их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стиховорных текстов на основе образного восприятия природных явлений в действительности. Формировать навыки беглого и выразительного чтения.

Развивающая: Создать в воображении детей картины пробуждения природы. Развивать познавательные способности, обогащать воображение, расширять объём памяти

.
Воспитательная: Воспитывать положительные тенденции к активной деятельности на уроке.


Оборудование: Презентация, музыка П. Чайковского «Времена года», книги Т.Белозёрова, отрывки стихов Белозёрова, стих «Подснежник» Т.Белозёрова, корзина, цветные карандаши, рисунки детей, стенгазета, скороговорки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_4.docx38.87 КБ

Предварительный просмотр:

Комогорова Светлана Николаевна

Урок внеклассного чтения 4 «Б» класс 2011год апрель (открытый урок на город).

Тема: Писатели Зауралья.

Цель:

Образовательная: Учить видеть и понимать за строками стихов чувства                                    и настроение их авторов. Поддерживать стремление и интерес к изучению стиховорных текстов на основе образного восприятия природных явлений в действительности. Формировать навыки беглого и выразительного чтения.

Развивающая: Создать в воображении детей картины пробуждения природы. Развивать познавательные способности, обогащать воображение, расширять объём памяти.

Воспитательная: Воспитывать положительные тенденции к активной деятельности на уроке.

Оборудование: Презентация, музыка П. Чайковского «Времена года», книги Т.Белозёрова, отрывки стихов Белозёрова, стих «Подснежник» Т.Белозёрова, корзина, цветные карандаши, рисунки детей, стенгазета, скороговорки.

Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

Улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня вместе, мы добры, приветливы, мы здоровы.

Глубоко вдохните. Выдохните вчерашние обиды, беспокойства и огорчения. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, прозрачность воздуха.

Желаю вам на весь урок хорошего настроения и успехов.

Сели поудобнее, расслабились и наслаждаемся звуками флейты, картинами известных художников.

Играет флейта, показ слайдов на тему «Весна».

Назовите, одним словом, что изображали художники?

2.Дикционно – артикуляционная разминка. Мы на поляне в весеннем лесу.

  1. Дыхательная гимнастика (вдохнули аромат весеннего солнышка, первых клейких листочков и запах свежей зелёной травки)
  2. Как капает капель кап-кап-кап (на выдохе, медленно, быстро, весело, грустно, при этом массируем пальчики шишками)
  3. Чтение скороговорки, которая повёрнута на 90 градусов, 180 градусов.

3.Презентации цели урока и целеполагания.

Ученик читает стихотворение Л.И. Куликова «Зауралье».

Показ слайдов на тему природа Курганской области.

Зауралье  

Куликов Леонид Иванович ((1924-1980)

Что такое зауралец,
Скажет вам любой земляк:
— Левым боком я уралец,
Правым боком сибиряк...

На зеленом разнотравье
Между колков и озер
Развернуло Зауралье
Золотых полей ковер.

Я скажу о крае шире:
Зауралье — это мост.
От Урала в глубь Сибири
Он заходит в полный рост.

Знойный ветер Казахстана
К нам кидает свой аркан,
И полярные бураны
Не забыли наш Курган.

Мы большой родней богаты,
всех припомнить не берусь.
Мы по карте, азиаты,
Только в сердце светит Русь;

Я люблю свой край до донца;
Здесь я жил, не зря старел,
Обуралился на солнце.
На снегах осибирел.

Богата наша Зауральская земля хорошими людьми: хлеборобы( Т. С. Мальцев), врачи (Илизаров, Витебский), писатели (Кликов, Потанин), художники (Травников).

Сегодня вы приготовили стихи ещё одного известного  зауральского писателя  Тимофея Максимовича Белозёрова.

Слайды о писателе.

Ученик рассказывает о писателе.

4. Актуализация знаний.

Игра «Узнай свои строки и продолжи дальше»

Учитель берёт из корзины карточки и читает отрывки стихотворения,

а ученик ,узнав свой стих, выходит и продолжает читать.

  1. Прочь одеяло! Встаю, изумлённый (Полина) 

Пением птицы на ветке зелёной,

             Тучками в небе, весёлой рекой,

              Рощей, с утра потерявшей покой.

            В солнечном блеске весеннего дня

           Столько чудес ожидает меня!

  1. И вот очистилась река,

Меняются картины( Настя)

        Меняются картины:

       Плывут, качаясь, облака

      Там, где ныряли

     Льдины.

  1. Сосульку ребристую лижет,

Ладошками

Ловит

Капель.(Серёжа)

Цветут – от счастливой улыбки –

Шубёнка его и треух,

И весь он – веснушки да цыпки –

Такой замечательный друг!

  1. И вот за окошками свесились ножки(Данил Алфёров)

В серебряных туфельках, в синих чулках,

По стёклам скользнули, скользнули и – ах! –

  1. Могучий лось в лесные чащи

Уходит сбрасывать рога.(Кирилл)

И, словно воин безоружный,

Домой шагающий с войны,

Он верит в мир большой и дружный,

Объятый радостью весны.

5. Знакомство с произведением.

Взяли шишки и массируем  пальчики.

В одной известной сказке  в зимнюю ночь послали девочку в лес. Не за шишками, не за дровами.

Зачем девочка зимой пошла в лес?

За подснежниками.

Кто помнит, как называется эта сказка, и кто её написал (С.Маршак «Двенадцать месяцев»).

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» апрель «Подснежник».

Учитель читает стихотворение «Подснежник» (у каждого ученика на парте стихотворение), при этом ребята закрыли глаза и слушают.

       

  ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины

Слезы.

Какие картины вы увидели?

Прочитайте произведение и подчеркните те слова или выражения, которые  взволновали вас. Почему?

Нарисуйте Снегурочкины слёзы.

  1. плакала,
  2. печальная,
  3. чужая,
  4. Снегурочкины слёзы.

6. Работа над выразительным чтением, над пониманием прочитанного.

Сегодня нам принесли корзинку с подснежниками.

Но цветы необычные, в них есть карточки с заданиями.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

март «Песнь жаворонка»

апрель «Подснежник»

Ребята находят отрывки стихов, которые готовили дома.

7. Выступления ребят.

Конкурс чтецов.

Ребята читают стихи, которые приготовили дома.

8. Рефлексия.

9. Итог урока.

Приложение.

Зауралье  

Куликов Леонид Иванович ((1924-1980)

Что такое зауралец,
Скажет вам любой земляк:
— Левым боком я уралец,
Правым боком сибиряк...

На зеленом разнотравье
Между колков и озер
Развернуло Зауралье
Золотых полей ковер.

Я скажу о крае шире:
Зауралье — это мост.
От Урала в глубь Сибири
Он заходит в полный рост.

Знойный ветер Казахстана
К нам кидает свой аркан,
И полярные бураны
Не забыли наш Курган.

Мы большой родней богаты,
всех припомнить не берусь.
Мы по карте, азиаты,
Только в сердце светит Русь;

Я люблю свой край до донца;
Здесь я жил, не зря старел,
Обуралился на солнце.
На снегах осибирел.

Белозёров Тимофей Максимович(1929- 1986)

Утром весенним, искрясь и звеня,

Молния радости будит меня.

Прочь одеяло! Встаю, изумлённый

Пением птицы на ветке зелёной,

Тучками в небе, весёлой рекой,

Рощей, с утра потерявшей покой.

В солнечном блеске весеннего дня

Столько чудес ожидает меня!

Апрель. Белозёров Т.М.

Закрою глаза я и вижу:

Стоит под окошком апрель –

Сосульку ребристую лижет,

Ладошками

Ловит

Капель.

Цветут – от счастливой улыбки –

Шубёнка его и треух,

И весь он – веснушки да цыпки –

Такой замечательный друг!

И вот уже мячик в кармане,

Резное весёлко[1] в руке,

За скотным двором,

                         на поляне,

Нам тесно, как льдинкам в реке.

А дни всё длиннее и краше!

Поют, заливаясь, скворцы,

И мельница крыльями машет,

И звонко стучат кузнецы.

И хочется бегать и прыгать,

И хочется всюду успеть,

Ногами от радости дрыгать,

От счастья

Смеяться

И петь!..

           . . .

В поле радостно гром громыхает,

Как шальные, гудят провода,

И река в берегах полыхает

Белым пламенем вешнего льда!..

* * *

Громада сумрачного бора

Полна горланящих грачей,

Внизу,

         по склону косогора,

В тумане катится ручей,

Встаёт луна неторопливо,

Беззвучно

            падает

                     роса,

И, как волшебное огниво,

Мелькает в ельнике лиса.

Белозёров Т. М.

Лось.

Когда весной в поток бурлящий

Сольются талые снега,

Могучий лось в лесные чащи

Уходит сбрасывать рога.

И, словно воин безоружный,

Домой шагающий с войны,

Он верит в мир большой и дружный,

Объятый радостью весны.

Отшумел ледоход.

                     Над рекой

Разлился вековечный покой.

Острова – недоступны и немы –

Тонут в тёмно-зелёной тени,

Не шелохнутся бакенов шлемы,

Не дробятся, не гнутся огни.

Словно всё ещё скованы воды

Светом тихой Полярной звезды,

И протяжно гудят пароходы,

Застилая дымами плоты.

* * *

Дарит песенки весна,

Раздаёт улыбки,

А навстречу ей

                   со дна

Выплывают рыбки.

* * *

Никак не усну, хоть за окнами – ночь.

И дождик весенний решил мне помочь:

Прошёлся по крыше, помедлил немножко –

И вот за окошками свесились ножки

В серебряных туфельках, в синих чулках,

По стёклам скользнули, скользнули и – ах! –

Зашлёпал мой дождик по листьям берёзы...

- уж ты извини,- зашептал он сквозь слёзы,-

Сейчас я тебя убаюкаю, друг... –

И в комнату солнце нагрянуло вдруг!

                 

Белозёров Т.М.

                         ЛЕДОХОД

На солнце греется река.

Шуршат, ломаясь, льдины.

Их ноздреватые бока

В песке и комьях глины.

На Север, в Обь, они спешат,

Намокший снег теряя,

Как стадо белых медвежат,

Толкаясь и ныряя.

Здесь тесно, жарко им.

Взгляни:

Они блестят от пота.

Опять поссорились они —

Затор у поворота!

Идёт дежурный катер «Гром»

Теченью на подмогу.

Когтистой лапою — багром

Их разнимает строго.

И вот очистилась река,

Меняются картины:

Плывут, качаясь, облака

Там, где ныряли

Льдины.

             ПТИЧЬЯ ВЕСНА

— Лето, лето,

Здравствуй, лето! —

В роще иволги кричат...

В чёрных гнёздах

Жёлтым цветом

Расцвели

Носы

Грачат!

          ПОДСНЕЖНИКИ

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники —

Снегурочкины

Слезы.

Белозёров Т.М.

            ВЕСЕННЯЯ БЫЛЬ

Текут

Ручьи

По улице,

Разбуженной теплом.

Две девочки на жёрдочке

Несут металлолом.

Две девочки-подружки

Несут на школьный двор

Ведро на ржавой дужке

И лодочный мотор.

Им оттянуло пальчики,

Перекосило плечи...

И вот,

           как ветер,

                             мальчики

Торопятся

Навстречу!

Вихрасты

И легки,

Бегут

Вперегонки.

С разбегу

Между девочек

Удачно прыгнул Гриша,

А Миша скорчил рожицу:

— Нельзя ли вашу жёрдочку

Поднять

Чуть-чуть

Повыше?

С краёв высоковато,

В серёдке — в самый раз!

Держите,

Я сейчас!

Р-р-аз!!! —

Мальчишки увлекаются,

Мотор с ведром качаются...

А девочки?

А девочки

Стоят и

Улыбаются!


[1] Весёлко – палка для игры в мяч, в лапту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "От благодарных читателей"

При подготовке к этому уроку учащимся было дано задание провести исследовательскую работу «Мой любимый литературный герой» по следующему плану: 1.Кто твой любимый герой? 2.Из какой он книги? 3.Что...

Урок внеклассного чтения «Животные в нашем доме».

Урок внеклассного чтения для 4-ого класса. Цель урока воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей. Учить сопереживать, сочувствовать через произвед...

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....