Диагностика
методическая разработка (1 класс)
Комплект диагностических методик по выявлению музыкального развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst1.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплект диагностических методик по выявлению музыкального развития учащихся.
- Оценка музыкального развития детей.
Критерии диагностики:
- Сформированность звуковысотного слуха:
- Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров
- Способность различать мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении.
- Способность пения с аккомпанементом и без него.
- Ритм:
- Умение определять на слух быстрый, медленный, умеренный темп.
- Способность различать марш, танец, песню.
- Умение простучать за педагогом ритмические приемы 2/4, 3/4, 4/4 в произведениях.
- Умение повторять заданный ритмический рисунок.
- Простукивание ритма любой песни, прохлопывание ритма мелодии, сыгранной на фортепиано.
- Уровень эмоциональной отзывчивости:
- Умение представлять характер и темп движения.
- Способность различать инструментальную музыку и «живое» исполнение.
- Динамический диапазон на различной высоте (тр. - р; mf - тр; f - рр).
- Дикция оценивается по степени: разборчивости, осмысленности,
выравненное™ гласных и способу артикуляции.
Оценка музыкального развития детей.
- Высокий уровень: обучающийся правильно исполняет заданное
музыкальное произведение (песню), заданный материал, полностью
соответствующее авторским указаниям, умеет самостоятельно
творчески работать над произведением. - Уровень выше среднего: обучающийся делает незначительные
ошибки. - Средний уровень: обучающийся исполняет заданное музыкальное
произведение, допускает ошибки. - Уровень ниже среднего: обучающийся неполно и с ошибками
исполняет заданное музыкальное произведение, не способен до конца
выучить произведение (песню). Не может самостоятельно разобрать
учебный материал и выполнить задания.
2. Определение уровня звуковысотного чувства по В.П. Анисимову
2.1. Кот и котенок (музыкальная игра)
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущения соотношений высоты звуков.
Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется звук до 1), а так - котенок (исполняется более высокий звук, соль 1). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукает кот, а когда котенок?
Исполняются последовательно звуки (см. алгоритм заданий);
Код задания | Предъявляемые звуки (первой октавы, второй октавы) | Присуждаемый балл (за правильный ответ) | Правильный ответ |
1.1. | ми 1-соль 1 | 1 | Кот - котенок |
1.2. | Соль 2 – фа 1 | 2 | Котенок - кот |
1.3. | Фа 1 – фа 2 | 3 | Кот - котенок |
2.1. | Фа 2 - соль 1 | 1 | Котенок - кот |
2.2. | Ми 2 – соль 1 | 2 | Котенок - кот |
2.3. | Ля 1 – ми 2 | 3 | Кот - котенок |
3.1. | Ля 1- ре 2 | 1 | Кот - котенок |
3.2. | Ре 2 – си 1 | 2 | Котенок - кот |
3.3. | До 2 – си 1 | 3 | Котенок - кот |
Примечание. Аналогичный алгоритм заданий можно предъявлять и в другом тональном и регистровом режиме.
Алгоритм предъявления теста: вначале дается задание 1.3.
Далее, в случае правильного ответа - задание 2.3, затем – задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается невероятным, задание упрощается - 1.2 (где правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1 (1 балл). И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
- Высокий уровень = 7 - 9 баллов ( 3+3+3; или 3+3+2; или 3+2+2);
- Средний уровень = 4 - 6 баллов (3+2+1; или 3+1+1; или 2+1+1);
- Низкий уровень = 1 - 3 балла (2+1+0; или 1+1+1; или 1+1+0; или
1+0+0).
2.2. Гармонические загадки (определение ладово-гармонического чувства (гармонического слуха)
Цель: выявить степень развития ладово-гармонического чувства (гармонического слуха), т.е. способности определять количество звуков в интервалах.
- Я сыграю несколько звуков одновременно (созвучие), а ты угадай - сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков.
Исполняется сначала пробные созвучия, например, бЗ, ч 5, ТЗ/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребенок понял суть задания. Затем задаются следующие серии созвучий:
- До-мажор: до - соль, ми - соль, до 1 – до 2 (сумма = 3 балла);
- Соль-мажор: ре – соль – си, ре - фа - ля, си - ре соль (сумма = 3 балла);
- Фа-мажор: до - ля, ре - фа - си бемоль, фа - ля (сумма = 3 балла).
Критерии оценки:
- Высокий уровень = 8 - 9 баллов;
- Средний уровень = 4 - 7 баллов;
- Низкий уровень =1 - 3 балла.
1. ВОСПРОИЗВОДЯЩИЙ ТЕСТ
Повтори мелодию
Цель: определить уровень развития произвольных слухомоторных представлений:
• вокального типа, т. е. возможностей управлять (координировать)
мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
• инструментального типа, т. е. возможности подбирать по слуху на инструменте (с фиксированным строем) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребенком или предложенные педагогом-диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка диапазоне 1:
- Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей
любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику ...).
- Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.
Критерии оцениваются:
- слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или
вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции; - средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребенка
диапазоне; - высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на
кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических
линий в диапазоне октавы и более.
2.3. Игры - тесты на выявление уровня развития чувства метра
Тесты позволяют определить реактивно - метрические способности.
Все задания данного теста предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объеме четырех тактов.
Шаги великана. Тома и гнома. Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране «Тишиналии» все жители ходят, как часы (даются в руки ребенка часы - будильник, ход которых «тик-так» - отчетливо слышен). Мальчик Том ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг - на звук часов «ТИК» и приставной шаг - на звук «так»), шаги его маленького друга - гнома подвижны, игривы (на звук часов «ТИК» - шаги приставной шаг, на ход «ТаК» - то же самое; великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик - так» и один приставной шаг - на следующий временной ход «ТИК - ТаК»).
Стимулирующий материал: часы - будильник и обозначенные на полу следы (ступней ног или просто кружки, вырезанные из бумаги), показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15 - 20 см). Всего 16 следов - шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага, например, по периметру квадрата (4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага, поворот + 4 шага).
Критерии оценки:
• точное обозначение шагов «великана, Тома и гнома» на протяжении
всех 4 «тактов» (такт равен 4 шагам, всего 16 приставных шагов) - высокий
уровень чувства метра;
• воспроизведение шагов с двумя - тремя нарушениями метрической
координации - средний уровень. Допустимые границы нарушений - от 2 до 8
несвоевременных шагов (из 16);
• сбивчивое метрическое исполнение шагов - слабый уровень (от 9 до
12 несовпадений). Незавершенная дорожка при сбивчивом шаге - низкий
уровень развития чувства метра.
Дождик
Игра предполагает использование верхнего регистра клавиатуры фортепиано в качестве стимулирующего материала в диагностическом задании на двигательную координацию пальцев обеих рук.
Цель: выявление уровня темпо-метрической регуляции мелкой моторики.
Задания:
• ребенку предлагается вслед за педагогом изобразить в медленном темпе «редкие капельки начинающегося дождика», т. е. поочередно исполнять указательным пальцем левой и правой руки любые два звука. Успешное выполнение задания соответствует слабому уровню метрической регуляции;
• последовательным исполнением звуков до, ре, ми в третьей и четвертой октавах в медленном темпе (желательно отрывисто, - staccato) поочередно каждой рукой (2, 3, 4 пальцами правой и 4, 3, 2 пальцами левой) изобразить «спокойный и теплый летний дождь». Адекватное исполнение оценивается как средний уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
• на этих же звуках одновременно двумя руками изобразить «веселый, бодрый летний дождик» сначала в умеренном темпе, затем с ускорением (дождь усиливается) и с замедлением (дождь утихает). Удачное исполнение оценивается как высокий уровень метро - темповой регуляциимелкой моторики пальцев рук.
2.4.Тесты-игры на изучение чувства ритма
Музыкально-ритмическое чувство проявляется в реактивно двигательной способности индивида воспроизводить различные сочетания интонационны длительностей в едином темпе. Временной ряд различных соотношений длительностей звуков - ритм - отражает все характеристики движения: темп и метр.
Ладошки 1
Цель: выявление уровня, сформированное™ метроритмической способности.
Стимулирующий материал:
1) Русская народная песня «Во поле береза стояла»;
2) М. Красев «Елочка»;
3) Детская песня «Петушок».
- Сейчас мы споем песенку и прохлопаем в ладоши. А затем спрячем голос и «споем» одними ладошками.
• точное (безошибочное) воспроизведение метрического рисунка
одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень (3 балла);
• воспроизведение метра с одним - двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шепотом) - средний уровень (2 балла);
• адекватное метрическое исполнение с пением 4-5 тактов – слабый уровень (1 балл);
• неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень (0 баллов).
Примечание. Метрическая пульсация умеренного темпа всех заданий должна соответствовать нормативному биоритму детей 75-80 ударов в минуту.
Следующие музыкально-диагностические задания предъявляются в двух тестовых режимах: воспроизводящем и воспринимающем. Предлагаемые тестовые задания построены в соответствии с нормативными требованиями уровней ритмической сложности исполнения детьми дошкольного возраста.
«К нам гости пришли»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: Взрослые и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: Взрослый говорит: «Сегодня к нам должны прийти гости». Стук дверь.
Приходит медведь (взрослый в костюме медведя).
«Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент».
Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать, под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).
Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка - под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка - под звон колокольчиков.
«Укрась музыку»
Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма.
Игровой материал: магнитофон с записью «Неаполитанской песни» П.И.Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек).
Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно.
В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.
В такой музыкально - дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.
Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...
Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.
Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...
Педагогическая диагностика учащихся 1 класса
Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...
Диагностика математических представлений по всем возрастам
Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....
Диагностика готовности детей к обучению
Для определения готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....
Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы
Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...