Активизация мышления и развития речи.
статья

Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы. Недаром в новых программах по русскому языку такое большое место отводится задачам развития речи учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация мышления и развития речи на уроке

        О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, знания, то есть говорит и пишет. Школа помогает детям овладеть разносторонним богатством родного языка, развивает речь учащихся и добивается её высокой культуры.

         Начальным классам школы принадлежит важнейшая роль в формировании навыков связной речи, здесь закладываются её основы. Недаром в новых программах по русскому языку такое большое место отводится задачам развития речи учащихся.

         Термин «развитие речи учащихся» имеет широкое значение. Развитие речи детей осуществляется на уроках русского языка в общей связи с чтением, пересказом рассказыванием, изучением грамматики и орфографии, а также на уроках математики, природоведения, в различного рода беседах – словом, во всей учебно-воспитательной работе.

         В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса.

        Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы над речью детей. Оно в школе занимает особое место: ему в известной мере подчинены многие другие упражнения, проводимые на уроках чтения и грамматики.

         С первых дней учения в школе дети проявляют любовь к рассказыванию. Первоклассники рассказывают о том, как они провели лето, что изображено на картинках, пересказывают сказки. Их рассказы и описания (позже они перерастут в сочинения) оживляют уроки, развивают в ребятах инициативность, общительность, воображение, формируют речевые навыки и умения.

        Работая над сочинением, школьники обогащают свой словарь, активизируют его, самостоятельно составляют предложения и связывают их между собой, используя различные морфологические формы.

         Материалом для детских сочинений чаще всего служит их жизненный опыт – наблюдения, игры, развлечения, труд, экскурсии. По стечению времени в содержание сочинений дети начинают вводить материал, почерпнутый ими из книг, радиопередач, рассказов учителя. Они учатся соединять непосредственный опыт с яркими описаниями и интересными фактами, почерпнутыми из художественной литературы.

        Детское сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, дает выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочинение в тоже время учебная работа, одно из упражнений по развитию письменной речи учащихся. Выполняя это упражнение, школьники учатся:

  • Накапливать материал для сочинения, наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к теме сочинения, правильно передавать факты и отдельные признаки;
  • Отбирать нужные для сочинения слова, строить словосочетания и предложения по законам грамматики;
  • Располагать материал в нужной последовательности, то есть составлять план и придерживаться его в составлении связного текста;
  • Орфографически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Тема самообразования Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

Учитель: Рахимова Фарзана ФаритовнаОбразование- среднее специальноеТобольское  педагогическое училищеОбщий стаж работы : 25 летПедагогический стаж : 25 летСтаж работы в городе Пыть-Ях-22 го...

Статья по теме : \'\'Использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся на уроках литературного чтения \'\' .

В статье помещены этапы работы приёма " чтения с остановками"  , \'\'прогноз "  при работе с короткими текстами на уроке литературноо чтения в начальной школе ....

Развитие речи и логического мышления. Развитие творческих способностей на основе математики.

Цели:Продолжить работу по обогащению речи дошкольников. закреплению знаний о числах первого десятка, по освоению простых способов моделирования, умению делить фигуры по различным признакам.Воспи...

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (введение)

Пиктограмма - это знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде....

Использование пиктограмм в системе коррекционной работы на занятиях по РРС и ФПСУР как средство развития речи и активизации речемыслительной деятельности у детей с недостатками слуха и ЗПР (1)

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся.

Статья использование технологии критического мышления в развитии речи учащихся....