Статья "Трудности и возможности семилетнего ребенка"
статья

Симонова Лариса Васильевна

Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_i_vozmozhnosti_semiletnego_rebenka.docx14.45 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности и возможности семилетнего ребенка

Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями. Исследования показывают, что маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учителя, их привлекают серьезные занятия, хотя пока отметку они воспринимают как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно делать.

При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределенность, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряженность. Младший школьник стремится к положительным взаимоотношениям с взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция - чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться.

Возраст 7-8 лет является благоприятным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению, стоит только взрослому убедиться, что ребенку понятен их смысл. Эксперименты показали, что если требование воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки на основе этого требования произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще.

Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне.

Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.

Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, прочитать текст. Если же ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы. Капризы - это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения*. Некоторые капризы в дальнейшем подростковом возрасте могут проявиться в асоциальном поведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности кризиса семилетнего возраста

Как проявляется кризис семи лет....что происходит с ребёнком...разрешение кризиса...тактика для родителей.......

Поведение семилетнего ребенка или «Кризис семи лет».

Характерные поведенческие реакции у младшего школьника в возрасте семи лет. Действия взрослого на это поведение....

Первый год обучения в школе (кризис семилетнего возраста)

Материал поможет учителям первых классов помочь детям адаптироваться в школе....

Семилетний возраст.

Православное воспитание. Польза, нравственное начало в период серьезных перемен в личности семилетнего ребенка. Совесть, моральные нормы, которые необходимо соблюдать, как обязательное условие получен...

Памятка «99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю!»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для его полного самораскрытия, реализации. Сказать: “Я тебя люблю” - это только одна из возможностей...

Арт-терапия – как средство развития возможностей вашего ребенка.

Совершенствование существующих и создание новых эффектив­ных средств и методов, повышающих резервные возможности орга­низма человека, является актуальной проблемой. Взоры многих со­временн...

Раздаточный материал для родителей (памятка для родителей "99 возможностей сказать ребенку: "Я тебя люблю")

Полезные советы родителям по соблюдению важных правил, влияющих на психологическое состояние ребенка....