"Школа для взрослых" (Из опыта работы в школе для взрослых в психоневрологическом интернате)
статья
«ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ)
Аверьянова Любовь Андреевна, Тулисова Ирина Валерьевна,
Тулисова Дарья Андреевна, Чоботарская Олеся Вячеславовна
"Не стыдись учиться в зрелом возрасте; лучше научиться поздно, чем никогда".
Эзоп
Есть ли разница в обучении взрослого и ребенка? А если есть, то в чем она состоит? Попытаемся ответить на этот вопрос. Если представить себе любого абстрактного взрослого человека и любого ребенка, то мы ответим на эти вопросы примерно следующее: «Взрослый человек уже обладает немалым социальным опытом и знаниями, его требуется либо переучивать, то есть, сделать его знания актуальными сегодняшнему времени, либо ликвидировать пробелы в имеющихся знаниях. Ребенок же обладает ограниченными знаниями об окружающем мире и легко впитывает новую информацию, но ему значительно труднее понять, зачем нужно учиться».
Теперь добавим пару условий к нашему «взрослому». Предположим, что он инвалид и имеет легкие нарушения в интеллектуальной сфере. Насколько теперь он отличается от ребенка, не имеющего этих условий? Эти и другие вопросы возникли перед нами полгода назад, когда был запущен проект обучения взрослых людей, проживающих в психоневрологическом интернате № 3 города Петергоф. Из них были сформированы три класса для обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями. Да, опыт работы в коррекционной школе у нас был, но наши ученики были детьми школьного возраста. Реальность же представляла из себя следующий набор условий: наши новые ученики – взрослые люди, они инвалиды, когда они проживали в детских домах, воспитатели занимались с ними, хотя занятия носили не регулярный характер. Согласно диагностике, обучающиеся соответствовали раннему подростковому возрасту (лица с интеллектуальными нарушениями).
На основании диагностики нами были разработаны конспекты уроков, подобран наглядный и раздаточный материал. Работа педагогического коллектива организовывалась так, чтобы она повышала активность взрослых обучающихся, их самостоятельность в учебной деятельности.
Так как учебный процесс, в психоневрологическом интернате носит специфический характер, практическая значимость программы обучения инвалидов состоит в организации их учебной занятости и социальной адаптации.
Основное внимание уделялось таким предметам, как математика, альтернативное чтение, так как они являются одной из самых сложных областей знаний, включенных в содержание обучения, которыми овладевают воспитанники с умеренным и легким нарушениями интеллекта. Так же в учебную программу входят такие предметы как: история, география, биология, ОБЖ, русский язык, чтение, математические представления и конструирование, графика и письмо.
Содержание работы по формированию знаний у взрослых воспитанников отражено в Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г., и Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год.
Далее нам нужно было понимать, с каким контингентом нам предстоит работать? Какими особенностями обладают наши новые ученики? Требовалось понять особенности учебного коллектива в целом и каждого обучающегося в отдельности. Уровень подготовленности учащихся был низким. Скорость чтения и письма значительно отличалась.
Кто-то из обучающихся хорошо читал и писал, однако, обладал плохой памятью и испытывал трудности в построении логической цепочки или вывода из прочитанного. Другие же, наоборот, в связи с сочетанными нарушениями, плохо читали и писали, но обладали хорошей памятью и могли рассуждать по теме прочитанного. Исходя из этого, мы сформировали разноуровневые группы для проведения консультаций.
К классно-урочной системе учащиеся привыкли быстро. Вопросов, связанных с дисциплиной, не возникало. На занятия приходили, отработав смену в реабилитационном центре, усталые, но каждый работал в меру своих возможностей и старался помочь отстающему. Они хорошо понимали необходимость получения образования, потому что это была их цель - продолжить обучение и получить профессию.
Интересная особенность выявилась в общении с учебным коллективом во время уроков. Нам не нужно было объяснять значение образования, не нужно было тратить силы на поддержание дисциплины. В подобных учебных коллективах комфорт общения является одной из главных составляющих успеха. Как гласит известная фраза: «Будьте проще, и люди к вам потянутся». Если общаться с ними как с учениками-детьми, можно получить полное неприятие вас как личности и, как следствие, вашего предмета. Когда общение протекает на уровне партнерских отношений, оно выгодно обеим сторонам, и складывается рабочая обстановка, способствующая развитию личности.
Если подвести итог вышесказанному, наши впечатления от работы в учебном коллективе психоневрологического интерната № 3 исключительно положительные. Во-первых, мы - учителя, попали в необычную для себя среду, что дало нам новый, бесценный опыт. Во-вторых, подобный опыт раздвигает границы нашего профессионализма и позволяет сохранить гибкость в своих знаниях и навыках. В-третьих, мы усвоили простую истину: воспитывает личный пример, понимание цели обучения и партнерские отношения, а не чтение морали ученикам.
В заключении хочется сказать, что наша профессиональная деятельность по обучению взрослых инвалидов, не получивших образования, продолжится в будущем учебном году. А опыт прошлого года поможет нам добиться еще более заметных результатов.
Используемая литература:
- Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.
- Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 "Образование" / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 350с.- (Для средних специальных учебных заведений).
- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.-279с.: ил.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ШКОЛЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРНАТЕ)
Аверьянова Любовь Андреевна, Тулисова Ирина Валерьевна,
Тулисова Дарья Андреевна, Чоботарская Олеся Вячеславовна
"Не стыдись учиться в зрелом возрасте; лучше научиться поздно, чем никогда".
Эзоп
Есть ли разница в обучении взрослого и ребенка? А если есть, то в чем она состоит? Попытаемся ответить на этот вопрос. Если представить себе любого абстрактного взрослого человека и любого ребенка, то мы ответим на эти вопросы примерно следующее: «Взрослый человек уже обладает немалым социальным опытом и знаниями, его требуется либо переучивать, то есть, сделать его знания актуальными сегодняшнему времени, либо ликвидировать пробелы в имеющихся знаниях. Ребенок же обладает ограниченными знаниями об окружающем мире и легко впитывает новую информацию, но ему значительно труднее понять, зачем нужно учиться».
Теперь добавим пару условий к нашему «взрослому». Предположим, что он инвалид и имеет легкие нарушения в интеллектуальной сфере. Насколько теперь он отличается от ребенка, не имеющего этих условий? Эти и другие вопросы возникли перед нами полгода назад, когда был запущен проект обучения взрослых людей, проживающих в психоневрологическом интернате № 3 города Петергоф. Из них были сформированы три класса для обучающихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями. Да, опыт работы в коррекционной школе у нас был, но наши ученики были детьми школьного возраста. Реальность же представляла из себя следующий набор условий: наши новые ученики – взрослые люди, они инвалиды, когда они проживали в детских домах, воспитатели занимались с ними, хотя занятия носили не регулярный характер. Согласно диагностике, обучающиеся соответствовали раннему подростковому возрасту (лица с интеллектуальными нарушениями).
На основании диагностики нами были разработаны конспекты уроков, подобран наглядный и раздаточный материал. Работа педагогического коллектива организовывалась так, чтобы она повышала активность взрослых обучающихся, их самостоятельность в учебной деятельности.
Так как учебный процесс, в психоневрологическом интернате носит специфический характер, практическая значимость программы обучения инвалидов состоит в организации их учебной занятости и социальной адаптации.
Основное внимание уделялось таким предметам, как математика, альтернативное чтение, так как они являются одной из самых сложных областей знаний, включенных в содержание обучения, которыми овладевают воспитанники с умеренным и легким нарушениями интеллекта. Так же в учебную программу входят такие предметы как: история, география, биология, ОБЖ, русский язык, чтение, математические представления и конструирование, графика и письмо.
Содержание работы по формированию знаний у взрослых воспитанников отражено в Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г., и Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год.
Далее нам нужно было понимать, с каким контингентом нам предстоит работать? Какими особенностями обладают наши новые ученики? Требовалось понять особенности учебного коллектива в целом и каждого обучающегося в отдельности. Уровень подготовленности учащихся был низким. Скорость чтения и письма значительно отличалась.
Кто-то из обучающихся хорошо читал и писал, однако, обладал плохой памятью и испытывал трудности в построении логической цепочки или вывода из прочитанного. Другие же, наоборот, в связи с сочетанными нарушениями, плохо читали и писали, но обладали хорошей памятью и могли рассуждать по теме прочитанного. Исходя из этого, мы сформировали разноуровневые группы для проведения консультаций.
К классно-урочной системе учащиеся привыкли быстро. Вопросов, связанных с дисциплиной, не возникало. На занятия приходили, отработав смену в реабилитационном центре, усталые, но каждый работал в меру своих возможностей и старался помочь отстающему. Они хорошо понимали необходимость получения образования, потому что это была их цель - продолжить обучение и получить профессию.
Интересная особенность выявилась в общении с учебным коллективом во время уроков. Нам не нужно было объяснять значение образования, не нужно было тратить силы на поддержание дисциплины. В подобных учебных коллективах комфорт общения является одной из главных составляющих успеха. Как гласит известная фраза: «Будьте проще, и люди к вам потянутся». Если общаться с ними как с учениками-детьми, можно получить полное неприятие вас как личности и, как следствие, вашего предмета. Когда общение протекает на уровне партнерских отношений, оно выгодно обеим сторонам, и складывается рабочая обстановка, способствующая развитию личности.
Если подвести итог вышесказанному, наши впечатления от работы в учебном коллективе психоневрологического интерната № 3 исключительно положительные. Во-первых, мы - учителя, попали в необычную для себя среду, что дало нам новый, бесценный опыт. Во-вторых, подобный опыт раздвигает границы нашего профессионализма и позволяет сохранить гибкость в своих знаниях и навыках. В-третьих, мы усвоили простую истину: воспитывает личный пример, понимание цели обучения и партнерские отношения, а не чтение морали ученикам.
В заключении хочется сказать, что наша профессиональная деятельность по обучению взрослых инвалидов, не получивших образования, продолжится в будущем учебном году. А опыт прошлого года поможет нам добиться еще более заметных результатов.
Используемая литература:
- Программе обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Санкт-Петербург, 2011г.
- Программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией Воронковой В.В., издательство "Владос", 2013 год
- Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб. для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей 0300 "Образование" / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 350с.- (Для средних специальных учебных заведений).
- Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка: Учебное пособие. – СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010.-279с.: ил.
ЗАЯВКА
ФИО | Аверьянова Любовь Андреевна Тулисова Ирина Валерьевна Тулисова Дарья Андреевна Чоботарская Олеся Вячеславовна |
Страна | Россия |
Место работы (полное наименование организации, ВУЗа) | ГБОУ школа №439 Петродворцового района СПб. |
Должность | учитель |
Ученая степень, ученое звание | - |
Статья | «Школа для взрослых» (Из опыта работы в школе для взрослых в психоневрологическом интернате) |
Почтовый адрес | 198510, Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, д. 48, кв. 9 |
Электронный адрес | tchobotarsky@yandex.ru |
Телефоны | 89119816149 |
Наименование организации | Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение школа №439 Петродворцового района СПб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить детей в начальной школе читать бегло (из опыта работы)
Скорость чтения является важным фактором из числа, влияющих на успеваемость. В работе представлены разнообразные виды упражнений; даны диагностические карты....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Необходимость использования ИКТ на уроках в начальных специализированных коррекционных классах школы 8 вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в осв...
Научно-практический семинар по обмену опытом работы учителей начальных классов ГБОУ РТ Школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, г. Кызыла и Тоджинского кожууна в условиях ФГОС
Что такое работать в современной сельской школе в отдаленном кожууне (районе)? Требования для всех едины, но информация запаздывает. Интернет работает плохо, если не сказать что его нет совсем, период...
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...
Образовательные маршруты гражданско-патриотического направления в начальной школе. Из опыта работы ГБОУ школы №212
Статья посвящена системе гражданско-патриотического воспитания в начальной школе, в которой различные формы деятельности реализуются через образовательные маршруты. Содержание маршрутов раскрывается в...
Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...