КТП по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" 4 класс
рабочая программа (4 класс)

КТП по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(первого вида)

по окружающему миру

Ступень обучения, класс - начальное общее образование,  4 класс

Количество часов - 68                           Уровень - базовый

Программа разработана на основе авторской  программы по окружающему миру для начального общего образования 4 класс / под ред. Виноградовой Н.Ф., Калиновой Г. С. – М.: Вентана – Граф, 2010

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской  программы по окружающему миру для начального общего образования 4 класс / под ред. Виноградовой Н.Ф., В.Н., Калиновой Г.С. – М.: Вентана – Граф, 2010

Количество часов по учебному плану ОУ по окружающему миру в 4 классе составляет 68 часов, что в полном объёме соответствует авторской программе начального общего образования по окружающему миру, 4 класс.

Таблица тематического распределения часов:

п/п

Разделы, тема

Количество часов

Примерная

(авторская) программа

Рабочая программа

I

Введение

1 ч.

1 ч.

II

Человек – живое существо (организм)

30 ч.

30 ч.:

2.1  Органы и системы органов

9 ч.

2.2  Органы чувств и эмоции

5 ч.

2.3  Человеческое познание

2 ч.

2.4  Ты и твоё здоровье

8 ч.

2.5  Человек – часть природы

3 ч.

2.6  Человек среди людей

3 ч.

III

Человек и общество, в котором он живёт

37 ч.

37 ч.:

3.1  Родная страна от края и до края

4 ч.

3.2  Почвы России

2 ч.

3.3  Рельеф России

2 ч.

3.4  Как развивались и строились города

2 ч.

3.5  Россия и её соседи

1 ч.

  3.6 Человек – творец культурных        ценностей:

26 ч.:

       3.6.1  Просвещение

5 ч.

       3.6.2  Искусство Древней Руси (до 18 века)

2 ч.

      3.6.3  Искусство России XVIII века

2 ч.

      3.6.4  Искусство России XIX века

5 ч.

      3.6.5  Искусство России XX века

4 ч.

      3.6.6  Человек – защитник своего Отечества

6 ч.

     3.6.7  Гражданин и государство

2 ч.

 Итого:

68 ч.

68 ч.

2.Содержание обучения

        Содержание обучения по окружающему миру, 4 класс, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой начального общего образования, 4 класс.

Прилагается ксерокопия программы по данному предмету.

3.Перечень практических, лабораторных работ и др.

№ п/п

Вид деятельности

Количество

Экскурсия

3

Практическая работа

4

4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXl века».

 Москва. - Вентана – Граф. - 2010

2. Программа по окружающему миру для начального общего образования 4 класс / Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.- Москва.- Вентана – Граф. - 2010

3. Методические рекомендации ККИДППО для начальной школы на 2010/2011 учебный год

4. Окружающий мир учебник, 4 класс / Виноградова Н. Ф., Калинова Г.С.-

 Москва. - Вентана – Граф. - 2010

5.  Рабочая тетрадь по окружающему миру, 4 класс / Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.- Москва.- Вентана – Граф. – 2009

6. В помощь учителю. Окружающий мир 4 класс / учебно - методическое пособие. – Гулуева Т.С. – Волгоград. – Учитель. - 2007

7. Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению.

Краснодар: Мир Кубани, 2005

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШТМ «Родничок»

 от 26 августа 2010 года  № 1

Руководитель ШТМ___________

З.С. Минаева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ И.В. Бурко

30 августа 2010 год


Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________  И.В. Бурко

31 августа 2010 год

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2010/2011 учебный год

по окружающему миру

Класс - 4

Учитель – Баскакова Оксана Николаевна

Количество часов: 68 часов; в неделю - 2 часа

Планирование составлено на основе рабочей  программы по окружающему миру, 4 класс Баскаковой Оксаны Николаевны, утверждённой решением педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6  станицы Ленинградской  муниципального образования Ленинградский район от 30 августа 2010 года протокол № 1

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

4 класс (68 часов)

                                                         КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

Использование наглядно-учебного оборудования

план

факт

1.Введение

1 ч

1

Человек – часть природы. Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы. Расширение кругозора  «Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество)».

1 ч

02.09

Презентация по теме урока

2.Человек – живое существо (организм)

30 ч

2.1 Органы и системы органов человека

9 ч

2

Человек – живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Расширение кругозора «Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе».

07.09

Презентация по теме урока, плакат – схема «Строение тела человека»

3

Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

09.09

Презентация по теме урока, плакат – схема «Строение нервной системы», видеофрагмент «Нервная система»

4

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы. (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно – двигательной системы. Движения и физкультура. Расширение кругозора «Отличие человека от животного»

14.09

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Скелет человека», тест по теме

5

Пищеварительная система. Её органы (общие сведения).. Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

16.09

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Пищеварительная система», плакат – схема «Пищеварительная система», тест по теме

6

Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. (от повреждений, простуды и др.) Расширение кругозора «Детские болезни, их причины и признаки заболевания»

21.09

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Дыхательная система», плакат – схема «Дыхательная система», тест по теме

7

Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции.

23.09

Презентация по теме урока, видеофрагменты «Строение кровеносной системы», «Работа сердца», плакат – схема «Кровеносная система», тест по теме

8

Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения) Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов. Практическая работа. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.

28.09

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Работа сердца», плакат – схема «Кровеносная система», тест по теме, секундомер

9

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки.

30.09

Презентация по теме урока, видеофрагменты «Выделительная система», «Почки», плакат – схема «Выделительная система», тест по теме

10

Кожа, её роль в организме.  Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание. Расширение кругозора «Правила поведения во время болезней».

05.10

Презентация по теме урока, видеофрагменты «Кожа», «Болезни кожи», карточки для индивидуальной работы, памятка «Как ухаживать за кожей»

2.2 Органы чувств и эмоции

5 ч

11

 Как человек воспринимает окружающий мир.                                                                                                  Зрение. Слух. Их значение в жизни человека и гигиена. 

07.10

Презентация по теме урока, видеофрагменты «Строение глаза», «Зрительный анализатор», «Слуховой анализатор», памятки «Береги зрение», «Береги слух»

12

Обоняние, вкус, осязание, их значение в жизни человека.

12.10

Презентация по теме урока, видеофрагменты «Вкус», «Обоняние», тест по теме

13

Органы чувств, их значение в жизни человека.

14.10

Презентация по теме урока, тест по теме

14

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев.

19.10

Презентация по теме урока, фотоматериалы по теме, карточки схемы, календарь настроений

15

Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

21.10

Презентация по теме урока, фотоматериалы по теме, карточки схемы, календарь настроений

2.3 Человеческое познание

2 ч

16

Внимание, память. Условия их развития.

26.10

Презентация по теме урока, памятка «Тренировка внимания», игры на внимание

17

Речь, мышление. Условия их развития. Развитие человека от рождения до старости. Условия роста и развития ребёнка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребёнка для его развития.

28.10

Презентация по теме урока, памятка «Тренировка памяти», игры на развитие памяти

2.4 Ты и твоё здоровье

8 ч

18

Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Практическая работа. «Составление режима дня школьника для будней и выходных».

09.11

Презентация по теме урока, памятка «Режим дня младшего школьника», плакат – схема «Режим дня»

19

Правильное питание. Закаливание.

11.11

Презентация по теме урока, плакат – схема «Пирамида питания», тест по теме

20

Вредные привычки. Р.к. Выдающиеся личности в истории Кубани.

16.11

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Вредные привычки», творческие работы учащихся

21

ОБЖ: когда дом становится опасным.

18.11

Презентация по теме урока, схема – плакат «Угрозы в помещении», памятка

22

Улица и дорога. Опасности на дороге.

23.11

Презентация по теме урока, схема – плакат «Правила перехода улиц и дорог», памятка «Ты – пешеход»

23

Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Р.к. Природные явления Краснодарского края. Особенности времён года и погоды своей местности.

25.11

Презентация по теме урока, плакаты – схемы, памятки

24

Практическая работа. «Оказание первой помощи при несчастных случаях».  Р.к. грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора.

30.11

Презентация по теме урока, памятки

25

Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.) Расширение кругозора «Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней».

02.12

Презентация по теме урока, творческие работы учащихся

2.5 Человек – часть природы

3 ч

26

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь.

07.12

Презентация по теме урока

27

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость.

09.12

Презентация по теме урока, видеофрагмент

28

Условия роста и развития  ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка

14.12

Презентация по теме урока, памятка

2.6 Человек среди людей

3 ч

29

Доброта, справедливость, забота о больных стариках – качества культурного человека.

16.12

Презентация по теме урока

30

Умеем ли мы общаться?

21.12

Презентация по теме урока

31

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

23.12

Презентация по теме урока, плакат – схема «Встреча с незнакомцем»

3. Человек и общество, в котором он живёт

37 ч

3.1 Родная страна от края до края

4 ч

32

Природные зоны России: Арктика, тундра.

11.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Крайний Север», гербарии «Дикорастущие растения»

33

Природные зоны России: тайга, смешанные леса.

13.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Тайга», гербарии «Дикорастущие и культурные растения»

34

Природные зоны России: степь, пустыня.                                             Р.к. Природа Краснодарского края.        

18.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Пустыня», гербарии «Дикорастущие растения», карточки для индивидуальной работы

35

Природные зоны России: влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Р.к. Природные зоны края.

20.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Черноморское побережье Кавказа», гербарии «Дикорастущие и культурные растения», тест по теме

3.2 Почвы России

2 ч

36

Почва – среда обитания растений и животных. Р.к. Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана.

25.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока  

37

Плодородие почв. Охрана почв.

Р.к. Почвы Краснодарского края, значение их для жизни растений и животных. Защита почв.

27.01

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока, карта почв Краснодарского края, контурная карта

3.3 Рельеф России

2 ч

Краснодарского края

38

Восточно - Европейская равнина (особенности, положение на карте).

01.02

Физическая карта России и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Формы рельефа», гербарии «Дикорастущие растения»

39

Западно - Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Р.к. Особенности форм поверхности своей местности.

03.02

Физическая карта России, Краснодарского края и карта природных зон, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Кавказский биосферный заповедник», гербарии «Дикорастущие и культурные растения»

3.4 Как развивались и строились города

2 ч

40

Особенности расположения древних городов. «Кремлёвские» города.

08.02

Физическая карта России, презентация по теме урока,  видеофрагмент «Московский Кремль», фотоматериалы

41

Улицы, история и происхождение названий.

Р.к.Родной населённый пункт, улица, школа.

10.02

Презентация по теме урока, исследовательские работы учащихся

3.5 Россия и её соседи

42

Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов) Расширение кругозора «Какие расы живут на Земле»

1 ч

15.02

Физическая карта России, политическая карта Мира, презентация по теме урока,  видеофрагменты «Япония», «Финляндия», фотоматериалы

3.6 Человек – творец культурных ценностей

26 ч

3.6.1 Просвещение

5 ч

43

Человек и культура. Что такое культура?  Расширение кругозора «Новгородские берестяные грамоты», «Поучение Владимира Мономаха».

17.02

Презентация по теме урока

44

Школы, книги, библиотеки в разные времена (исторические эпохи). О чём рассказывают летописи. Первые школы  на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Расширение кругозора «Первые книги по истории России»

22.02

Презентация по теме урока, тест по теме

45

Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Расширение кругозора «Правители древнерусского и российского государства». «Первый царь, императоры России». «Символы царской власти в России»

24.02

Презентация по теме урока

46

Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

01.03

Презентация по теме урока, карточки для индивидуальной работы

47

Школа и образование в XIX веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела

03.03

Презентация по теме урока

 3.6.2 Искусство Древней Руси (до 18 века)

2 ч

48

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Расширение кругозора «Литературные памятники Древней Руси»

10.03

Презентация по теме урока, видеофрагмент «Владимир», фотоматериалы

49

Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Презентация по теме урока

3.6.3 Искусство России XVIII века

2 ч

50

Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. Изобразительное искусство XVIII века.

15.03

Презентация по теме урока, видеофрагмент

51

Возникновение публичных театров.

Р.к. Общее представление о культурной жизни кубанцев.

17.03

Презентация по теме урока

3.6.4Искусство России XIX века.

5 ч

52

«Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).

22.03

Презентация по теме урока, видеофрагмент, портрет писателя, выставка книг

53

Творчество поэтов и писателей XIX века. (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н. А. Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов)

05. 04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, портреты писателей, выставка книг

54

Творчество композиторов XIX века и их произведения. ( М.И. Глинка,  П.И. Чайковский).

07.04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, портреты композиторов, фонохрестоматия

55

Творчество художников XIX века. (В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

12.04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России

56

Экскурсия в художественный музей. Творчество художников XIX века. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства»

14.04

Маршрутный лист, инструкционные карты

3.6.5 Искусство России XX века

4 ч

57

Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.) Произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.)

19.04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, фотоматериалы по теме, репродукции картин

58

Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский и др.). Детские писатели и поэты. (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).    

21.04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, портреты писателей, выставка книг

59

 Композиторы и их произведения (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович). Современный театр.

26.04

Презентация по теме урока, видеофрагмент, фонохрестоматия

60

Экскурсия в музей писателя, композитора.

28.04

Маршрутный лист, инструкционные карты

3.6.6 Человек – защитник своего отечества

6 ч

61

Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Расширение кругозора «Человек – воин. Почему люди воюют. Боги войны»

03.05

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России

62

Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Расширение кругозора «Борьба русского народа с польскими захватчиками в 17 веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин».

Практическая работа. Работа с исторической картой.

05.05

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России

63

Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Расширение кругозора «Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства»

10.05

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России

64

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов. Расширение кругозора «Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина»

12.05

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России

65

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

17.05

Презентация по теме урока, видеофрагмент, историческая карта России, тест по теме

66

Экскурсия в краеведческий музей. Расширение кругозора «Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох».

19.05

Маршрутный лист, инструкционные карты

3.6.7 Гражданин и государство

2 ч

67

Россия – наша Родина. Расширение кругозора «Первый Президент России». «Государственная Дума современной России».

Р.к. Губернатор. Органы исполнительной власти.

24.05

Презентация по теме урока, портреты президентов России, плакаты с изображением символики России и Краснодарского края, аудиозаписи гимнов России и Краснодарского края

68

Права и обязанности граждан  России.

Р.к. Герб, флаг, гимн Кубани.

Презентация по теме урока, портреты президентов России, плакаты с изображением символики России и Краснодарского края, аудиозаписи гимнов России и Краснодарского края

Итого:

из  них:

Экскурсия – 3 часа

Практическая работа – 4 часа

68 ч

п/п

Разделы

Кол-во

часов

Номера уроков

1.

1. Введение

1 ч

№1

2.

2. Человек – живое существо (организм)

30 ч

2.1 Органы и системы органов.

9 ч

№2 - №10

2.2 Органы чувств и эмоции.

5 ч

№11 - №15

2.3 Человеческое познание.

2 ч

№16 - №17

2.4 Ты и твоё здоровье.

8 ч

№18 - №25

2.5 Человек – часть природы.

3 ч

№26 - №28

2.6 Человек среди людей.

3 ч

№29 - №31

3.

3. Человек и общество, в котором он живёт.

37 ч

3.1 Родная страна от края до края.

4 ч

№32 - №35

3.2 Почвы России.

2 ч

№36 - №37

3.3 Рельеф России.

2 ч

№38 - №39

3.4 Как развивались и строились города.

2 ч

№40 - №41

3.5 Россия и её соседи.

1 ч

№42

3.6 Человек – творец культурных ценностей.

26 ч

3.6.1 Просвещение.

5 ч

№43 - №47

3.6.2 Искусство Древней Руси (до18 века).

2 ч

№48 - №49

3.6.3 Искусство России XVIII века.

2 ч

№50 - №51

3.6.4 Искусство России XIXвека.

5 ч

№52 - №56

3.6.5 Искусство России XX века.

4 ч

№57 - №60

3.6.6 Человек – защитник своего отечества.

6 ч

№61 - №66

3.6.7 Гражданин и государство.

2 с

№67 - №68

                                                                            Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". 3 класс...

Ядовитые грибы. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Ядовитые грибы". УМК "Школа России". 3 класс...

Съедобные грибы. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Съедобные грибы". УМК "Школа России". 3 класс...

Зерновые культуры. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России". 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Зерновые культуры". УМК "Школа России". 3 класс...

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС (с тематическим планированием).

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного р...