СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка

Анохина Ираида Алексеевна

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Условия для активизации познавательной деятельности младших школьников:

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;

- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- организация восприятия и наблюдения;

- использование проблемных ситуаций;

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- учет индивидуальных способностей учащихся;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению;

- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

сИСТЕМА  ЗАДАНИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ АКТИВИЗИРОВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОБЕСПЕЧИТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

И.А.Анохина

учитель начальных классов

МБОУ СШ с.Бигильдино

Данковского района  Липецкой области

schooIbigildino@gmaiLcom

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Условия для активизации познавательной деятельности младших школьников:

- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

- включение ученика в активную деятельность через коллективные формы работы;

- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

- организация восприятия и наблюдения;

- использование проблемных ситуаций;

- ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся;

- учет индивидуальных способностей учащихся;

- формирование у учащихся положительного отношения к учению;

- наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения.

При управлении познавательной деятельностью педагог может:

- опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения;

- включать учеников в решение проблемных ситуаций;

- использовать дидактические игры и дискуссии;

- использовать методы обучения: беседу, пример, наглядный показ;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Активизации познавательной деятельности детей на уроках происходит с помощью заданий:

- наглядности и демонстрационных средств ( вещественные источники).

- индивидуальной и групповой работы;

- ролевых и деловых игр на уроках (турнир, диспут, КВН, «Умники и умницы», игры-путешествия, уроков фантазирования, уроков сказок, уроков в школе будущего);

- внедрения современных информационных технологий.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

- отстаивать свое мнение;

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителю;

- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильное задание;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

- решать усложнённые задачи путем применения известных им способов решения.

Для управления познавательной деятельностью учащихся на этапе осознания нового знания могут использоваться: алгоритмы, составленные вместе с детьми.

Алгоритм нахождения безударной гласной буквы в корне слова

1шаг – прочитай слово

2шаг – поставь ударение

3шаг – выдели корень

4шаг – определи место безударной гласной буквы

5шаг - подбери проверочное слово

Составление карточек «Консультант» по учебным темам. Например, по теме «Суффикс», «Приставка»

Карточка - консультант

Суффиксы

-а- -н-

-ок- -ов-

-ушк-

-еньк-

-и- -е-

-ек- - иц-

-овк-

-оньк-

-к - -я-

- ик- - ть-

-чик-

-ость-

Активные методы обучения помогают педагогу эффективно управлять познавательной деятельностью учащихся. Групповая работа и работа в парах обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности:

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объёма учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающихся;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося.

Например, самостоятельная работа в парах.

Задание по русскому языку, 3 класс.

Запишите предложение, подчеркните главные члены предложения, выпишите слова с       безударной гласной в корне.

Подберите проверочное слово.

Работа над проектом «Банк заданий по орфографии»

Цель проекта: накопить задания по изученным орфографическим темам и использовать для самоконтроля и взаимопроверки.

Оформление «Банка заданий»: задания могут быть оформлены в виде карточек, содержащих название темы, формулировку задания, текстовый материал. Можно указать класс и автора карточки. Карточка составляется одним учеником или группой.

Пример карточки.

Удвоенные согласные

Запиши по правилам русского языка:

Те__ис, су___икс, жу___ание, оди___адцать, су___ота, хо___ей, Ро___ия.

 3 класс

Удвоенные согласные

Впиши пропущенные буквы:

Коми…ар, тра…а, ра…каз, кро…овки, Ро…ия, кро…, ма…а, ка…а

3 класс

Игра «Составьте слова».

Слова могут быть такие:

О ОО ООО

Мост мороз молоток

Ток окно молоко

Рот остров огород

Воз холод болото

Игра в слова «Летает – не летает!»

- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: «Летает!» и поднимаете руки. Если наоборот, то «Не летает!», и руки должны быть опущены.

Слова могут быть такие: самолет, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.

Лингвистические «Угадайки»:

- угадывание слов по толкованию или по общему признаку;

- расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

- разгадывание загадок;

- игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос - ответ» и др.

 «Придумай слово» (по изучаемой теме)

Отгадай загадку (отгадка – словарное слово)

«Чудесная яблоня» (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово – изучение темы «Безударная гласная»).

«Алфавит» (заучивание песенки) На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение «Песенка — азбука»:

Тридцать три родных сестрицы,

Писанных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы, -

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е. Ж

Прикатили на еже!

З, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха!

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они — стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

(Б. Заходер)

Разгадывание ребусов, кроссвордов.

Картинный диктант (при изучении словарных слов)

«Постоянный вопрос» (вопрос звучит на уроке столько раз, сколько видов работы дети выполняют)

Так, урок русского языка по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», начинаю с орфографической минутки, на которой предлагаю детям списать предложение, поставить ударение и подчеркнуть безударные гласные.

Летом в лесу много цветов.

- Какие звуки вы слышите на месте пропущенных гласных букв?

-Всегда ли безударные гласные пишутся и слышатся одинаково?

На доске пишу проблемный вопрос:

«Что надо сделать, чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?», который использую на различных этапах урока в следующих видах деятельности:


 

Наблюдение в учебнике

Выполнение упражнений

(дождь – д..жди, глаз – гл..за, грач – гр..чи, снег – сн..га)

Работа с правилом- через прием «Заполнение пустот»

Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне, нужно _____________________________: изменить ________________ или подобрать _________________________ так, чтобы безударный гласный стал ударным.

(Чтобы правильно написать слово с безударным гласным звуков в корне, нужно подобрать проверочное слово: изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным)

Работа по карточкам (заполнение пустот) с дальнейшим выводом

Какая гласная пропущена: А? О?

М..лыш, к..льцо, ст..ловая, гл..зок, ш..гать, б..льшой, к..рмить, к..ра, кр..снеть, м..рской, тр..винка.

На уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков. Перед учителем встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной.

Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые «приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину».

 Задание тип “Тучка” дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.



3.gif

Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей.



6.gif7.gif

Игра “Молчанка”.



4.jpg

На уроках математики провожу устный счет с элементами игры:

Логические разминки (решение задач)

На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Если сегодня понедельник, то какой день недели будет через 14 дней? (понедельник)

Сколько минут составляют полтора часа? (90 мин)

Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Семен Петрович. Какое отчество у Васиной мамы? (Семеновна)

 

Игра «Да-нет» 

(Учащиеся говрят «да», если согласны, «нет» , если считают, что ошибка.)

40 + 50 = 90 (Да)

40 – 20 = 2 (Нет)

Сумма чисел 4 и 50 равна 45. (Нет)


 

«Магические квадраты»

11

8

5

9

 

«Веселый счет»

1

3

5

4

6

2

7

9

8

- Покажи все числа по порядку.

-Назови все числа, записанные в красных квадратах, в белых квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в красных квадратах.

-Назови сумму всех чисел, записанных в белых квадратах.
 

«Домики» (отработка состава числа)

9

 

8

7

 

 

6

5

 

 

4

3

 

 

2

1

 

Веселые задачи в стихах

Белка, Ежик и Енот,

Волк, Лиса, Малышка Крот

На пирог пришли к Медведю.

Вы, ребята, не зевайте:

Сколько всех зверей, считайте!

Белочка грибы сушила.

Только посчитать забыла.

Белых было 25,Да еще масляток 5.

7 груздей и 2 лисички,

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибков?

«Проблемный вопрос»

(удивление)

 

2 + 5 х 3 = 17

2 + 5 х 3 = 21

На уроках окружающего мира я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся через сведения из дополнительных источников, использую игровые приемы:

«Кто быстрее назовет ответ?»

Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень» (Женьшень)

Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый)

Загадки

Викторины «Знаешь ли ты?»

Растение, которое имеет прозвище ванька-мокрый. (Бальзамин)

Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус)

Кроссворды

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую и другие приемы:

 

«Репортаж» (устное сообщение)

«Интервью» (Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы)

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках использую парную или групповую работу, при организации которой использую следующие приемы:

«Рабочий гул» (обсуждение вопроса)

«Я – учитель» (проверка или объяснение изученного материала)

Интересным и продуктивным способом  активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность. Проект – это «продукт», результат труда учащихся, для создания которого дети используют все свои знания, умения, раскрывают потенциальные возможности.

Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7–8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому я использую в системе уроков окружающего мира только элементы проектной деятельности.

Первым проектом, над которым работали ребята, был проект «Моя любимая буква». В ходе работы была проведена работа над понятием «заглавная буква». Результатом проекта стала выставка.

Вторым проектом стал проект «Моя семья». Создание данного проекта стало поводом для содержательного общения с членами семьи, в ходе которого ребенок учился задавать целенаправленные вопросы.

Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьёй.

Свою задачу я вижу в том, чтобы сделать годы учёбы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними одной жизнью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Индивидуализация образовательной деятельности обучающихся в группах сменного состава на уроках английского языка в рамках ФГОС

Представлена система индивидуализированного обучения английискому языку в группаз сменного состава...

Проектная деятельность - способ активизировать творческие способности обучающихся начальных классов

В статье показана роль проектно-исследовательской работы с обучающимися начальных классов....

Коучинг - занятие "Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения"

Отучившись на курсах повышения квалификации по Программе кембриджского университета 2 уровня "Новые подходы в обучении и преподавании", была сертифицирована и приобрела статус коуча. В своей школе с у...

Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.

Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)

Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...