«Использование малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся класса «Особый ребёнок».
статья по окружающему миру

Праник Анелия Валерьевна

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование  малых жанров фольклора в начальной школе для всестороннего развития учащихся  класса «Особый ребёнок».

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.  

Существуют большие формы народного фольклора и малые.  Большие  формы  включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения. Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое. Это былины, баллады, сказки, предания, былины, бывальщины, притчи ,легенды .Лирические произведения .Это проза под музыку. Сюда относят: частушки, колыбельные, романсы, песни .Драматические произведения. Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.

Малые жанры фольклора включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор. Детский фольклор включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.

К детскому фольклору причисляют:  колыбельные, потешки (увеселительная история в стихотворной форме,  может быть и короткой песенкой), пестушки (короткие стишки для самых маленьких, которые развивают движения и речь), рассказы, скороговорки, игры, считалки, дразнилки, приговорки (короткие рифмованные фразы для общения человека с окружающей природой), заклички  (стишок-заклинание для призыва какого-либо природного явления,  похоже  на приговорку), стишки,  песенки, страшилки (страшные истории для детей).

Произведения фольклора передаются в бесписьменной форме: из уст в уста, от старшего поколения к младшему, от мастера к ученику. Накопив бесценный человеческий опыт и мудрость, малые жанры фольклора и сказка как вид прозаичного фольклора, дошли до наших дней. Все эти формы погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.

                                      Примеры детского фольклора

Потешка

"Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали,

Что вы видали?

— Мы видели волка:

Унёс волк гусёнка,

Да самого лучшего,

Да самого большего!

— Гуси вы, гуси,

Красные лапки!

Щипите вы волка —

Спасайте гусёнка!".

Пестушка

"Баба сеяла горох —

Прыг-скок, прыг-скок!

Обвалился потолок —

Прыг-скок, прыг-скок!".

Приговорка

"Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!".

Закличка

"Иди, весна,

Иди, красна.

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок, большой урожай

В наш край".

Значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклорам.

Знакомство с фольклорными произведениями способствует интеллектуальному развитию детей. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

Использование устного творчества позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи. Применение фольклора на занятиях  должно способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.  Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т. е. развивают голосовой аппарат. Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний. Забавные песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики помогают игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. .Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность ребёнка.

Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. С помощью потешек у детей формируется положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, и т.д.  Потешки используют  при формировани  инавыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать положительные эмоции к процесу  умывания.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. . Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус. Чем разнообразней, красочнее, образнее речь тех, кто общается с ребенком, тем больший интерес она вызывает у него, чем более своевременно помогут ему овладеть правильным произношением звуков, тем совершеннее станет его речь и вместе с тем более, будут развиваться мышление.

Игры-хороводы, драматизация сказок, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных произведений, разыгрывание театрализованных представлений - их использование  имеет огромное значение для решения множества  задач в работе с «особыми» детьми.  

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются: отбор произведений фольклора с учетом особенностей учащихся. Обязательным условием должно быть использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, иллюстративный материал, народные игрушки). Фольклорные произведения, которые отбирает  педагог,  должны отвечать требованиям художественности, доступности, соответствовать возрастным и психофизическим особенностям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль занятий ритмикой в начальной школе для всестороннего развития обучающихся.

Урок ритмики обычно представлен как вид двигатеьной активности младшего школьника. Такое олднообразие не позволяет полностью использовать потенциал данноо занятия.  статье кратко описаны возможно...

Использование фольклора в начальной школе.

Использование фольклора в начальной школе....

Программа "Детский фольклор для начальной школы \факультативный курс\"

Сегодня в рамках школьного образования необходимо восстанавливать утраченные связи современного человека с культурой своего народа. Речь идет о фольклоре как основе основ воспитания детей. Этой универ...