Рабочая программа по внеурочной деятельности «Фантазеры»
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Фантазеры»» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fantazery-11.docx | 47.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению Утверждена приказом
протокол ШМО №__________ ГБОУ «КШ-ИСОО»
от ___.______________._____ №______ от ___.___,______
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Фантазеры»
для_______1-4______класса (I ступени)
(художественно-эстетическое направление)
Автор (составитель): Гомбоева М.Г.,
учитель начальных классов,I категория
2017г
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности ««Фантазеры»» адресована учащимся начальных классов ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования», разработана на основе:
- требований к результатам освоения учебного предмета ФГОС НОО;
- положения о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года),
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
- Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015).
Цель программы: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Задачи:
- знакомить детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.
- развивать речевую культуру и эстетический вкус.
-воспитывать творческую активность.
II. Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа кружка реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Программа включает следующие разделы:
- Театральная игра
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены, репетиции в выгородке.
Основными формами проведения занятий являются:
- театральные игры,
- конкурсы,
- викторины,
- беседы,
- экскурсии в театр и музеи,
- спектакли
- праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Алгоритм работы над пьесой.
- Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
- Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
- Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
- Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
- Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.
- Репетиция всей пьесы целиком.
- Премьера.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
III. Место учебного курса в учебном плане
- Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности по направлению «Проектная деятельность» в рамках введения ФГОС.
- Программа рассчитана на 4 года обучения (как внеурочное занятие) по 1 ч в каждом классе (33 учебных недель в 1 классе, по 34 недели во 2-4 классах),всего 135ч
IV. Планируемые результаты освоения программы:
Учащиеся научатся:
- правилам поведения зрителя, этикету в театре до, во время и после спектакля;
- различать виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т.д.);
- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
- проводить сравнение и анализ поведения героя;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
Обучающийся получит возможность научиться:
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение.
V. Содержание программы (34 часа)
Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел(1час) Вводное занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
2 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
3 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
4 раздел. (В содержании занятий«Работа над спектаклем»)
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
5 раздел. (В содержании занятий «Работа над спектаклем»)
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. (32часа) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи
VI. Учебно-тематический план 1класс
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1 | Вводные заняти | 1 |
2 | Театральная игра В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 5 |
3 | Культура и техника речи В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 5 |
4 | Ритмопластика В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 7 |
5 | Основы театральной культуры В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 7 |
6 | Работа над спектаклем | 7 |
7 | Показ спектакля. Заключительное занятие. | 1 |
8 | Итого: | 33 |
Учебно-тематический план 2-4 классы
N п\п | Содержание программы | Всего часов |
1 | Вводные занятия. | 1 |
2 | Театральная игра. В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 7 |
3 | Культура и техника речи. В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 7 |
4 | Ритмопластика. В содержании занятий «Работа над спектаклем» | 8 |
5 | Основы театральной культуры. В содержании занятий «Работа над спектаклем». | 8 |
6 | Работа над спектаклем, показ спектакля. | 2 |
7 | Заключительное занятие. | 1 |
8 | Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 2 - 4классы
№ | Тема | Кол-во занятий | Дата | Примечание |
1. | Подготовка к празднику «День Матери». Выбор пьесы. | (9) | 7.09 | |
1 | ||||
2. | Чтение материала. Постановка пьесы «Сказка на новый лад» | 1 | 14.09 | |
3. | Разбор и обсуждение материала. | 1 | 21.09 | |
4. | Работа над текстом. | 1 | 28.09 | |
5. | Упражнения в декламации. | 1 | 5.10 | |
6. | Разбор и обсуждение материала. | 1 | 12.10 | |
7. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 19.10 | |
8. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 26.10 | |
9. | Показ пьесы на Празднике «День матери». | 1 | 2.11 | |
10. | Подготовка к празднику «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» Выбор сказки. | 7 | 16.11 | |
1 | ||||
11. | Чтение материала | 1 | 23.11 | |
12. | Разбор и обсуждение материала. | 1 | 30.11 | |
13. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 7.12 | |
14. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 14.12 | |
15. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 21.12 | |
16. | Проведение праздника. | 1 | 28.12 | |
17. | Подготовка к празднику 8 марта. Выбор сценария. Чтение материала. | 3 1 | 18.01 | |
18. | Разбор и обсуждение материала | 1 | 25.01 | |
19. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 1.02 | |
20. | Подготовка к празднику Белого месяца. Выбор сценария. Чтение материала. | 7 | 7.02 | |
1 | ||||
21. | Разбор и обсуждение материала | 1 | 14.02 | |
22. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 21.02 | |
23. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 28.02 | |
24. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 7.03 | |
25. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 15.03 | |
26. | Проведение праздника. | 1 | 22.03 | |
27. | 1-3 класс «Здравствуй, лето!» 4 класс- «До свиданья, начальная школа!» Выбор сценария. Чтение материала. | 8 1 | 5.04 | |
28. | Разбор и обсуждение материала. | 1 | 12.04 | |
29. | Разбор и обсуждение материала. | 1 | 19.04 | |
30. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 26.04 | |
31. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 3.05 | |
32. | Работа над текстом. Упражнения в декламации. | 1 | 10.05 | |
33. | Импровизация. Подготовка к показу. | 1 | 17.04 | |
34. | Импровизация. Подготовка к показу. .1-3 класс «Здравствуй, лето!» 4 класс- «До свиданья, начальная школа!» | 1 | 24.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- компьютер;
- музыкальная фонотека;
- проектор
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- пальчиковые куклы;
- сценический грим;
- видеокамера для съёмок и анализа выступлений.
«Виды театрального искусства»
- Сценарии сказок, пьес, детские книги.
Список литературы, рекомендуемой для педагога
- Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2013
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2014.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2015.
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
- Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2016г
- Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2017
- Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и направления работы с театральным коллективом.- М.1986
- Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
- Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2015.
Список литературы, рекомендуемой для детей
- Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ авт-сост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2017
- Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин, Ярославль, 2014
- Скороговорки, пословицы.
- Русские народные сказки о животных
- Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
- Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
- Усачёв А.А. Жили-были ёжики
- Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
- Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой
- Рассказы Н. Сладкова о животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Программа внеурочной деятельности "Фантазеры"
Программа "Фантазеры" - общекультурное направление- рассчитана на детей 8- 10 лет....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазеры"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазеры" ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности и которая наметила курс на г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» Направление: Проектная деятельность 1-4 классы
МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Основы исследовательскойдеятельности»Направление: Проект...