Коучинг - занятие "Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения"
материал по теме
Отучившись на курсах повышения квалификации по Программе кембриджского университета 2 уровня "Новые подходы в обучении и преподавании", была сертифицирована и приобрела статус коуча. В своей школе с учителями провела коучинг - занятие на тему "Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения" .
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kouching_zanyatiya_no2.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План коучинг занятия № 2
Некрасовой Н.П.
учителя начальных классов
школы-лицея имени А.М.Горького
Название занятия:
Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения
Общая цель:
показать, как посредством применения заданий диалогического обучения можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке
Задачи:
- Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.
- Вызвать интерес к теме.
- Выяснить, что учителя знают о диалогическом обучении
- Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.
- Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.
Результаты обучения:
- Учителя знают три типа беседы, определённые исследованиями Мерсера.
- Учителя умеют определять эти типы бесед при выполнении заданий.
- Учителя умеют задавать открытые и закрытые вопросы при проведении различных типов бесед.
- Ключевые идеи:
Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить своё собственное мышление. Диалог в обучении или учебный диалог – своеобразная форма общения, важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика, в которой царит атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия. Это взаимодействие, осуществляющееся в форме речи, в ходе которого происходит информационный обмен между партнёрами и регулируются дела между ними. Диалог, неотъемлемой частью которого является беседа, способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении.
Ход проведения:
- Приветствие. Упражнение «Комплимент»
- Деление на группы: 4 смелых, 4 умных, 4добрых, 4 скромных.
- Установление правил работы в группах.
- Стадия вызова
Определение темы коучинг-занятия.
Работа в парах. Упражнение «Интервью»
-4 минуты, по 2 минуты на человека, возьмите интервью у своего соседа о нём самом, затем за 1 минуту расскажите нам о нём.
-Какие методы вы использовали при выполнении этого задания?
-Назовите тему нашего занятия.
Постановка цели занятия.
Работа в группах.
-Что такое диалогическое обучение?
-Заслушивание ответов каждой группы.
5. Стадия осмысления
Работа с ресурсом.
-Изучите тему «Диалоговое обучение». Обсудите в группе. Составьте кластер по теме.
Защита кластеров. Взаимооценивание групп цветовой гаммой
На примере «Чтение текста с остановками» показать , как посредством применения беседы можно активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся на уроке
Приём “Ассоциации”.
- Сегодня я прочитаю вам рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. -Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?
- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Чтение первого отрывка (до слов “… а Стильтон при одобрении толпы и при помощи полисмена усадил беспризорного человека в кэб”).
- Вопросы коуча участникам коучинга (“Ромашка Блума”).
1) Простые вопросы:
- Где происходят события, описанные в рассказе?
- Когда происходят описанные события?
- Назовите действующих лиц.
- В какой момент жизни они описаны?
- Что настоятельно подчёркивает автор в двух героях, вышедших из ресторана?
(Хорошо одетые, дорогой ресторан.)
- Что произошло с человеком лет двадцати пяти?
- Как его описал автор?
(Лежащий без движения, плохо одетый)
2) Уточняющие вопросы:
- Что мы можем сказать о позиции автора?
(Автор осуждает богатых за их презрение к бедному.)
- А в чём это выражено?
(В авторских ремарках: брезгливо сказал толстый джентльмен, пробормотал несчастный.)
- Проследите, какие синонимы к слову “человек” использует автор?
(Богачи – двое людей, толстый джентльмен, сказал приятелю; бедняк – человек, лежащий, падаль, несчастный, лежащий, человек.)
- Чем вы объясните такой выбор автора?
(Слово “человек” употребляется автором только в отношении бедного, лежащего на улице.)
3) Интерпретационные вопросы:
- Почему два богато одетых господина подошли к плохо одетому человеку, лежащему на дороге? Они хотели ему помочь?
(Скорее, им было скучно.)
- Только ли скука привела их сюда?
(Возможно, и любопытство, ведь здесь собралась толпа.)
- А почему вы не допускаете, что они из жалости могли остановиться?
(Тогда бы они не называли его падалью, пьяным, не смотрели бы на него брезгливо.)
- А толпа по какой причине могла собраться?
- Почему автор так бегло описывает эту сцену?
(Это краткая экспозиция, в которой представлены все герои и обрисовано их социальное положение.)
4) Оценочные вопросы:
- Какие слова вы считаете ключевыми в этой части? Прочитайте их.
(“Мне надоели обычные развлечения, а хорошо шутить можно только одним способом: делать из людей игрушки”.)
- Почему вы их считаете ключевыми?
5) Творческие вопросы:
- Как вы думаете, какой “интересный замысел” задумал Стильтон? Что это может быть?
(Дети высказывают свои предположения относительно планов Стильтона.)
6) Практические вопросы:
- Как бы вы поступили, окажись рядом с несчастным человеком, упавшим в голодный обморок?
- Чтение второго отрывка рассказа (от слов “Экипаж направился к одному из трактиров … до конца первой части).
- Беседа по вопросам:
- Какое чувство у вас вызвал этот отрывок и почему?
- Насколько он не соответствует вашим предположениям?
- Изменилось ли ваше отношение к героям? Почему? Чем вы можете это объяснить?
- О ком из героев ваше мнение не изменилось? Что вас в этом убеждает?
- Как приём антитезы (противопоставление) помогает нам в восприятии содержания?
(Автор детальнее знакомит нас с прошлым героев, подчёркивая трудные условия жизни, постоянную борьбу за выживание Джона Ива и праздную жизнь холостого миллионера Стильтона, не знающего забот о ночлеге и пище)
- Прав ли Стильтон, считая себя “человеком большого воображения и хитрой фантазии”?
(Нет, играть с человеческой судьбой никому не позволено.)
- А какие его решения, поступки позволили бы именно так назвать его?
- Почему у Стильтона нет семьи, детей?
(Его жизнь – это шутки над людьми, лишённые доброты и смысла)
- Почему Ив был изумлён предложением Стильтона и назвал происходящее “благоденствием”?
(Все прежние попытки Ива найти работу были безуспешны, поэтому такой поступок богача был для него настоящим спасением)
- “Так состоялась странная сделка, после которой бродяга и миллионер расстались, вполне довольные друг другом”, - пишет А. Грин. Чем же доволен Стильтон?
(Он приобрёл живую игрушку – “дурака”, который живёт по его правилам; “игрушка из живого человека – самое сладкое кушанье”)
- Почему именно такую судьбу предсказывает Стильтон Иву?
- Почему Реймер назвал своего давнего друга Стильтона “дураком”? Что заставило его поступить так?
(Реймеру чужды циничные игры с людьми, обещание неосуществимого; он не приемлет таких забав.)
- Почему Реймер не остановил Стильтона, не потребовал от него других решений судьбы Ива или не предложил Иву собственную помощь?
- Как дальше будут разворачиваться события?
- Выскажите свои предположения и аргументируйте их.
- Какую судьбу Джону Иву вы предсказываете?
- Какую судьбу Стильтону приготовили?
Чтение третьего отрывка (вторая часть рассказа).
Беседа с классом:
- Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.
- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?
- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?
(Герои практически поменялись местами: богатый Стильтон стал несчастным бродягой, голодным, грязным, истощённым, а прежде несчастный Ив превратился в образованного хирурга, помогающего всем, без исключения, людям.)
- Почему же прежде уверенный в себе, надменный Стильтон вдруг “стал ничем”?
(Пресыщенность, праздность прежней жизни не научили его преодолевать трудности, а привели к тому, что он стал пассивным её потребителем, который не только пожинал плоды чужого труда, но и не строил никаких планов на будущее. Первая же в его жизни неудача (проигрыш - разорение) сломала его, и он превратился в “ничто”. Он не знал, как жить своим трудом, не имел ни цели, ни смыла жизни, даже позавидовал “дураку” Иву, что у того есть надежда”.)
- Как оценивает своё нынешнее состояние Стильтон?
(Он понял, что его прежняя шутка была жестока и глупа по отношению к человеку, поэтому просит его простить.)
- За что наказан Стильтон?
(За противоестественное стремление позабавиться судьбой человека, превратить его в игрушку.)
- Почему Джон Ив смог добиться многого?
( Жизнь была жестока с ним с самого начала: он сирота, голодный и бездомный, познал трудности, и поэтому полагался только на себя; шутку Стильтона принял как благоденствие, но и тут положился на себя, став усиленно готовиться к профессии врача.)
- Почему Джон Ив после не ударил прежде жестоко пошутившего над ним Стильтона, когда тот, уже разорившийся, назвал его “дураком”, хотя и завидовал ему?
(Он был благодарен ему за эту “глупую шутку”, которая помогла ему стать образованным человеком.)
- Где же момент истины? В чём его суть?
(Джон Ив не только стал образованным врачом, но и сохранил своё человеческое достоинство: не спился, не сошёл с ума, а поставил цель, к которой усиленно стремился и которую достиг. Он и сейчас благородно поступает: узнаёт своего прежнего “хозяина”, признаёт в нищем бродяге человека, не подвергает его такой же издевательской шутке (зуб за зуб), а поступает великодушно - предлагает Стильтону работу в своей амбулатории.)
Обсудить:
-Какие типы бесед вы увидели в проделанной работе?
-Назовите какой тип беседы, вы не увидели при выполнении этого упражнения? Почему вы так думаете?
- Какие умения, знания, навыки развивались у вас при выполнении данного упражнения?
Составить по картинке вопросы для бесед:
1-я группа: беседа – дебаты;
2-я группа: кумулятивная беседа;
3-я группа: исследовательская беседа.
Заслушивание групп. Взаимооценка групп аплодисментами
- Стадия рефлексии.
-Заполните таблицу ПМИ
- Оцените работу коучинг-занятия и работу коуча, заполнив листы оценивания.
6. Заключительное слово коуча:
-Спасибо всем за прекрасную работу, проходившую в атмосфере взаимного доверия, сотрудничества и взаимодействия.
Приём «Аллея славы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий»
особенности применения ИТК на уроках окружающего мира...
Использование технологии личностно-ориентированного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках с учётом ФГОС
Важно сделать школьника активным участником планирования, организации и проведения урока....
Развитие познавательной деятельности учащихся путем применения проблемного метода обучения.
В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием психологических приемов обучения
Преподавание русского языка....
Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы....
Обобщение опыта работы "Развитие познавательной деятельности учащихся путём использования технологии проблемного обучения".
Опыт работы по использованию в учебном процессе технологии проблемного обучения. Фрагменты уроков с применением проблемного обучения .Приемы создания проблемных ситуаций. Структура проблемного у...