Особенности работы в малокомплектной школе
материал

Ахматьянова Альбина Ахатовна

Особенности работы в малокомплектной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_v_malokomplektnoy_shkole.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности работы в малокомплектной школе               

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Учитель малокомплектной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Но в работе учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеют и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать домашние условия, при меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Особенностью работы в малокомплектной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках в малокомплектных школах занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса я знакомлю детей с различными видами самостоятельной работы. Сначала эти задания небольшие по объему и носят подражательный характер, то есть детям предлагается выполнить задания по образцу, например, нарисуй столько кружков, сколько пуговиц, запиши это число цифрой. Постепенно задания усложняются и вводятся задания творческого характера.

В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Во время работы над трудными разделами программы, я при необходимости, делаю индивидуальные карточки, которые содержат не только учебные задания, но и рекомендации. Для самостоятельной работы можно давать и такие задания, выполнение которых готовит учащихся к восприятию нового материала.

Отличительные особенности урока в малокомплектной школе

Широкое использование раздаточного материала, вызванное необходимостью проведения самостоятельной работы.

Владение детей приемами учебной работы. Ведущую роль в этом играют объяснение и показ, когда учитель подробно объясняет и показывает, как, в какой последовательности следует выполнять задание.

Развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. С этой целью необходимо регулярно пользоваться памятками, в которых показан алгоритм выполнения заданий. Систематическое выполнение учащимися таких действий поможет им овладеть рациональными приемами работы.

Овладение учащимися умением контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается наличием:

-       образцов выполнения,

-       ключей к упражнениям и заданиям,

-       четких критериев,

-       организацией взаимопроверки выполненных заданий.

Важной особенностью урока в малокомплектной школе является обязательное проведение самостоятельной работы. Особенно в случае, если в одном классном помещении под руководством одного учителя одновременно занимаются ученики двух классов. Урок в такой школе представляет собой чередование двух четко выраженных компонентов работы:

-       работы учащихся под руководством учителя,

-       самостоятельной деятельности учащихся.

Это требует от учителя жесткой регламентации учебного времени и тщательной подготовки всего необходимого на уроке: наглядности, памяток выполнения заданий, учебных записей, заданий для индивидуальной работы, образцов выполнения.

Очень актуальна в малокомплектных школах проблема разного уровня знаний у учащихся, находящихся в одном классе. Но всегда есть ученики с повышенной мотивацией к изучению иностранного языка. Оба типа детей требуют от учителя иностранного языка индивидуального подхода. Ему следует предъявлять требования к учащимся с учетом их различий.

Это будет способствовать:

-       доступности изучаемого материала слабоуспевающим, повышению мотивации к изучению иностранного языка;

-       повышению требований предъявляемых к сильным учащимся, что должно сказаться на результативности обучения.

При оценивании знаний учащихся обращать внимание на достижения каждого ученика в данный момент относительно его прошлого уровня владения соответствующим материалом. В условиях введения ЕГЭ по иностранным языкам необходимо дать выпускникам достаточный уровень общеобразовательной подготовки. Для этого учителю следует использовать задания, помогающие мотивированному к предмету ученику результативно готовиться к экзамену, обеспечить им психологическую готовность к процессу. Эффективными будут совмещенные уроки по иностранному языку.

Например: 5–7 классы, 8–9 классы, 10–11 классы по общим темам. Это могут быть темы: семья, музыка, по столицам стран изучаемого языка, великие люди, виртуальные экскурсии; презентации, проекты. Если на начальном этапе изучения иностранного языка следует уделить внимание языковому владению, то на продвинутом этапе – развитию речи. Совмещенные уроки – это уроки общения, они предполагают самостоятельную работу учащихся и носят творческий характер. Это уроки культуры поведения и речевого общения. Главное здесь – не дублировать материал урока. Совмещенные уроки позволяют увеличить число собеседников, сделать саму беседу интересной, значимой по содержанию. У школьников повышается ответственность за приобретение знаний, расширяются границы общения. Такие уроки следует проводить как итоговые, также они могут быть одной из форм внеклассной работы по предмету.

Учитель малокомплектной школы должен уметь формировать разновозрастный коллектив класса, правильно с психологической точки зрения подбирать рабочие пары учащихся, стимулировать их работу, терпеливо и корректно относиться к речевым и языковым ошибкам учащихся.

Работа в малокомплектной школе требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, зависит от его языковой компетенции, знания современной технологии преподавания иностранного языка.

Для успешного решения этих задач необходимо учитывать особенности, которые свойственны структуре уроков малокомплектной школы.

Первая из них заключается в том, что в одном классном помещении под руководством одного учителя занимаются одновременно ученики двух или трех классов.

Другой важной особенностью урока в малокомплектной школе является обязательное проведение самостоятельной работы. Самостоятельные задания обычно входят в каждый этап урока. Однако самостоятельная работа носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектой школе состоит из чередования двух четко выраженных компонентов работы:

-работы учащихся под руководством учителя;

-самостоятельной деятельности учащихся.

Это требует от учителя жесткой регламентации учебного времени и тщательной подготовки всего необходимого на уроке: наглядности; учебных записей; заданий для самостоятельной работы; образцов выполнения, алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносной доске, либо на заранее подготовленных плакатах.

Следует помнить, что любое отвлечение неизбежно приводит к потере времени. Наблюдения показывают следующие потери времени в малокомлектных сельских школах:

- начало урока –от 1 до 10 мин;

- середина урока – от 1 до 18 мин.;

- конец урока –от 1 до 7 мин.

 

К потере времени приводят:

- подъем учеников при каждом ответе ;

- нерефлексируемые задания для самостоятельной деятельности;

- задания общего характера (читайте текст, повторяйте грамматику, готовьте пересказ текста.)

По таким заданиям невозможно установить цель работы, характер ее, способ выполнения и поэтому, получив такое задание, ученики ограничиваются беглым просмотром текста, в результате чего у них остается значительное количество времени, в течение которого они обычно ничем не заняты.

Главной и наиболее сложной специфической особенностью уроков в этом типе школ является то, что методические приемы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной одновременной работой нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя. Модификация приемов касается учебной деятельности детей на этапах подготовки к восприятию нового и его закреплению.

           Учитель, работающий в одном классе        Учитель, работающий в м\к школе

Объяснение нового материала         Лекция, объяснение нового материала, показ применения полученных знаний на практике, закрепление путем многократных повторений, устных рассуждений        

Объяснение материала и приемов использования полученных знаний, письменная работа (с использованием карточек, таблиц)

Этап закрепления завершается коллективной проверкой результатов.

На уроках иностранного языка в м\к школе разработаны и применяются однопредметные занятия всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.

Следует помнить, что при ежеурочной самостоятельной работе очень большое значение имеет умение ориентироваться во времени. Формируется это умение, в основном, путем упражнений в выполнении определенных заданий в отведенное время, которое заранее известно детям (пример чтения про себя).

Отличительной особенностью уроков в м\к школе является широкое использование раздаточного материала. Эта особенность вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу.

Другим непременным требованием самостоятельной деятельности в м\к школе является владение детьми приемами учебной работы. Ведущую роль в этом играет объяснение и показ, когда учитель подробно объясняет и показывает, что и как, в какой последовательности надо делать, чтобы правильно выполнить то или иное задание, затем все сказанное учителем поочередно повторяют все остальные ученики, начиная с самых сильных. Не меньшее значение в этом играют различные памятки, инструкции, предписания, в которых с различной степенью детализации дается план действия.

В преподавании иностранного языка в м\к школе значительное место занимают образцы.

Учитель иностранного языка м\к школы должен формировать у учащихся умение работать с учебником. Такая работа обычно начинается с ознакомления детей с книгой, ее структурой, особое внимание следует обратить на справочники и имеющиеся в книге, символы. К работе со словарем и справочниками необходимо приучать учащихся систематически.

Не меньшее значение имеет развитие у учащихся умения планировать свою деятельность. С этой целью необходимо регулярно пользоваться памятками, в которых дается алгоритм выполнения того или иного задания.. Систематическое выполнение учащимися таких действий поможет им овладеть рациональными приемами работы.

Для успешной самостоятельной деятельности в условиях м\к школы, необходимо овладение еще одним умением – умением контролировать свою деятельность. Формирование этого умения обеспечивается, прежде всего:

- наличием образцов выполнения;

- ключей к упражнениям и заданиям;

- организацией взаимопроверки выполненных заданий;

- наличием четких критериев.

 

Основные требования к самостоятельной работе:

-содержание и характер самостоятельной работы должны определяться содержанием конкретного урока и целью изучаемой темы;

-содержание задания должно быть посильным;

-характер деятельности самостоятельной работы должен быть разнообразен (слуховая, зрительная, двигательная);

-учитель должен предусматривать трудности и постепенное их наращение;

-самостоятельной работе должна предшествовать тщательная подготовка, в которую входят разъяснение цели задания, способов и приемов его выполнения, последовательность действий.

 

Следует помнить и о типичных ошибках в организации самостоятельной работы с учащимися м\к школ:

-отсутствие мотивации выполнения того или иного задания;

-недостаточная подготовленность к его выполнению (задание прочитывается учителем или учеником и не объясняется);

-поверхностная итоговая проверка выполненного задания;

-однообразие и однотипность заданий (чтение, перевод );

-приблизительное определение продолжительности выполнения, без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Очень актуальна в малокомплектной сельской школе проблема разного уровня знаний у учащихся, находящихся в одном классе. Многие школьники м\к школы, как показывает практика, не могут дойти до так называемого стандартизованного уровня образования, постоянно поднимающегося в связи с ростом темпов обучения. (Это отчасти объясняется отдаленностью многих м\к школ от центров и городов, а также слабой информационной насыщенностью сельского социума.)

Одновременно с этим в классах м\к сельских школ можно всегда найти одного или нескольких учеников с повышенной мотивацией к познанию. Безусловно, оба типа детей требуют от учителя иностранных языков индивидуального или дифференцированного подхода.

Очень часто при обучении иностранному языку в условиях м\к сельской школы допускаются определенные типичные ошибки, которые затем сказываются на процессе обучения и на результативности. Каковы они?

1. Предъявление одинаковых требований ко всем учащимся без учета имеющихся между ними различий.

Это приводит к следующему:

- нарушению доступности изучаемого материала у слабоуспевающих, а отсюда и потеря интереса, мотивации к изучению иностранного языка,

- занижению требований предъявляемых к сильным учащихся . Это ведет к их дезориентации, восприятию предмета как чего-то чрезвычайно легкого, не требующего больших затрат времени и усилий, что в свою очередь не может не сказаться на результативности обучения.

2. Оценивание учащихся по одинаковым критериям (в режиме учета абсолютной успеваемости), при котором не принимается во внимание достижение каждого ученика в заданный момент относительно его прошлого уровня владения соответствующим материалом.

Какие рекомендации по этому поводу следует предложить учителям иностранного языка м\к сельской школы:

1. отбирать или адаптировать материал с учетом уровня учащихся, их возраста и интереса;

2. отбирать задания с выходом на результат (т.е. на проявление умений: составлять план краткого содержания прочитанного, написать письмо, составить вопросы к анкете и т.д.).

Пример:

Особенности организации обучения математике в малокомплектной школе.

К малокомплектным школам относятся такие школы, в которых учитель занимается одновременно с несколькими классами. Малокомплектные школы работают по программам, установленным для всех школ, и применяют в основном те же методы, что и в других школах, но организация урока в них имеет существенные особенности.

Двухкомплектная школа имеет двух учителей, и каждый из них занимается одновременно с двумя классами; один из учителей обычно ведет первый и третий классы, другой — второй и четвертый. Такое сочетание классов установлено на основе многолетнего опыта. Сочетание младшего и старшего классов для совместной работы диктуется тем, что ученики младших классов не имеют достаточного опыта и навыков в выполнении самостоятельных работ, в то время как ученики старших классов, имея опыт, могут успешно выполнять длительные задания даже в начале урока.

В расписании уроков арифметика, как правило, ставится на первом или втором уроке и, как исключение, может быть вынесена на третий урок.

В расписании существуют два варианта сочетания уроков в двух классах: соединение урока арифметики с другими учебными предметами и сочетание урока арифметики с таким же уроком в другом классе. Второй вариант получил в школьной практике более широкое применение. Он может быть рекомендован как наиболее рациональный.

В дальнейшем изложении все описания уроков построены с учетом одновременного проведения уроков арифметики в двух классах

Особенности структуры урока в малокомплектной

Наиболее важная особенность урока в классе-комплекте, объединённом классе – обязательное проведение самостоятельной работы учащихся, она используется практически на каждом этапе урока.

Следующая особенность состоит в зависимости объёма самостоятельной работы детей от объёма работы учителя с другим классом.

Самостоятельная деятельность, по существу, носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом.

Эти особенности приводят к тому, что урок в малокомплектной школе состоит из чередования двух чётко выраженных компонентов: работы учащихся под руководством учителя и самостоятельной деятельности школьников.

Необходимость чередования работы учащихся под руководством учителя и  без этого руководства требует жёсткой регламентации учебного времени, предъявляющей учителю требование точнейшего, по минутам, расчёта времени, необходимого для выполнения задания учащимися и для собственных объяснений учителя. Жёсткий временной регламент обязывает учителя чрезвычайно тщательно подготавливать всё необходимое на уроке (наглядные пособия и учебные записи: заданий для самостоятельной работы, текстов для переработки, алгоритмических предписаний, указывающих на характер и последовательность действий и выполненных либо на переносных досках, либо на листках бумаги – плакатиках) заранее.

Потери времени в начале урока, как правило, имеют одну причину: не имея задания для самостоятельного выполнения, дети не могут включиться в урок. Нерациональное расходование учебного времени в середине и в конце урока вызывается нечёткой дозировкой объёма самостоятельной работы.

 К потерям учебного времени на любом этапе урока приводят задания общего характера: «читайте упражнение; готовьтесь пересказывать; посмотрите на примеры словосочетаний; думайте» и т.п. По заданиям такого типа невозможно установить цель работы, характер её, способ выполнения. Как правило, получив такое задание, дети ограничиваются беглым просматриванием текста, в результате у них остаётся значительное количество времени, в течение которого они ничем не заняты.

Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала.

Однако главная и наиболее сложная по характеру специфическая особенность уроков в этом типе школ состоит в том, что методические приёмы нуждаются в видоизменении, модификации, обусловленной условиями одновременной работы нескольких классов в одном помещении и под руководством одного учителя.

На этапе подготовки к усвоению нового учебного материала учитель, работающий с одним классом, как правило, обращается к формам коллективной работы: сам проводит беседу, фиксируя внимание  детей на необходимых фактах, явлениях, признаках, направляя ответы учащихся в нужное русло, дополняя, уточняя их. К выводу ученики подводятся в процессе коллективного наблюдения. В условиях занятий нескольких классов этот этап подготовки меняется: функция учителя заключается в том, что он разъясняет учащимся цели задания и приёмы его выполнения, а после самостоятельной работы детей над этим заданием обобщает результаты наблюдений, то есть деятельность учителя распадается на два этапа – введение и обобщение, подведение итогов, разрываемых работой учащихся и связанное единой целью – подготовить учеников к восприятию нового учебного материала. Результативность этого этапа во многом зависит от характера заданий.

Если при коллективных формах работы вполне оправданы задания типа: ««Какие гласные буквы пишутся после ж, ш, ч, щ?», «Что называется подлежащим?», предполагающие незамедлительно  за вопросом следующий ответ, то в малокомплектной школе такие нечёткие в формулировках задания малоэффективны. Условия одновременных занятий нескольких классов требуют заданий, предусматривающих либо фиксацию умственных действий учащихся, либо содержащих установку на предстоящую необходимость воспроизведения. Приведённые примеры заданий при этом приобретают следующий вид: «Вспомни и запиши, какие гласные пишутся после ш, щ, ч, ж. Запиши пример на каждый случай», «Приготовься ответить, что называется глаголом», «Вспомни и приготовься рассказать о подлежащем».

Этап объяснения нового материала завершается обычно показом учителем приёмов применения полученных знаний в практической деятельности. На этапе закрепления учитель ещё раз разъясняет приёмы всему классу и закрепляет их путём многократных устных рассуждений учащихся под контролем и при помощи учителя.

В малокомплектной школе учитель не имеет такой возможности, поэтому после объяснений приёмов использования новых знаний учащиеся переходят к самостоятельной письменной работе, функцию руководства учителя в этом случае должны выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определённой последовательности приёмов работы.

Этап закрепления в малокомплектной школе обязательно должен завершиться коллективной проверкой правильности результатов. В связи с этим поиски практиков и учёных идут в направлении приближения условий работы учащихся и учителя малокомплектной школы к условиям работы массовой школы. Разработаны и применяются в сельских школах такие варианты организации занятий: а) один из классов первые два урока занимается вне комплекта; б) проведение однотемных уроков; в) проведение однопредметных  занятий всех классов с одним общим этапом (этапами) коллективной работы под непосредственным руководством учителя.

                                                                                                 1 вариант

 

1-й класс        

2-й класс        

3-й класс

         

Общая работа под руководством учителя        

 

Работа с учителем        

Самостоятельная работа по классам        

 

Самостоятельная работа        

Работа с учителем        

Самостоятельная работа

 

2 вариант

 

1-й класс        

2-й класс        

3-й класс

Самостоятельная работа по классам        

         

Работа с учителем

         

Общая работа под руководством учителя        

 

Работа с учителем        

Самостоятельная работа по классам        

 

 

Необходимо заметить, что организация работы двух (трёх) классов на общем этапе урока требует неукоснительного соблюдения методического правила, известного по однотемным урокам: вопросы и задания учитель предлагает всем, а отвечать начинают младшие. Начиная беседу с учениками первого класса и давая возможность старшеклассникам приводить свои примеры, учитель может сделать процесс освоения темы более динамичным и добиваться в результате основательных теоретических знаний. Пример в обучении, данный старшими учениками товарищам по класс, естественно стимулирует развитие младших.

Вместе с тем практика и опытное обучение показывают, что оптимальным следует считать сочетание обычных уроков и уроков с общим для всех классов этапом с периодическим включением однотемных уроков, преимущественно обобщающего характера.

Организация занятий поклассно с общим для всех классов этапом коллективной работы под руководством учителя является оптимальной по следующим основным позициям:

-    учитель получает возможность применять в учебном процессе методы, приёмы и средства обучения, которыми он владеет, без каких-либо ограничений, связанных с особыми условиями учебного процесса объединённых классов.

-   Использование учебных кинофильмов и кинофрагментов, диафильмов, грамзаписей, репродукций картин становится органической частью урока, его общего для всех классов этапа, обогащая, насыщая учебный процесс, стимулируя познавательную активность детей, расширяя их кругозор, развивая речь.

На общем этапе урока наибольший обучающий эффект дают такие методы обучения младших школьников: словарные, предупредительные и объяснительные диктанты; различные виды устного грамматического разбора; ответы на вопросы, составление предложений, рассказов по просмотренному видеофильму, диафильму, картинам и слайдам. Для учащихся ощутимо расширяются границы общения с учителем, что положительно сказывается на развитии детей.

Общий этап урока нейтрализует частично такие негативные особенности, как необходимость переключения учителя от одной изучаемой темы к другой, а также помехи, отвлечения, вызванные работой нескольких классов.

Для комплекта сверхмалой наполняемости целесообразна индивидуально-коллективная форма организации занятий. К первому уроку приходит ученик (два-три) одного класса. Учитель проводит с ним (с ними) занятие по языку, математике, чтению. Занятие длится 40-45 минут. За это время учитель проверит уровень продвижения ученика и объяснит новый материал. На следующий час приходят дети (ученик) второго класса. Учитель также работает с ними. А на уроки природоведения, музыки, трудового обучения, физической культуры изобразительного искусства и предметов школьного компонента ученики всех классов объединяются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"

Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...

Особенности работы по УМК "Школа 2100"

Материал содержит презентацию и комментарии. Использовался для выступления на семинаре молодых специалистов...

Работа в малокомплектной школе по ФГОС

ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять новые  стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются сп...

Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "

Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "...

Особенности работы в малокомплектной школе.

В Российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений - малокомплектные сельские школы.Под сельской малокомплектной школой понимается общеобразовательное учреждение ...

Система воспитательной работы в малокомплектной школе

Система воспитательной  работы в малокомплектной школе...

Особенности уроков в малокомплектной школе.

Статья о трудностях работы в малокомплектной школе....