Программа летнего отдыха "Космические приключения"
рабочая программа

Нараева Наталья Яковлевна

       В основу воспитательного процесса положена сюжетно-ролевая игра.  В первый день лагерной смены запускается легенда: злой колдун Пупырчатый прилетел на нашу планету и оставил зашифрованное послание, в котором прописываются условия игры. Условия в послании таковы: вся Вселенная заражена вредоносным вирусом, от которого все  вечные ценности (истина, здоровье, любовь, дружба и т.д.)  превратились в антиценности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kosmicheskie_priklyucheniya.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

            муниципальное казённое  общеобразовательное  учреждение

                    Тогучинского района «Мирновская основная  школа»

  “Рассмотрено”

Заседание педсовета МКОУ Тогучинского района «Мирновская основная школа»

Протокол №___

от « ____» __________201__г.

“Утверждаю”

 Директор  МКОУ Тогучинского района «Мирновская основная школа»

Л.Е.Серемяжко ________________

Приказ ______________

от   « ____» ______________ 201__г.

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Большое космическое путешествие»

Программа рассчитана на детей: 6-14 лет

Срок реализации программы: 18 дней – 1 смена

                                                                                               

                                                                                                Составила: учитель начальных  

                                                                                                 классов Н.Я.Нараева

                                                              2018

                                              Пояснительная записка

     В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.

       Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Лагерь с дневным пребыванием призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха. Если считать приоритетными ценности и интересы детей, то атмосфера лагеря, его обстановка, структура и взаимоотношения в коллективе должны гармонизировать интересам и потребностям детей в соответствии с их внутренним миром и образом жизни. На период летней лагерной смены должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей и подростков. Эти функции призван выполнять летний лагерь с дневным пребыванием детей, который будет работать по программе «Большое  космическое путешествие».

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых  по месту жительства;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– модернизацией старых форм работы и введением новых;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей  и педагогов в реализации цели и задач программы.

Направленность программы. Программа тематической смены «Большое космическое путешествие» является комплексной, т.к. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные модули оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря дневного пребывания. Программа летнего отдыха имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной и гражданско-патриотической деятельности.

Актуальность программы «Большое космическое путешествие» определяется тем, что не все дети и подростки в период летних каникул могут отдыхать в специализированных оздоровительных лагерях, а продуманная и организованная система планирования смены лагеря дневного пребывания  позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт, а приобретенные знания помогут в самосовершенствовании и самореализации своих возможностей.

Педагогическая целесообразность программы. Как известно, лучший способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, как волшебные двери, открывают перед детьми новые грани окружающего мира. Но самые главные открытия – это те, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.

Программа «Большое космическое путешествие» – это сочетание отдыха, развития и привития навыков здорового образа жизни ребёнку. Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся космонавтами – участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Программа призвана создавать условия для позитивного общения, выражения себя в творчестве, учит детей создавать праздник для себя и других. Игра придаёт эмоциональную окраску всему происходящему, создаёт атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.

Возраст детей, участвующих в реализации программы летнего отдыха.Основной состав лагеря – это  учащиеся начального и среднего звена общеобразовательной школы посёлка Мирный Тогучинского района, будущие первоклассники. Возраст детей – 6-14 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в трёх разновозрастных командах по 6 человек.

Дети зачисляются в летний оздоровительный лагерь дневного пребывания  на основании письменных заявлений родителей.

Сроки реализации программы. По продолжительности программа является краткосрочной, т.к. реализуется в течение лагерной смены. Продолжительность смены 18 дней.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка»;

- Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

- СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04. 2010 г. № 25);

- Типовое положение о детском оздоровительном лагере (разработанные Минздравсоцразвития РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188

- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;

- Приказ Управления образования администрации Тогучинского района «Об организации летней оздоровительной компании 2018 года»;

- Приказ Муниципального казённого образовательного  учреждения «Мирновская основная школа» «Об организации летнего лагеря с дневным пребыванием детей 2018 года»;

        Программа «Большое космическое путешествие» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопонимание детей и взрослых.

В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе». Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации фантазии детей.

Цель программы: организация полноценного активного отдыха детей и подростков, направленного на реализацию потенциала воспитанника, основываясь на индивидуальности его развития, и формирование у него готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.

Задачи программы:

  1. Создать условия для организованного, интересного отдыха детей.
  2. Организовать систему  мероприятий по безопасности жизнедеятельности детей;
  3. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры, осуществлять профилактику асоциальных явлений.
  4. Выявлять и развивать творческий потенциал ребенка, включать его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
  5. Формировать навыки позитивного общения со сверстниками.
  6. Привлечь родителей  к организации отдыха и содержательного досуга, способствующего самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию каждого ребёнка.

Концептуальные основы программы

           Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

          В основу организации деятельности закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

         Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий. Программа летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления образования, воспитания в условиях лагеря.

         Основная идея программы лагеря дневного пребывания  – представление возможностей для раскрытия творческих способностей детей, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе.

        Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

        Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: режим дня, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

        Досуговая деятельность в лагере направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

        Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

       Название программы лагеря дневного пребывания «Большое космическое путешествие». Такой выбор был сделан не случайно – 2018 год  богат на круглые даты в области космонавтики.

29 января 1998 года, 20 лет назад было подписано соглашение о создании Международной космической станции, а уже 20 ноября этого же года на орбиту доставлен первый российский модуль «Заря», ставший основой станции.

Интересно, что за 25 лет до этого, то есть 45 лет назад, 3 апреля 1973 года запущена другая долговременная орбитальная станция – «Салют-2».

В 2018 году 55 лет исполнится с момента полёта в космос первой женщины-космонавта. Запуск космического корабля «Восток – 6» с Валентиной Терешковой на борту состоялся 16 июня 1963 года.

А 15 ноября будущего года исполняется 30 лет с момента легендарного полёта многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран».

 Принципы организации педагогического и воспитательного процесса в рамках программы:

  1. Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
  2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанникам и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
  3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
  4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках тематического дня;
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

6. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

7. Принцип включенности воспитанников в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

8. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

9. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

10. Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • безусловная безопасность всех мероприятий;
  • учет особенностей каждой личности;
  • возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
  • достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
  • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
  • чёткое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
  • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Отличительной особенностью данной программы является сочетание образовательной и досугово-творческой деятельности.

Сроки реализации программы. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение одной лагерной смены. Продолжительность смены 18 дней.

Этапы реализации программы

  1. Подготовительный этап.

       Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по УВР по подготовке к летнему сезону;
  • издание приказа по образовательному учреждению  о летней кампании;
  • разработка программы «Большое космическое путешествие» летнего  лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
  • подготовка методического материала;
  • отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.);
  • подготовка материально-технического обеспечения.
  1. Организационный этап смены.

      Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1 день. В это время осуществляется первоначальное сплочение и организационное оформление команд лагеря, выдвижение воспитательных задач и определение путей их реализации, определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • запуск программы «Большое космическое путешествие»;
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

В этот период происходит формирование экипажей: воспитанники лагеря делятся на 3 команды. За каждой командой закрепляется командир, который становится диспетчером экипажа. Жизнь отряда строится по законам и правилам лагеря.

            Организационный период – это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:

  • познакомиться с воспитанниками (узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы);
  • рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда;
  • создать уютную атмосферу (красиво оформить помещение), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить команды (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику – название, девиз, песня, эмблема, создать командный  уголок);
  • включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены);
  • создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
  1. Основной этап смены.

        Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены «Большое космическое путешествие»;
  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел.

            Это период установления правил, законов, традиций, внутри коллектива и в лагере в целом. Основной период смены – это период реализации целей и задач смены, личностной самореализации детей. Он делится на два самостоятельных и взаимопроникающих этапа: учебно-демонстрационный; демонстрационно-закрепляющий.

           На первом этапе происходит:

- овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем лагерной смены; правилами, позициями, ролями, отвечающими ожиданиям и интересам детей;

- организация деятельности воспитанников, закрепляющей приобретенные навыки и мотивирующей на дальнейшее овладение  программой;

- корректировка ценностно-ориентационной сферы детей.

       На втором этапе происходит:

- организация разнообразной творческой деятельности при активном включении детей в ее подготовку и проведение;

- демонстрация полученных знаний, умений и навыков на уровне самодеятельности и самоорганизации;

- корректировка межличностной сферы взаимоотношений; анализ поведения и деятельности воспитанников.

Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателям и их требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Экипажи команд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.

В основной период основными задачами становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам-лидерам.

Каждый день регламентируется план-сеткой. Основной деятельностью в этот период является реализация сюжетно-ролевой игры. В соответствии с программой проводятся массовые мероприятия, экскурсии и т.д.

Это период активного включения всех факторов, способствующих реализации программы. Важным является на этом этапе включение детей во внутрикомандные и общелагерные мероприятия разнообразной направленности, также способствующие созданию и поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка. Внутрикомандные дела не дублируют общелагерные, но и не должны идти в разрез им.

На середину лагерной смены приходится второй пик трудности – «пик привыкания» (примерно 12-13 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми. Для преодоления пика привыкания (на 13-14 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Данные мероприятия продумываются заранее и готовятся либо вообще без участия детей, либо, наоборот, полностью задействуя их в подготовке.

В данный период дети имеют возможность:

  1. Познавать, отдыхать, трудиться.
  2. Делать открытия в себе, в окружающем мире.
  3. В творческой и лидерской самореализации.
  4. Развивать способность доверять себе и другим.

4. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;
  • выработка перспектив деятельности организации;
  • анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагерю с дневным пребыванием детей в будущем.

            Экипажи завершают космическое путешествие, проводится мероприятие «Звездопад», на котором подводятся итоги смены, определяется экипаж-лидер, осуществляется заветная мечта экипажа, происходит поощрение каждого ребёнка.

Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.

           Заключительный этап включает в себя проведение итоговых сборов команд, проверку того, чему научился, узнал каждый ребенок. На данном этапе происходит подведение итогов собственной деятельности ребенка в лагере, осмысление и мотивация на дальнейшее развитие морально-волевых и духовно-нравственных ценностей.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

            Реализация Программы позволит получить следующий результат:

1.Отсутствие  травматизма у детей и подростков.

2. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.

3. Повышение количества воспитанников в реализации в социально значимой деятельности.

5. Улучшение психологического микроклимата и социальной комфортности в едином образовательном пространстве клуба.

ЛАГЕРЬ – это активный отдых детей, общение со сверстниками, вожатыми, педагогами; развитие способностей и интересов детей, где каждый ребёнок

  • укрепил своё здоровье;
  • старательно развивал свои способности;
  • принял активное и посильное участие в создании проекта;

дети научились:

  • общаться со сверстниками;
  • преодолевать личные трудности;
  • самостоятельности;
  • искать решение возникающих проблем;
  • организовывать себя и других;
  • отстаивать своё мнение;
  • проводить игры;
  • участвовать в делах отряда и лагеря;
  • участвовать в органах самоуправления.

При оценке результатов необходимо ориентироваться на впечатления и представления о результатах и значимости летнего образования для детей и родителей.

Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

Диагностика осуществляется в несколько этапов:

Входящая диагностика

Начало смены. Знакомство. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

Промежуточная диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на комадных сборах.

Итоговая диагностика

Анкетирование.

Беседы в командах.

Цветопись.

Диагностика необходима на протяжении всей смены: при разборе полетов в конце каждого дня, после осуществления КТД, по окончании лагерной смены.

Рефлексия осуществляется каждый день с помощь цветограммы. В конце дня каждый воспитанник приклеивает в уголке своего экипажа  звездочку отражающую свое настроение за день. Желтая – «отлично», зелёная – «хорошо», красная – «плохо»,  голубая  – «день как день».

Формы отслеживания результатов

Массовая форма отслеживания.

Все воспитанники делятся на три  команды. По итогам мероприятий выявляется победитель. Совет по полётам ежедневно подводит итоги работы каждого экипажа  с оформлением карты успеха. В этой карте отражены результаты отряда.

Жёлтая звезда – отлично (3 балла).

Зелёная звезда – хорошо (2 балла).

Красная звезда – удовлетворительно (1 балл).

По результатам набранных баллов в карте лагеря, выявляется отряд-победитель.

Индивидуальная форма отслеживания.

Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника, который получает золотую звезду.

К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.

Критерии и показатели эффективности реализации программы

1. Сохранение  здоровья

1. Соблюдение режима дня.

2. Сбалансированное питание.

3. Участие детей в культурно-массовых мероприятиях.

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

1. Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля.

1. Умение слушать и слышать собеседника (толерантность).

2. Бесконфликтное общение.

3. Рефлексия.

4. Навыки психологической защиты, самоконтроля.

5. Самооценка.

6. Коммуникабельность.

7. Формирование ценностных ориентаций.

8. Эмоциональная устойчивость.

9. Наличие мотивации на познавательную деятельность.

10. Отсутствие конфликтов.

1. Анкетирование.

2. Наблюдение.

3. Сюжетно-ролевые игры.

4. Социально-психологическое консультирование.

5. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

6. Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

7. Деятельность органов детского самоуправления.

Формирование социально-активной личности

1. Реализация творческих способностей ребёнка.

2. Правовое самосознание детей и подростков разных категорий.

3. Соответствие услуг  дополнительного образования потребностям и интересам детей.

4. Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий.

5. Личная заинтересованность детей и подростков в организации и проведении КТД.

Факторы риска

Меры профилактики

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

Неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей и вожатых. Индивидуальная работа с воспитателями и вожатыми по коррекции содержания работы.

Формы подведения итогов реализации программы тематической смены «Большое космическое путешествие».

По каждому разделу программы применяются различные формы подведения итогов: соревнования, конкурсы, экскурсии, викторины, игры, беседы, театрализованные программы.

В последний день летней оздоровительной смены проводится заключительное мероприятие «Звездопад» – итоговая форма диагностики результативности реализованной программы, в котором дети, с приобретенными за время смены навыками самоуправления, имеют возможность проявить творческую активность, реализовать морально-нравственные качества, навыки продуктивного общения и здорового образа жизни

Формы и методы реализации программы.

В основу реализации программы «Большое космическое путешествие» заложены разнообразные формы и методы.

Формы организации деятельности

Коллективные

Групповые

Индивидуальные

Праздники.

Конкурсы.

Экскурсии.

Спортивные соревнования.

КТД.

Беседы.

Создание и реализация проектов.

Работа кружков.

Индивидуальные беседы.

                  Методы реализации программы

Методы оздоровления:

- витаминизация;

- соблюдение режима дня;

- сбалансированное питание;

- утренняя гимнастика;

- спортивные занятия и соревнования;

- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.

Методы воспитания:

- убеждение;

- поощрение;

- личный пример;

- вовлечение каждого в деятельность;

- самоуправление.

Методами образования:

- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог).

- экскурсии.

- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).

Содержание программы

           В содержании программы делается акцент на преимущественно игровые формы деятельности. Игровая модель смены – это модель, в основании которой лежит игра, и прежде всего игра ролевая, через которую дети познают важнейшие социальные формы поведения, перенося свои жизненные наблюдения в игру, а игровые – в жизнь.

         В основу воспитательного процесса положена сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра – очень мощное средство успешной социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Реализация целей и задач смены осуществляется в ходе сюжетно-ролевой игры «Большое космическое путешествие».  В первый день лагерной смены запускается легенда: злой колдун Пупырчатый прилетел на нашу планету и оставил зашифрованное послание, в котором прописываются условия игры. Условия в послании таковы: вся Вселенная заражена вредоносным вирусом, от которого все  вечные ценности (истина, здоровье, любовь, дружба и т.д.)  превратились в антиценности. Этот же  вредоносный вирус запущен и на нашей планете, от которого погибнет всё живое на  Земле и она будет приспособлена для разведения кормовых червей для злых монстров Вселенной. Но, дети могут спасти свою планету, если путешествуя во Вселенной, они покажут, что  их жизнь наполнена  смыслом и вечными ценностями. Чтобы спасти свою планету от  вредоносного вируса колдун Пупырчатый даёт всего 18 дней. Прилетая ежедневно на разные планеты Вселенной, дети, в процессе мероприятий тематического дня, разрушают код вируса и возвращают на планету одну из вечных ценностей. В конце путешествия дети привозят с собой на Землю все собранные ценности и в процессе мероприятия «Звездопад» подводят итоги по спасению нашей планеты.  

Все воспитанники делятся на три команды. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является космический корабль «Детство».

Экипаж корабля:

Капитан – начальник лагерной смены.

Бортпроводник – воспитатель.

Диспетчер – командир корабля.

Космонавты – дети.

Задача капитана, бортпроводника и диспетчера – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на  анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводник и диспетчер.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает бортовой журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс бортовых журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (вселенной), где центром является космический корабль «Детство».  Экипаж космонавтов первым победивший вирус (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой символический флажок . Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

     Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

     Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «золотую звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество вылеченных планет тем или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

    Конечно, создатели Программы не отрицают, что не всё может сработать. За 18 дней наш космический корабль «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди, и солнечные затмения, и чёрные дыры, и инопланетяне или инопланетный разум.

          Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

В лагере законы есть,

Исполнять их долг и честь,

С ними в ногу ты пойдешь,

И друзей себе найдешь!

Ждут нас игры, танцы, смех,

Вдохновенье и успех!

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Экипаж – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

.

Режим дня.

9.00 – 9.10 – Сбор космонавтов.

Мы рады приветствовать вас на борту нашего «Детство»!

9.10 – 9.20 – Утренняя зарядка под музыку.

Чтобы день твой был в порядке,

Ты начни его с зарядки!

9.20 – 9.25 – Минутка здоровья

9.20 – 9.30 – Сбор экипажа корабля (организационная линейка).

Пора-пора на линейку, детвора!

9.30 – 10.00 – Завтрак землянина.

Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,

Любим мы молочный супчик, и «спасибо» поварам!

Спасибо за кашу,

Спасибо за чай,

К обеду нас кухня

Снова встречай!

10.00 – 10.10 – минутка безопасности

10.10 – 12.00 – «Космостарты» (Работа по плану отрядов).

Лучше отряда нет на свете,

Знают воспитатели, знают дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будет всем весело, будет все рады.

12.00 – 13.00 – «Космодром» (игры на игровой площадке)

Солнце светит ярко-ярко,

Нам от солнца жарко-жарко!

Лето, воздух и вода-

Наши лучшие друзья!

13.00 – 13.30 – Обед с инопланетянином.

Раз, два – три, четыре!

Три, четыре – раз, два!

Подкрепиться всем нам нужно!

На обед идем мы дружно!

Открывайтесь шире двери,

Мы голодные, как звери,

Нас покормят, повара,

Прокричим мы им: «Ура!»

Нам еда полезна будет:

Силы новые разбудит.

Станем все мы силачами,

Настоящими орлами!

13.30 – 13.45  -  Минутка тишины (чтение книг)

13.45 – 14.45 – «Экипаж одна семья» (общелагерное дело).

Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!

14.45 – 15.00 – Подведение итогов дня

15.00 – Уход домой.

Каждый день смены будет посвящен путешествию на одну из планет под названием:

1. Запуск легенды. Подготовка космонавтов «Весёлый космодром»

2. «Планета Чудес».

3. «Планета Неболейка – будь здоров!».

4. «Планета Мастеров».

5. «Планета Весёлых детей».

6. «Планета Рекордов».

7. «Планета Сокровищ».

8. «Планета Цветов».

9. «Планета Ужасов».

10. «Планета Юмора и Смеха».

11. «Планета Разноцветных красок»».

12. «Планета Любви».

13. «Планета Сладкоежек».

14. «Планета Зелёных человечков».

15. «Планета Следопытов».

16. «Планета Наоборот».

17. «Музыкальная планета».

18. «Звездопад». Закрытие лагеря.

В конце дня каждый воспитанник приклеивает в уголке своего экипажа  звездочку отражающую свое настроение за день. Желтая – «отлично», зелёная – «хорошо», красная – «плохо»,  голубая  – «день как день».

Структура управления лагерем дневного пребывания

        Актив лагеря создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые.

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

-создание в лагере условий для развития физического. Творческого, интеллектуального потенциала детей;

-содействие в создании благоприятного психологического климата.

Актив лагеря – это капитан, бортпроводники, диспетчер. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг).

Каждый член экипажа имеет право:

- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

- на защиту своих интересов.

Каждый член экипажа обязан:

- ответственно исполнять порученное дело;

- соблюдать законы общения и культуры поведения.

План-сетка мероприятий летнего  лагеря дневного пребывания  по программе «Большое космическое путешествие»

День первый – пятница 01.06.2018– «Весёлый космодром»

1. Встреча детей, создание экипажей:

- знакомство с лагерем;

- принятие правил жизнедеятельности и поведения;

- распределение обязанностей;

- инструктажи по ТБ.

 - минутка здоровья «Мой рост и мой вес»

2. Создание уголка космонавтов «Это – мы!»

3. Выбор командиров космических кораблей, распределение обязанностей.

4. Общий сбор-инструктаж по организации лагерной смены, запуск легенды сюжетно-ролевой игры:

- знакомство  с маршрутом путешествия и остановками в пути;

- отрядный огонек «Расскажи мне о себе», игры на знакомство.

5.Игровая программа «Весёлый космодром».

6.Профилактическая беседа «Береги свое здоровье».

     7.Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День второй – понедельник 04.06.2018 – «Планета Чудес»

1. Минутка здоровья «Спасибо зарядке – здоровье в порядке!».

2. Минутка безопасности «Пожарная безопасность».

3. Обсуждение понятий «правда», «ложь»

4. Пословицы и поговорки по теме

5. Игра «Профессия – «лгуны»

6. Конкурс «Кто больше назовёт сказок, в которых ложь наказана?»

7. Театрализованная программа «Что за прелесть эти сказки!» (инсценировка русских народных сказок – настольный кукольный театр)

8. Конкурс рисунков «Мы не лжём   - мы фантазируем»

    9. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День третий – вторник  05.06.2018 – «Планета Неболейка – будь здоров!»

1. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров!».

2. Минутка безопасности «Опасности в природе. Гроза, ураган, град»

3. Познавательное мероприятие « Здоровье – это бесценный дар»

4. Загадки -шарады «Дружи с водой»

5.Спортивно-оздоровительное состязание «Космостарты»

     6. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День четвертый –среда 06.06.2018 – «Планета Мастеров»

1. Минутка здоровья «Температурный режим».

2. Минутка безопасности «Ядовитые растения».

3. Мероприятие «Этот загадочный мир».

4. Изготовление макета «Планеты Солнечной системы»

     5. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День пятый – четверг  07.06.2018 – «Планета Весёлых детей»

1. Минутка здоровья «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»

2. Минутка безопасности «Лесные опасности»

3. Путешествие «Навстречу космическим открытиям»

4.  Конкурс рисунков на асфальте «Земля – наш общий дом».

     5. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День шестой – пятница 08.06.2018  – «Рекордов»

1. Минутка здоровья «Моё настроение»

2. Минутка безопасности «Движение по улицам и дорогам».

3. Мероприятие «Я талантлив!»

    - слово спортсменов

    -слово художников

    - слово музыкантов

    - слово поэтов

4. Игра «Угадай хобби»

5. Конкурсно-игровая программа «А вам слабо?»

6. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День седьмой – суббота 09.06.2018 – «Планета Сокровищ»

1.Минута здоровья «Польза витаминов».

2.Минутка безопасности. «Безопасность на водоёмах»

3. Квест –путешествие «В поисках клада»

     4. Межпланетный конкурс «Мисс и Мистер лагеря»

5. «Пикник» на тёмной планете

6. Игра «Дари добро!»

7. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День восьмой – среда 13.06.201. – «Планета Цветов»

1. Минутка здоровья – беседа «Солнечные ванны» (профилактика солнечных ударов)

2. Минутка безопасности «Один дома»

3. Беседа «Что значат цветы в жизни человека»

4. Цветочная викторина

5. Концерт –экспромт «Ромашка»

6. Игра «Цветочная тропинка»

7. Проект «Портрет цветка»

8. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День девятый – четверг 14.06.2018  – «Планета Ужасов»

1. Минутка здоровья «Суд над сигаретой» (профилактическая беседа о вредных привычках).

2. Минутка безопасности «Безопасная дорога домой».

3. Просмотр мультфильма «Жили Ох и Ах»

4. Тренинг «Эмоции и здоровье»

5. Беседа «Мозг – наш главный командир»

6. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День десятый – пятница  15.06.2018 – «Планета Юмора и смеха»

1. Оздоровительные упражнения по программе «Волшебный мир сенсорики».

2. Минутка безопасности «Первая помощь при ожогах»

3. Мероприятие «Жить без улыбки- просто ошибка»

4. Конкурсная программа «Юмор с нами»

5. Конкурс шаржей.

6. Игра «Веселые рифмы».

7. Конкурс страшно смешных гримас

9. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День одиннадцатый – понедельник  18.06.2018 – «Разноцветных красок»

1. Минутка здоровья «За здоровьем к растениям».

2. Минутка безопасности «Пищевое отравление».

3. Космическое путешествие на планету «Королевы космических красок»

4. Просмотр мультфильма «Тайны третьей планеты»

5. Конкурс рисунков «Цветочная радость».

6. Игра «Похищение цвета»

7. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День двенадцатый – вторник 19.06.2018 – «Планета Любви»

1. Минутка здоровья «Моя красивая осанка».

2. Минутка безопасности «Правила обращения с электроприборами»

3. Мероприятие «Любви все возрасты покорны»

    - постановка «Ералаша» на тему «Загадочное женское сердце»

    - конкурс чтецов «Поэзия любви»

    - игра «Любовь с первого взгляда»

4. Выставка рисунков «Наша дружная семья»

5. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День тринадцатый – среда 20.06.2018 – «Планета Сладкоежек»

1. Минутка здоровья «Конфеты. Их вред и польза»

2. Минутка безопасности «Правила езды на велосипеде»

3. Развлечение «Полёт на планету Сладкоежек»

4. Игра «Сладкая мода»

5. Творческий конкурс «Сладко, но не съешь» (украшение пряника)

6. Мероприятие «Поварята из кафе «Сладкоежки»

7. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День четырнадцатый –четверг 21.06.2018  – «Планета Зелёных человечков »

1. Минутка здоровья «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты».

2. Минутка безопасности «Правила обращения с лекарствами».

3. Беседа об экологической ситуации, которая сложилась на данный момент на нашей планете

4. Конкурс «Спрашиваем – отвечаем»

5. Весёлые игры на серьёзную тему.

6. Коллаж «Мы – дети Земли»

7. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День пятнадцатый – пятница 22.06.2018 – «Планета  Следопытов»

1. Минутка здоровья «Вода – наш лучший друг».

2. Минутка безопасности «Предупреждение бытового травматизма»

3. День Памяти.  Музыкально-поэтическая линейка

4. Мероприятие «Практикум юного шпиона»

5. Спортивное мероприятие «Казаки –разбойники»

6. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День шестнадцатый – понедельник 25.06.2018 – «Планета Наоборот»

1 Минутка здоровья «Закаливание солнцем, воздухом, водой»

2. Минутка безопасности «Дорожные знаки»

3. Мероприятие «Урок добра или Путешествие в страну наоборот».

4. Конкурс «Лучший макияж». (превращение мальчиков в девочек и наоборот)

5. Конкурс «Кто во что горазд».

6. Игра «Наш комический футбол»

7. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День семнадцатый – вторник 26.06.2018 – «Музыкальная планета»

1 Минутка здоровья «Красивые зубы – красивая улыбка»

2. Минутка безопасности «У дорожных правил нет каникул»

3. Мероприятие «С музыкой в космос»

4. Танцевальный марафон «Танцы народов мира».

5. Игра «Музыкальный стул»

6. Занятия по интересам. Игры на свежем воздухе.

День восемнадцатый – среда 27.06.2018 – «Звездопад» Закрытие лагерной смены.

1 Минутка здоровья «Полезная пища, вредная пища»

2. Минутка безопасности «Условия безопасности в транспорте»

3. Мероприятие «Мы все такие разные»

   - игра «Аплодисменты»

   - флэш-моб «Здравствуй, маленький народ»

4. Ярмарка «Волшебный сундучок».

5. Закрытие лагерной смены – концерт «Звездопад».

6. «Танцевальный коктейль».

4. Лагерная «свеча».

                                            Тематические дни

Дата

                             Тема дня

Ценности

Ответственный

1

01.06.18

Весёлый космодром  

Н.Я.Нараева, Л.М.Лебедева

2

04.06.18

Планета Чудес

истина – ложь

О.И.Нелюбова, Т.П.Грачёва

3

05.06.18

Планета «Неболейка-будь здоров!»

здоровье-болезнь

Н.П.Габова, Н.М.Нелюбова

4

06.06.18

Планета Мастеров

трудолюбие – лень

Л.М.Лебедева, Н.Я.Нараева

5

07.06.18

Планета Весёлых детей

дружба-вражда

Т.П.Грачёва, О.И.Нелюбова

6

08.06.18

Планета Рекордов

талант –бездарность

Н.М.Нелюбова, Н.П.Габова

7

09.06.18

Планета Сокровищ

бескорыстие –алчность

Н.Я.Нараева, Л.М.Лебедева

8

13.06.18

Планета Цветов

красота –уродство

О.И.Нелюбова, Т.П.Грачёва

9

14.06.18

Планета Ужасов

смелость – страх

Н.П.Габова, Н.М.Нелюбова

10

15.06.18

Планета Юмора и Смеха

радость –уныние

Л.М.Лебедева, Н.Я.Нараева

11

18.06.18

Планета Разноцветных красок

творчество – разрушение

Т.П.Грачёва, О.И.Нелюбова

12

19.06.18

Планета Любви

любовь – ненависть

Н.М.Нелюбова, Н.П.Габова

13

20.06.18

Планета Сладкоежек

щедрость –скупость

Н.Я.Нараева, Л.М.Лебедева

14

21.06.18

Планета зелёных человечков

отзывчивость- чёрствость

О.И.Нелюбова, Т.П.Грачёва

15

22.06.18

Планета Следопытов

знание –невежество

Н.П.Габова, Н.М.Нелюбова

16

25.06.18

Планета Наоборот

добро – зло

Л.М.Лебедева, Н.Я.Нараева

17

26.06.18

Музыкальная планета

веселье – грусть

Т.П.Грачёва, О.И.Нелюбова

18

27.06.18

Звездопад. Закрытие лагеря.

Н.М.Нелюбова, Н.П.Габова

                          Методическое обеспечение

В основу деятельности педагогами детского лагеря взяты следующие методики и технологии:

- технологии личностно-ориентированной педагогики;

- методика самоуправления;

- методика КТД;

- методика самоуправления;

- игровые технологии;.

  1. Технологии личностно-ориентированной педагогики. Научно-педагогической основой организации воспитательного процесса являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – уникальная целостная личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
  2. Методика КТД.

В сфере воспитания коллективно-трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию детского и подросткового возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.

Дело – это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.

Коллективно-творческое дело (КТД) – событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

  1. Организаторские дела (метод взаимодействия).
  2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.).
  3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире).
  4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков).
  5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление).
  6. Спортивные дела (зарядки, веселые старты, комический футбол и др.).
  1. Методика самоуправления

             Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, – формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

           Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Основные методы досуговой деятельности

Основными методами организации деятельности являются:

1. Метод игры (игры отбираются воспитателем в соответствии с поставленной целью).

2. Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы).

3. Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности).

4. Метод импровизации.

                                                Метод игры

          Игра – самостоятельный и законный для детей, очень важный вид их деятельности, равноправньrй со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. К концу нашего столетия, считает Ш. Амонашвили, целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка. Игра понятна и близка, в ней дети выражают свою интересную, оригинальную сущность.

Игрой легко выверить симпатии и антипатии детей, их выбор, предпочтения в среде сверстников. Игра выявляет знания, интеллектуальные силы. Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, выносливость, координацию и т.п.

Метод театрализации

Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей.

Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

Метод состязательности

Состязание – чисто детская привилегия. Состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.

Метод импровизации

Импрум (англ.) – самопроверка, улучшение, усовершенствование. Жизнь детей импровизирована. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации это порождение искуса, соблазна, творческого успеха. Импровизация базируется на синдроме подражания с применением своего авторского начала.

 Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Информационно-методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение

Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы лагеря дневного пребывания является подготовка специалистов.

Цель: повышение профессионального роста педагогического коллектива, способного удовлетворять образовательные запросы и потребности детей и их родителей, эффективно решать задачи, поставленные на данный период.

Повышение профессионализма педагогических кадров в работе с детьми в каникулярное время предполагается через:

  1. Семинарские занятия по подготовке педагогических кадров к организации летних каникул
  2. Самообразование педагогов в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

                 Для реализации программы смены требуется педагогический коллектив и обслуживающий персонал.

Подбор начальника лагеря, воспитателей, технического персонала проводит администрация школы.

                  Начальник лагеря участвует в подборе кадров, определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной деятельностью, за соблюдение режима работы ЛДП, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, следит за исполнением программы. Начальник лагеря отвечает за качество и эффективность работы смены.

           Педагоги организуют воспитательную работу в отрядах, отвечают за жизнь и здоровье, а также безопасное пребывание детей в лагере. Ведут специальную документацию.

          Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время проведения отрядных, общелагерных, массовых мероприятий.

Такое комплектование позволяет обеспечивать системность воспитательно-образовательной работы и, в то же время, вносить инновационный элемент в деятельность лагеря.

Информационно-методические обеспечение:

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  1. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия:

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

 Литература

  1. Афанасьев, С.П., Коморин, С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие / С.П. Афанасьев. – Кострома: РЦ НИТ «Эврика-М», 1998.
  2. Вариативные программы учреждений отдыха и оздоровления детей // Дополнительные образовательные программы. – № 1 (19) 2012.
  3. Внеклассные мероприятия в 5 – 6 классах / авт.-сост. Е.Н. Арсенина и др. – Волгоград: Учитель, 2005. – 175с.
  4. Григоренко, Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
  5. Григоренко, Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н Григоренко. – М.: Просвещение,1999. – 160 с.
  6. Здравствуй, лето красное!:игры и развлечения в летнем лагере / сост. Т.А. Бочарова, Л.А. Шабаршова. – Оренбург: ООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2012. – 156 с.
  7. Кулаченко, М.П. Весёлое лето / М.П Кулаченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 248 с.
  8. Курганский, С.М. Путешествие по играй-городу. Организация досуговой деятельности школьников / С.М. Курганский. – М.: 5 за знания, 2008. – 192 с.
  9. Латыпова, Л.А. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации / Л.А Латыпова. – Оренбург: ОДТДМ, 2011. – 83с.
  10. Лето – дело серьезное: сборник методических материалов / сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 120 с.
  11. Лобачева, С.И., Жиренко, О.Е. Справочник вожатого / С.И. Лобачева, О.Е. Жиренко. – М.: ВАКО, 2007. – 192 с. – (Мозаика детского отдыха).
  12. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. Учебно-методическое пособие / Г.В. Лунина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 128с.
  13. Маслов, А.А. Портфель вожатого / А.А. Маслов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237с.
  14. Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. / Сост.: С.П. Беткер, Е.Н. Лемня, Г.Ф. Ранева; Под. Ред. Е.Г. Мазуровой. – Ханты-Мансийск: ГУИПП Полиграфист, 2001. – 172 с.
  15. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере, 1-11 классы / авт.-сост. С.И. Лобачева. - М.: ВАКО, 2007. – 208с. (Мозаика детского отдыха).
  16. Пикалова, Г.Ф. Примерная программа обучения отрядных вожатых детских оздоровительных учреждений / Г.Ф.Пикалова //Внешкольник Оренбуржья. – 2011. №1-2.- С. 20-21.
  17. Роткина, Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия / Т.С.Роткина, О.А. Курзова, А.В.Нестеренко. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2007. – 160 с.
  18. Создание психологического комфорта в детском оздоровительном лагере: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А. Латыпова, Т И. Лучина; науч. конс. А.Д. Насибуллина. – Оренбург: ОДТДМ, 2011. – 84 с.
  19. Соколова, Н.В. Внимание каникулы!: сборник программ и материалов по организации каникулярного отдыха детей / Соколова Н.В. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2010. – 136 с.
  20. Соколова, Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря / Н.В. Соколова. – Оренбург: Изд-во «Детство», 2009. – 120 с.
  21. Соколова, Н.В. Профильная смена как форма поддержки талантливых детей и подростков в условиях ДОЛ / Соколова Н.В. // Внешкольник Оренбуржья. – 2011. №1-2. – С. 5-7.
  22. Типовое положение о детском оздоровительном лагере (разработанные Минздравсоцразвития РФ 15.04.2011 г. № 18-2/10/1-2188);
  23. Учебник для вожатого. М.П. Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
  24. Чесноков, Н.Д. Лето, лето, лето / Чесноков Н.Д. – Оренбург: ОДТДМ, 2001. – 130 с.
  25. Шмаков, С.А. Учимся, играя: методическое пособие / С.А. Шмаков. – М.: ЦГЛ, 2004. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего оздоровительного лагеря "Последний герой"

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей в возрасте от7-16 лет в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.Программа написаннная на основе телевизионной игры "Последний ...

Программа летнего оздоровительного лагеря "Солнышко"

Документ содержит программу работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе МОУ "СОШ № 50" г. Саратова, реализующая здоровьесберегающие технологии....

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Космические приключения"

Данная программа призвана помочь семье восстановить здоровье каждого конкретного ребенка через комплекс оздоровительных мероприятий и организацию экскурсионно-туристической и досуговой деятельности. П...

Конкурсная программа «В поисках приключений» для 2 класса

Цели:   развивать внимание,  наблюдательность,  умение ориентироваться в пространстве;              формировать...

Программа летней кампании для летнего лагеря

Программа летней оздоровительной кампании на 2016 год...

Презентация программы летнего отдыха детей "Космические приключения"

         Данная программа реализовывалась через использование групповых и индивидуальных  познавательно-игровых  форм работы. В программе использовались следу...

Программа летнего лагеря с дневным пребыванием "Летняя сказка"

Комплексная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Летняя  сказка»...