ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
учебно-методический материал

Бибикова Елена Васильевна

Предлагаемые задания и упражнения можно варьировать в зависимости от этапа работы, программных задач на уроке, контингента и возраста детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiki_s_ovz_uchitel.docx45.6 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ

Работа по формированию лексики и грамматического строя должна проводиться по следующим направлениям:

  • Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  • Уточнение структуры значения слова, смысла слова;
  • Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
  • Закрепление связей между словами.

Предлагаемые задания и упражнения можно варьировать в зависимости от этапа работы, программных задач на уроке, контингента и возраста детей.

                                         ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Развитие ассоциации.

 Педагог дает детям инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:

Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.

Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.

Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.

Быстро, высоко, весело, два, летящий.

Можно задать вопрос: «Как выдумаете, а почему припомнилось именно это слово?»

2. Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки, и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:

а) Овощи и фрукты;

б) Домашние и дикие животные;

в) Домашние и дикие птицы;

г) Посуда и мебель;

д) Одежда и обувь;

е) Птицы и насекомые.

3. Игра «Найди лишний предмет».

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.

Примерные серии картинок:

а) капуста, слива, огурец;

б) кошка, собака, лиса, овца;

в) платье, юбка, шуба, шапка;

г) топор, пила, гвозди, ножницы;

д) арбуз, морковь, помидор, огурец, перец.

4. Игра «Найди лишнее слово».

Учитель называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) лишнее слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Миша, Иванов, Петр;

Москва, Мурманск, Мончегорск, площадь;

Молоток, топор, ложка, пила, рубанок;

Сыр, будка, мороженое, масло, творог;

Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

Береза, сосна, ель, дерево, дуб, осина;

Книга, альбом, тетрадь, краски, блокнот;

Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

Месяц, день, год, небо, час;

Гнездо, кара, муравейник, нора, курятник, берлога;

Минута, секунда, час, вечер, сутки;

Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение;

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький;

смелый, храбрый, отважный, злой;

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, соображать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

налил, насорил, вылил, перелил;

5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Примерные пары слов: чашка и стакан, яблоко и груша, помидор и тыква, тарелка и миска, кофта и свитер, стул и кресло, грузовик и легковая машина, самолет и птица, береза и ель, дерево и куст.

6. Разложить картинки по сходству.

На доске выставляется вертикальный ряд картинок: овца (или баран), дерево, корова, колос.

Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка, молоко, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»);  хлеб, батон, бублик, рогалик (К картинке «колосья»). У каждого ребенка по одной - две картинки.

Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.

7. Назвать одним словом серию картинок. (Домашние животные, транспорт, овощи, обувь, дикие животные, посуда)

8.Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, репа, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, тыква.

Смородина, кабачки, петрушка, огурцы.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

9. Послушайте слова и назовите только те, которые обозначают домашних животных.

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, теленок, лось, медведь.

Белка, кошка, петух.

Осел, косуля, рысь, тигр.

Сарай, корова, коза, овца.

10. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

 11. Догадайтесь, каким будет четвертое слово. (смысловые ряды).

Гвоздь- молоток, шуруп, …

Квадрат  - куб, круг …

Птица – яйцо, растение …

Одежда – голый, обувь …

Огонь – пожар, вода …

Школа – обучение, больница…

Человек – ребенок, собака …

Птица – гнездо, человек …

Пальто – пуговица, ботинок …

12. Где и для чего можно применять предмет, который я назову.

Например: кнопка

  1. Для прикрепления бумаги к доске;
  2. Провести маленький круг (окружность);

Гвоздь - …, ботинок - …, помидор - …, шнурок - …, одеяло - … .

13. Выбери правильный ответ.

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

14. Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представлению.

Педагог называет слово, предлагает представить этот предмет ( или животное) и назвать его части. Например: кот – тело, голова, туловище, лапы, хвост Нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик - …, дом - …, дерево - …, часы - … .

15. Отгадай предмет по названию его частей.

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы  (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак. (дом)

Крылья, кабина, хвост, мотор. (самолет).

Глаз, рот, лоб, нос, брови, щеки. (лицо).

Подоконник, рама, стекло (окно).

16. Отгадать название предмета по описанию его признаков.

Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.

Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

Это дерево с крепкими листьями; на нём растут желуди.

Растут на грядке в огороде, используют в пище (овощи).

Это цветок, у него желта сердцевина и белые лепестки.

17. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. 

Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.

- Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами. Он живет на севере, вместо сена мох жует.

- Разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки, разрисованы лошадки от копыт до головы.

- Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

- Он большой, серый и злой.

18. Подбери соответствующие картинки со следующим словам:

- Высокий, тонкий, пятнистый…

- Лохматый, косолапый …

- Хищный, сильный, полосатый …

- Яркое, теплое ..

Серый, колючий …

Маленькая, быстрая, проворная …

19. Выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля».

- Друг, печаль, враг.

- Высокий, большой, низкий.

-  Ночь, сутки, день.

- Длинный, большой, короткий.

- Радость, радостный, печаль.

- Поднимать, опускать, брать.

- Тяжелый, длинный, короткий.

- Белый, длинный, черный.

- Покупать, продавать, отдавать.

- Говорить, идти, молчать.

- Хороший, светлый, плохой.

20. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.

Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).

Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).

Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).

Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).

Микрофон (наушники, утюг, гитара, магнитофон).

Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).

Закончить предложение и назвать слова – «Неприятели».

Слон большой, а комар …

Камень тяжелый, а пушинка …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Сахар сладкий, а горчица…

Дерево высокое, а куст …

Дедушка старый, а внук …

Суп горячий, а компот …

Лев смелый, а заяц…

Молоко жидкое, а сметана…

Река широкая, а ручеек …

Днем светло, а ночью…

Работать трудно, а отдыхать…

Сегодня мне весело, а вчера было …

Заяц скачет быстро, а черепаха …

Переходя улицу, посмотри сначала налево, а затем…

Кричат громко, а шепчут …

Продавец продает, а покупатель…

Учитель спрашивает, а ученики …

При встрече здороваются, а при расставании…

Вечеров ложатся в кровать, а утром …

21. «Сравни!»

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

22. К данным словам придумать слова – «неприятели».

1) день –        2) войти –

Утро –        говорить –

Весна –        взял -

Зима –        забыл -

Добро –        уронил -

Друг –        ложиться -

Жара –        опускать -

Мир –        смеяться -

Правда –        закрывать -

Радость –        включать -

Вдох –        входить -

Выход –        хвалить -

3) большой -        близко -

Белый –        редко -

Высокий –        медленно -

Веселый –        рано -

Темный –        темно -

Горький –        низко -

Добрый –        легко -

Здоровый –        можно -

Новый –        трудно -

Молодой –        радостно -

Острый –        много -

Толстый –        плохо -

Широкий –        сухо -

Сухой –        светло -

Смелый –        ярко -

Твердый –        высоко -

Чистый –        быстро -

23. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Одеть – (раздеть).

Поднять – (опустить).

Бросить – (поймать).

Спрятать – (найти).

Дать – (взять).

Купить – (продать).

Налить – (вылить).

24. Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, генерал.

Конь, собака, лошадь.

Грустный, печальный, глубокий,

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

25. Придумать слова-приятели.

Приятель- (друг).

Конь – (лошадь).

Солдат, (боец).

Идти – (шагать).

Торопиться – (спешить).

26. Игра «На что похоже?».

Белый снег похож на …(что?»

Синий лед похож на … (что?»

Чистый дождь похож на … (что?»

27. Уточнение значения слов-существительных.

Учитель называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т.е. как используется. Например: лопата – чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная … Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.

28. Объяснить значение слов-глаголов.

Педагог называет глагол, а ученики показывают его действие мимикой, жестами, движениями, пантомимикой;

29. Объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; глубокая норка, пушистая норка;  большая ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.

30. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение каждого слова.

Определить, применительно к каким предметам используются слова. Например: Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у человека, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребенка, у гриба, у стола.

31. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака, кошка …), что? (река, ручей, молоко, время). Идет: кто? (девочка, кошка), что? (снег, дождь, град, время).

32. Игра Кто как передвигается?»

Педагог показывает картинки, изображающие животных, дети называют.

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает.

33. «Кто как ест?»

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость. Корова жует сено. Курица клюет зерно.

34. «Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает.

35. «Когда человек ест?»

Педагог спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если ест вечером? (Ужинает).

36. «Кто что умеет делать?»

Педагог предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит и т.д.

37. «Что какие звуки издает?»

Дверь – скрипит,

Ветер – свистит,

Машина – гудит,

Дождь – шумит,

Листья – шелестят,

Речек – журчит,

Гром – грохочет,

Бумага – шуршит.

38. «Кто или что может это делать?»

Бегать - …        ползать - …

Скакать - …        катиться - …

Летать - …        стоять - …

Плавать – …        лежать - …

Ползать - …        прыгать - …

39. «Отгадать названия животных.

Мычит (кто?)…        Хрюкает - …

Летает - …        Ржет - …

Мяукает - ..        блеет - …

40. Игра «Отгадай, что за животные?»

Педагог называет действия, которые свойственны данному животному.

Сторожит, грызет, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Хрюкает, роет -…

Ржет, бегает, скачет - …

Блеет, бодается - …

Мычит, жует, ходит - …

Летает, жужжит, жалит - ..

41. Уточнение связи прилагательных с существительными. Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»

Трава – какая она? – зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, густая, сухая, болотная…

42. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какие?»

- Взошло (какое?) солнце…

Подобрать к слову «солнце» как можно больше прилагательных.

Солнце – яркое, блестящее, красное, весеннее …

Небо – …        дождь - …

Облака - …        ветер - …

Земля - …        листья - …

Трава - …        день - …

43. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?»

Черепаха ползает как? (медленно).

44. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?»

Солнце (Что делает? - …

Облака - …        деревья - …

Дождь - …        и т.д.

Птицы - …

45. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».

Новый (что?)        длинный…

Старый …        трехколесный…

Большой …        летящий…

Маленькая…        грузовой…

46. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растет (что?)        варят…

Зеленеет …        жарят…

Срезают…        солят…

Выкапывают…        срывают…

Краснеет        маринуют…

Дергают…        созревает…

47.К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».

Прыгает (кто?)        скачет…

Кутается…        спит…

Пугается…        охотится…

Прячется…        хитрит…

Нападает…        ползает…

Крадется…        заметает следы…

48. Игра «Чье это жилище?»

На доске картинки. Слева – с изображением животного, а справа – животных не у своих жилищ. Педагог объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора – для лисы, мышки; берлога – для медведя; дупло – для белки, для совы; гнездо – для птицы; скворечник – для скворца; коровник – для коровы, телят; конюшни – для лошадей, жеребят; свинарник – для свиньи и поросят; крольчатник – для крольчат.

49. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. с объяснением того, почему дети догадались.

50. Составление детьми загадок – описаний по определенному плану. 

Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.

Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это?

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

А) Образование уменьшительно-ласкательных существительных

Дом – домик        куст - кустик

Нос-носик        халат - халатик

Хвост - хвостик        лист - листик

Таз – тазик        гвоздь - гвоздик

Сад – садик        лоб - лобик

Клюв - клювик        забор – заборчик

Шкаф - шкафчик        стакан – стаканчик

Блин – блинчик                             костюм – костюмчик

Стул – стульчик                            вагон – вагончик

Суп – супчик                                 трамвай – трамвайчик

Лапа – лапка                                  яблоня – яблонька

Туча – тучка                                   мышь – мышка

Лошадь – лошадка        шуба - шубка

Ночь - ночка        рука – ручка

Аня – Анечка                                Оля – Олечка

Ваня – Ванечка                             Таня – Танечка

Соня – Сонечка                             Дима – Димочка

Миша – Мишенька             береза – березонька

Дочь – доченька                            мама – маменька

Рука – рученька                            дед – дедушка

Соловей – соловушка                   скворец – скворушка

Голова – головушка                      зима – зимушка

Поле – полюшко                           стекло – стеклышко

Лужа – лужица                              кожа – кожица

Роща – рощица                              мороз – морозец

Хлеб – хлебец                                письмо – письмецо

Б) Образование существительных со значением вместилища (посуды)

Суп – супница        хлеб - хлебница

Чай – чайница        сухари - сухарница

Сахар – сахарница        селедка - селедочница

Соус – соусница        пепел - пепельница

Салат – салатница        чернила - чернильница

Конфеты - конфетница

В)  Образование названий детенышей животных и птиц

Гусь – гусенок – гусята

Еж – ежонок – ежата

Лось – лосенок – лосята

Тигр – тигренок – тигрята

Волк – волчонок – волчата

Орел – орленок – орлята

Лев – львенок – львята

Овца – ягненок – ягнята

Свинья – поросенок – поросята

Корова – теленок – телята

Собака – щенок – щенята

Лошадь – жеребенок – жеребята

Курица – цыпленок – цыплята

Г) Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия

Барабанщик                      кладовщик                                часовщик

Угольщик                          танцовщик                                сварщик

Стекольщик                      дрессировщик                           носильщик

Летчик                               переводчик                                водопроводчик

Художник – художница           учитель - учительница

Работник – работница        писатель - писательница

Проводник – проводница

Певец – певица

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования существительных

  1. Игра «Назови ласково». Педагог называет слово, а ученики ласковое слово. (Стол, шкаф, стул, ваза, тарелка, ложка, вилка и т.д.
  2.  Игра «Два брата ИК и ИЩ».

- Жили два брата. Одного звали ИК. Он был маленький и худенький, а другого звали ИЩ. Он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, а ИЩ – большой домище. Какой же дом был у ИК? (маленький). А у ИЩ? (большой).

Ротик – ротище        глазик - глазище

Лобик – лбище        ручки - ручищи

Глазик – глазище         ножки - ножищи

Комар – комарище        

Куст - кустище

  1. Назвать профессии (по картинкам).

 Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто чинит часы? Часовщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

4. Игра «Как назвать того, кто…?»

Кто на паровозе ездит? (Машинист).

Кто сочиняет песни? (Композитор).

Кто играет на рояле? (Пианист).

И т.д.

Формирование словообразования глаголов

Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:

Входит – выходит                      подходит – отходит

Влетает – вылетает                     подлетает – отлетает

 И т.д.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Мыла – вымыла                          умывается – умылся

Одевается - оделся        вешает – повесила

Рисует – нарисовала                      поливает – полил

И т.д.

1. Игра «Чем отличаются слова?»

Показать на картинке, кто …

Умывает – умывается                         обувает – обувается

Купает – купается                                одевает – одевается

Формирование словообразования прилагательных

А) Образование притяжательных прилагательных.

Б) Образование качественных прилагательных.

В) Образование относительных прилагательных.

1. Игра «Чьи хвосты?»

Педагог рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте им поможем). Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий). Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий). А вот во мху виднеется хвост рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий). А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный). Все животные нашли хвосты и были очень рады. А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост – коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.

Хвост козы – козий.

Хвост барана – бараний.

Хвост овцы – овечий.

  1. Игра «Хвосты».

         Картинки с изображением животных, разрезаны на 3 части. Детям раздаются части разрезанных картинок. На доску выставляется одна из частей какой-либо картинки. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей дети составляют целое изображение животного.

3.Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба – дубовый лист.        Лист осины - …

Лист березы - …        лист клена - …

Лист липы - …        лист яблони - …

Лист рябины - …        лист смородины -…

Шишка сосны - …        шишка ели - …

Сережка ольхи - …

4. Игра «Что из чего сделано».

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Педагог называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла – стеклянный стакан

Сковорода из чугуна – чугунная сковорода

Ложка из дерева – деревянная ложка

Нож из металла – металлический нож

Ведро из железа – железное ведро

Ваза из хрусталя – хрустальная ваза

Чашка из фарфора - фарфоровая чашка

Платье из шелка – шелковое платье

Коробка из картона – картонная коробка

Шарф из шерсти – шерстяной шарф

Булка из пшеницы – пшеничная булка

Хлеб из ржи – ржаной хлеб

Варенье из вишни – вишневое варенье

Дорога из песка – песчаная дорога

Сумка из кожи – кожаная сумка

Мяч из резины – резиновый мяч

Шуба из меха – меховая шуба

Крыша из соломы – соломенная крыша

Игрушка из пластмассы – пластмассовая игрушка

Шарик из пластилина – пластилиновый шарик

Труба из кирпича – кирпичная труба

Подушка из пуха – пуховая подушка

Одеяло из ваты – ватное одеяло

Салфетка из бумаги – бумажная салфетка

Кувшин из глины – глиняный кувшин

 5. Сравнить предметы и закончить предложения.

 Апельсин большой, а арбуз еще больше.

Клубника маленькая , а смородина еще …

Персик мягкий, а вишня еще …

Дыня сладкая, а арбуз еще …

Яблоко твердое, а айва еще …

Груша вкусная, а ананас еще …

Дерево высокое, а башня еще …

Куст низкий, а трава еще …

Клен толстый, а дуб еще…

Рябина тонкая, а камыш еще…

Шар легкий, а пушинка еще …

Сумка тяжелая, а чемодан еще …

Диван мягкий, а подушка еще …

Дерево твердое, а железо еще …

Шнурок длинный, а нитки еще …

Линейка короткая, а карандаш еще …

Волк большой, а медведь еще …

Олень высокий, а жираф еще …

Медведь тяжелый, а слон еще …

6. Игра «Ответь на вопрос «Как?»

Утром светло, а днем (как?) еще светлее.

Вечером темно, а ночью еще …

Осенью холодно, а зимой еще …

В пальто тепло, а в шубе еще …

Работа над родственными словами

1. Подобрать слова – «родственники» (тема «Зима»).

 На доске картинка «Зима».

- Подберите слова – «родственники»  к слову «зима». Каким словом можно назвать ласково зиму? (Зимушка). А как можно назвать день зимой? (Зимний). А как называются птицы, которые у нас остаются на зиму? (Зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете?  А как по-другому сказать. «остаются на зиму»? (Зимовать).Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима»? (зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро).

- Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит …(снег). Подберите слова – «родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (снеговика). А как сказать о горке, сделанной из снега?(снежная). А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (подснежник) Итак, какие же слова-«родственники» вы подобрали к слову «снег» (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник).

Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами.

Лес, лесок, лесной, лесник.

Гриб, грибник, грибок, грибной.

Вода, водные, водяной, водолаз, наводнение.

Сахар, сахарный, сахарница.

Носят, поднос, носильщик.

Гора, горка, гористый, горный, пригорок.

Лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный.

Дуб, дубовый, дубок.

Еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый.

Весна, весенний, веснянка, веснушки.

2.Найти «лишнее» слово.

Горе, горный, гора.

Боль, большой, больница.

Водить, вода, водный.

Лес, лесник, лестница.

Море, морщины, морской.

Беседа, беседка, соседка.

Животное, живет, живой.

  1. Игра «Найди общую часть слов – родственников».

         Пасет, пастух, пастбище.

Печка, печник, испечь.

Дворик, дворник, дворовый.

Корма, кормить, кормление.

Сорить, мусор, насорить.

Звонить, звонок, звонкий.

4.Объясните, почему так называется.

Рыболов (рыбу ловит).

Листопад (листья падают).

Пчеловод (пчел разводит).

Землекоп (копает землю).

Самокат (сам катается).

Пешеход (ходит пешком).

Вездеход (ходит везде).

Самосвал (сам сваливает).

Лесоруб (рубит лес).

Самолет (сам летает).

5.Придумать одно слово вместо двух.

Снег чистит – (снегоочиститель).

Быстро ходит – (быстроход).

Формирование словоизменения существительных, глаголов, прилагательных

1. Игра «Что в магазине?»

У педагога один предмет, е ребенка (на прилавке магазина) – несколько предметов.

Педагог: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – яблоки.

Педагог: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине – огурцы. И.т.д.

Второй вариант игры.

Педагог: У меня яблоко, а в магазине много.. (Яблок)

2. Игра «Огород».(Закрепление формы винительного падежа). Педагог предлагает детям «посадить» овощи, затем спрашивает  каждого ребенка, что он делает: Лена, что ты сажаешь? (Я сажаю огурцы). Ира, что ты посадила? ( Я посадила капусту).

Вова, что ты посадишь? (*Я посажу редис).

3. Игра «Кто подберет больше слов?» (Закрепление формы винительного падежа).

Предложить детям назвать как можно больше слов, используя предметные картинки или предметы.

 - Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)

 - Что можно штопать? ((носки, чулки, варежки, шарф и т.д.)

 - Что можно завязывать? (шапку, шарф, ботинки, платок и т.д.)

 - Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, и т.д.)

 -Что можно надеть? (пальто, платье, кофту и т.д.)

4.Игра «Охотник и пастух». (Закрепление формы винительного падежа).

На доске картинки: слева – «охотники», справа – «пастух».Внизу под этими картинками изображение домашних и диких животных.

- Кто изображен на картинках вверху? (охотник, пастух).

- Что делает пастух? (пастух пасет домашних животных).

Поставьте картинки  с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника.

- Пастух пасет кого? (корову или коров, лошадь или лошадей, свиней, овец, коз и т.д.)

 - Охотник охотится на кого? (на зайца или зайцев, на лису или лис, на булку или белок и т.д.) На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

5.  Игра «Что без чего?» (Закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»).

На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить.

Сулл без ножки.        Машина без колеса.

Стул без спинки.        Шуба без воротника.

Кастрюля без ручки.        Чайник без носика.

Платье без рукава.        Расческа без зубчиков.

Кофта без пуговиц.        Грузовик без фары.

Ботинки без шнурков.

6. Игра «Кому что дадим?» (Закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске картинки с изображением корма для животных (морковь, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и т.д.)

На столе игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц, белка, медведь, кошка, собака, свинья).

Сено дадим корове, лошади.

Грибы дадим белка.

Малину дадим медведю. И т.д.

7. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (Закрепление формы дательного падежа существительных).

На доске слева картинки с изображением людей без каких-либо предметов., справа – недостающие предметы. Педагог показывает детям предмет и спрашивает, кому нужен это предмет.

Указка – учителю.        Ружье - охотнику

Весы – продавцу.        Удочка - рыболову

Кисть – художнику.        Ножницы - парикмахеру

Шприц – врачу.

8. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ (Закрепление форм дательного падежа существительных).

Иголке – нитка,

Уткам – пруд,

Забору – калитка,

А лентяю – труд,

Супу – картошка.

Солнышко – лету,

А книжке – обложка.

Стихи – поэту,

А братишке – сестра,

И всем воскресенья нужны

Без сомненья.

9. Игра «Кого мы видели?» (Закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа).

На доске картинки с изображением различных животных. Педагог предлагает детям отобрать только животных, которые живут в жарких странах.

- А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит). Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много … львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, крокодилов, кенгуру, обезьян и т.д.).

10. Игра «Один – много». (Закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа). Аналогичная работа по карточкам.

11. Игра «Кто чем работает?» (Закрепление форм существительных творительного падежа).

(по картинкам)

Парикмахер – ножницами.

Маляр – кистью.

Плотник – топором.

Садовник – лопатой.

И т.д.

12. Игра «Чем можно?» (Закрепление форм существительных творительного падежа).

Рубить – топором.

Резать – ножом.

Умываться – водой.

Вытираться – полотенцем.

Рисовать – кисточкой.

Причесываться – расческой.

Есть – ложкой.

13. Игра «Что с чем?» или «Назвать пары предметов». (Закрепление формы творительного падежа с предлогом «с»).

Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком.

14. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» (Закрепление формы существительных творительного падежа с предлогом «с»).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов.

Педагог: Куда мы положим фрукты?

Ребенок: В корзинку.

Педагог: Куда мы положим овощи?

Ребенок: В ящик.

Педагог: Рома, у тебя ящик с чем?

Ребенок: У меня ящик с капустой.

Педагог: Ира, у тебя с чем  корзина?

Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т.д.

15. Игра «Приглашаем к чаю». Аналогичная работа. Приглашают к чаю Вини Пуха, Мишу и др. Накрывают на стол. Кто с чем любит пить чай. Зайчик с булочкой, лисичка -  с печеньем. И т.д.

16. Игра «Что где растет?» (овощи, фрукты)

17. Аналогичным образом проходит игра «Что где покупают?2 (лекарство, хлеб, газеты, молоко).

18. Игра «Кто где живет?» (Закрепление формы предложного падежа существительных).

Собака живет в конуре.

Белка живет в дупле.

Ежик живет в норе.

Медведь зимует в берлоге.

Мышка живет в норке.

Волк живет в логове.

Лошади живут в конюшне.

И т.д.

19. Игра «Что в чем?»

 (то же с картинками)

В чем варят суп? (Суп варят в кастрюле).

В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.)

В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.)

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице.)

Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице).

Где (на чем) жарят рыбу? (Рыбу жарят на сковороде.)

20. Игра «Где мы были, что мы видели?»

Используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Детям задаются вопросы: Где ты был? Что ты видел?

Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачяков и т.д.

21. Игра «Сделай, не ошибись». (Закрепление употребление предлогов и предлогов-наречий).

Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

Положи пирамидку между куклой и мячом. Куда ты положил пирамидку?

Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисовал крестик?

Посади мишку сзади куклы. Куда посадил мишку?

Положи яблочко перед куклой. Куда положил яблочко?

Положи эту вещь между двумя предметами. Где она?

 - перед другими. Где она?

 - выше другого. Где она?

 - ниже другого. Где она?

 - правее другого. Где она?

 - левее другого. Где она?

Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь?

Встань так, чтобы дверь была перед тобой. Где дверь?

22. Игра с мячом «Добавь слова» (Закрепление использование предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади).

Стол стоит…

Полочка с книгами висит…

Пирамидка стоит…

Кукла лежит…

Дверь находится…

23. Игра «Найди свое место».

Педагог предлагает встать детям друг за другом (использовать слова- за, между, перед, сзади). Костя, встань между Аней и Сашей. Костя, ты где стоишь? И т.д.

24. Игра «Юный архитектор». Строительный материал, макеты домиков, игрушечные машины. Дети располагают предметы справа, слева, ниже, выше и т.д. Строят город.

25. Игра «Дни недели». Дети называют дни недели сначала по порядку, затем говорят, что за чем следует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Лексико-семантические нарушения речи детей с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе рассматриваются лексико-семантические нарушения речи детей с ОВЗ и приемы их коррекции....

Формирование экологических знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка....

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...