Особенности работы в малокомплектной школе.
материал (1, 2, 3, 4 класс)
В Российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений - малокомплектные сельские школы.
Под сельской малокомплектной школой понимается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населённом пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Современная деревня существенно отличается от той, которая была 20-30 лет назад. Наблюдаемое в последнее время резкое сокращение сельского населения, вызванное интенсивным оттоком молодежи из села, привело к появлению термина «неперспективная деревня». В связи с этим количество детей школьного возраста резко сократилось. Некогда полноценные сельские средние школы превратились в малокомплектные и малочисленные школы. Отличительная черта современной сельской школы – ее малочисленность.
Школа играет особую роль в жизни сельского социума, во многом большую, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, даже малом городе.
Сельская школа имеет традиционно высокий статус, который предопределяется многими факторами: экономическими (это кузница рабочих кадров для сельскохозяйственного производства), социальными (сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе специалистов), образовательными (школа – порой единственное учебно-воспитательное заведение на селе), культурными (средоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг жизни).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности работы в малокомплектной школе | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы в малокомплектной школе.
В Российской системе образования можно выделить особую группу образовательных учреждений - малокомплектные сельские школы.
Под сельской малокомплектной школой понимается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населённом пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Современная деревня существенно отличается от той, которая была 20-30 лет назад. Наблюдаемое в последнее время резкое сокращение сельского населения, вызванное интенсивным оттоком молодежи из села, привело к появлению термина «неперспективная деревня». В связи с этим количество детей школьного возраста резко сократилось. Некогда полноценные сельские средние школы превратились в малокомплектные и малочисленные школы. Отличительная черта современной сельской школы – ее малочисленность.
Школа играет особую роль в жизни сельского социума, во многом большую, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, даже малом городе.
Сельская школа имеет традиционно высокий статус, который предопределяется многими факторами: экономическими (это кузница рабочих кадров для сельскохозяйственного производства), социальными (сообщество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе специалистов), образовательными (школа – порой единственное учебно-воспитательное заведение на селе), культурными (средоточие сельской интеллигенции, культурной силы деревни), нравственными (духовный очаг жизни).
Организация образовательного процесса в малокомплектной школе имеет свою особенность: на уроки приходят дети разного возраста и часто на разные предметы. Расписание занятий составляется согласно рекомендациям СанПина, учебного плана и стандартов второго поколения.
Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.
Учитель в малокомплектной школе работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.
Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычной школе.
Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.
Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е. недостатки):
- Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовать самостоятельную работу детей.
- Внимание учителя распределяется между двумя или более классами.
- При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, т.к. учитель в это время занят другим классом.
- Учащиеся должны, а вернее, вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, т.к. в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.
- В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться в 8-12 урокам.
Малая наполняемость класса обладает рядом преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности по расширению общественного участия в управлении образовательным учреждением.
В условиях малокомплектной школы учителю легче осуществлять:
- индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
- личностно-ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель «слышат» друг друга;
- практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т.д.);
- нравственное, патриотическое воспитание школьников в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями.
Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.
Несмотря на положительный опыт совместной организации учебной деятельности учащихся разного возраста, основным методом организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах малокомплектной сельской школы остается такой метод, при котором самостоятельная работа учеников одного или двух классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся конкретного возраста.
Главная особенность урока в объединенном классе - обязательная самостоятельная работа учащихся на каждом уроке. Чтобы объяснить учебный материал учащимся одного из классов без ущерба для ребят другого класса, учителю надо занять детей из другого класса полезной работой, предложить им самостоятельно, без его непосредственного руководства, выполнить то или иное задание. И пока ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель объясняет новое, спрашивает пройденное, разъясняет очередное задание для самостоятельной работы ученикам другого класса. Поэтому наша задача – научить детей работать самостоятельно.
При организации самостоятельной работы учителя нашей школы руководствуются теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:
- Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям.
- Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, т.е. надо будить мысль ученика.
- Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.
Все виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.
Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы работы, а если необходимо, то дать образец выполнения работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности.
В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля вводятся уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решённых примеров путём обратных действий. При решении задач надо научит детей проверять задачу различными способами.
Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.
При работе с несколькими классами учителя нашей школы используют те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для МКШ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому педагогам приходится готовить к уроку много методического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.
Существует 4 типа самостоятельных работ:
· самостоятельная работа по образцу;
· творческая самостоятельная работа;
· вариативная самостоятельная работа;
· конструктивная самостоятельная работа.
Виды самостоятельных работ:
По дидактическим целям: обучающие, тренировочные, закрепляющие, развивающие, творческие, контролирующие.
По уровню самостоятельности: репродуктивные, эвристические, исследовательские, реконструктивно-вариативные.
По степени индивидуальности: фронтальные, групповые, индивидуальные.
По источнику и методу приобретения знаний: работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов и рефератов.
По форме выполнения: устные, письменные, тесты.
По месту выполнения: классные, домашние.
Для организации самостоятельной работы на уроках я использую упражнения различного содержания и характера. Цель организации самостоятельной работы определяет ее содержание и методику. Поэтому виды самостоятельных заданий разнообразны и одновременно они отражают специфику формирования основных умений и навыков именно по конкретному предмету.
Самостоятельная работа на уроках чтения.
Известно, что успехи ученика в чтении оказывают самое непосредственное влияние на успехи по всем учебным предметам, в частности и таких, как математика, окружающий мир, русский язык, где чтение - важнейшее средство в достижении специальных знаний, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения, умения работать с текстом произведения.
Если темой урока является чтение несложных рассказов, научно-познавательных статей, то перед чтением даю учащимся конкретное задание, использую такие виды работы:
1. Чтение учащимися самостоятельно.
2. Выборочное чтение к иллюстрации в учебнике.
3. Выборочное чтение по вопросам.
4. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.
5. Чтение описания чего- либо (природы).
6. Чтение характеристики героев.
7. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.
8. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.
2. Творческие самостоятельные работы.
1. Составить окончание к тексту.
2. Составить план текста.
3. Разделить текст на части и озаглавить их.
4. Сочинить загадки, скороговорки, сказки (Обобщающие уроки).
Приведенные выше виды самостоятельной работы и задания к их выполнению помогают учащимся лучше читать, понимать прочитанное, выделять в тексте главное, обогащают и развивают речь учащихся. Считаю, что самостоятельная работа с книгой должна быть систематической и постоянной.
В учебной работе по каждому предмету важна самостоятельность; если ученик не умеет самостоятельно работать, то ему трудно учиться.
Л.Н.Толстой считал, что цель учения - самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам творить, то в жизни он всегда будет только подражать…»
Основная задача уроков русского языка – развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления.
Учитель должен помнить, что ребёнку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.
Надёжным путём создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи, учащимся при её осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуации успеха имеет общая морально – психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребёнка в школе и на уроках.
Это относится и к русскому языку. «Надо научить детей учиться», - говорил К.Д.Ушинский. Именно умение работать самостоятельно вырабатывает у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными
Самостоятельная работа одно из главных средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса.
Главная цель моей работы в МКШ – научить добывать знания самостоятельно.
Для этого необходимо систематически воспитывать привычку к самостоятельной работе. Под самостоятельной работой я понимаю такой вид деятельности, в процессе которой дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, рассуждать, овладевать логическими операциями, необходимыми для самостоятельного решения вопросов.
Моя задача заключается в том, чтобы ученики не только усвоили программу, но сознательно приобрели умения:
- работать с книгой;
-выделять главное;
-выражать свои мысли в устной и письменной форме;
-сопоставлять и группировать;
- делать выводы;
-применять свои знания на практике.
Для этого я стараюсь обеспечить полную нагрузку каждому ученику в течение всего урока, даю возможность более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка я использую различные виды самостоятельной работы. Важную роль в обучении грамотному письму я отвожу диктантам различных видов и творческим заданиям. Перед диктантами проводится предварительная работа, даются задания на дом. Подбирая материал к уроку, использую нарастание степени сложности заданий, а также степени самостоятельности учеников в ходе выполнения упражнений. Стараюсь учитывать принцип систематичности в обучении, который сформулировал Я.А. Каменский: «Всё последующее должно опираться на предыдущее». Вот некоторые виды работ.
Словарные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используются для закрепления и повторения орфограмм.
Выборочные диктанты – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы на изучаемое правило.
Например, при изучении какой – либо части речи читаю текст, даю задание: выписать только имена существительные, прилагательные, глаголы.
Свободные диктанты.
Их цель-развитие связной речи и расширение запаса слов. Это вид диктантов близкий к изложению, «диктовка мыслей, а не слов» (В. Флеров). Интересный и доступный учащимся текст прочитывается учителем или самими учащимися, может быть проведена небольшая беседа; затем учитель прочитывает часть текста – абзац, несколько предложений; учащиеся записывают, что запомнили; затем прочитывается следующий отрывок и т. д. В. А. Флеров, создатель свободного диктанта, особенно ценил в нём самостоятельность учащихся, их творческий вклад в создание нового текста; однако более поздние авторы в нём ценят близость к образцу.
Распределительные диктанты.
Читая словарную диктовку, даю задание: распределить в две колонки, в зависимости от количества орфограмм, слова с ь как разделительными и ь как показателем мягкости, глаголы I и II спряжения, безударная гласная, не проверяемая ударением и безударная гласная проверяемая ударением и т.д.
Восстановительные диктанты.
Например, даю текст. Дети записывают его под диктовку, восстанавливая по смыслу слова, выраженные прилагательными. Или дописать в предложение с однородными членами слово, выраженное либо существительным, либо прилагательным, либо глаголом.
Объяснительные диктанты – вид слухового диктанта, проводится при закреплении темы, состоит в записи текста под диктовку с последующим объяснением орфограмм. Например, выполняя работу по учебнику, дети объясняют устно и письменно (графически) нужную орфограмму.
Творческий диктант. Сущность его заключается в том, что учитель даёт на доске нужные для данного случая слова или серию картинок. Дети составляют предложения, объединённые одной темой. Например, слова: снег, мороз, ребята, шубка, шапка, коньки, каток, хорошо и. т. д. Дети составляют предложения: Выпал снег. Мороз сковал реки. Ребята надели шубы и шапки. Они взяли коньки и побежали на каток. Хорошо лететь на коньках и скользить по льду.
Картинный диктант
Например, вывешиваю сюжетную картинку, а дети выписывают слова по заданной теме. Можно провести в виде игры «Кто больше запишет слов?»
Предметный диктант
Цель диктанта - «разбудить» умственную деятельность ребят, подготовить к изучению нового материала, вспомнить предыдущий. Провожу в начале урока. На его выполнение около пяти минут. Один пишет «по секрету» (на скрытой части доски), другие на листочках или в тетрадях.
Например, тема «Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак».
- Запишите слово по транскрипции [салав,и]
- Разбери по составу слово листья
- Подбери однокоренное существительное к слову здоровый
- Придумай слово к схеме ¬ъ∩
- Вставь нужную букву с…ел, в…юга
Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего контроля знаний учащихся. Ученик пробует силы в самостоятельном решении какой-то задачи, применяет правила, которые он знает. Учитель видит, что не усвоено классом или отдельными учениками.
Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой компетентной личности ребёнка. Типы текста-повествование, описание, рассуждение. В современной школе наиболее лёгким считается повествование, затем описание и рассуждение, поэтому с повествования начинается обучение сочинению и изложению в начальных классах, со 2 класса вводятся элементы описания, с 3 класса – рассуждения.
Сочинения – описания. Опирается на выделение сходств и различий между предметами. Например, «Зимний вечер», «Весенний лес», «В деревне», «Море».
Сочинения – эссе (лирические размышления). Обычно это сочинения – миниатюры на фоне музыки. Ученики прослушивают музыкальный отрывок и затем в свободной форме или в стихах пишут о своём настроении, мыслях, впечатлении, какие картины представляют.
Сочинение возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять, сравнивать, делать выводы.
Карточки позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
Тестирование – используется для текущего и итогового контроля. Современный метод, подготавливающий учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме.
Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
Работа над ошибками – одно из важнейших направлений обучения русскому языку, неотъемлемая часть системы обучения. Пронизывает собой все организационные формы обучения: уроки, домашние задания и т. д. Дети часто не любят выполнять эту работу. В 4 классе я провожу работу по памятке. На полях пишу карандашом цифру. Дети в памятке смотрят, какая орфограмма под этой цифрой и выполняют указания, данные в памятке. В 1-3 классах на уроке для «оживления» смешной человечек – Коля Ошибочкин или сказочный герой. Детям нужно исправить ошибки, которые допустил Коля Ошибочкин. Кроме того, данные приёмы развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление.
Работа со словарём.
В них собраны человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке.
Эта работа повышает уровень самостоятельности, обеспечивает доброкачественным языковым материалом. Ещё К.Ушинский говорил о том, что «дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». Умение пользоваться словарём имеет большое социальное значение. Это умение даёт учащимся не только в школьные годы, но и в их дальнейшей жизни возможность пополнять свои знания о языке, преодолевать лексические затруднения при общении, чтении книг, а также при слушании радио и просмотре телепередач.
Например, слово человек.
- Определи правильность написания слова (орфографический словарь)
- Толкование, происхождение, употребление (толковый словарь)
- Выдели части слова, подбери родственные (словообразовательный словарь)
В мире интересного. Это могут быть интересные сведения о происхождении имён, заимствованных слов, крылатых выражений.
Здесь же сочинение разных историй и сказок с фразеологизмами. Придумывание картинки к фразеологизмам. Эта работа позволяет мыслить творчески.
Например, «Жил – был мужичок. Он был гол, как сокол, потому что всю жизнь бил баклуши и работал спустя рукава. Было у него семь пятниц на неделе. Жалел он сам себя и лил крокодиловы слёзы, что зарыл он свой талант в землю. Да ещё соседи ему косточки перемывали. Решил он уйти из своей деревни далеко-далеко, хоть к чёрту на кулички. Решился на это с грехом пополам. Ушёл и ни слуху о нём и ни духу. Все забыли про него и имя его кануло в вечность».
Грамматическая сказка.
Темы могут быть разные:
- «В стране Ударения»
- «Королевство Орфография»
- «Сказка об Имени существительном» и т.д.
Например, «Сказка о том, как Винни - Пух напугал друзей». «Это произошло в сказочном лесу. Там жили: Винни-Пух, Ослик, Пятачок, Кролик, Сова. Кролик пришёл к Винни-Пуху, но не застал его дома, а нашёл записку: «Я ушолобалдевать знаниями щасвирнусь». Ну и озадачен был Кролик! Он пошёл к Ослику, Пятачку и Сове, чтобы разобраться всем вместе в этой записке. Ослик решил, что Винни-Пух от знаний сошёл с ума. Пятачок подумал, что Винни-Пух ушёл с каким-то Щасвирнусь. Все стали беспокоиться.
Винни-Пух написал, как слышит и думал, что его поймут. Ведь когда слышат, понимают. Сова долго молчала, глядя на записку, а потом взяла карандаш и написала: «Я ушёл овладевать знаниями. Сейчас вернусь». Сова была мудрой и расшифровала письмо. Все успокоились».
Составление ребусов и кроссвордов.
Это задание творческого характера: составить по изученной теме кроссворд или ребус и предложить его ребятам для разгадывания.
Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений. Используется при обучении техники письма и каллиграфии; при обучении орфографии – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два вида списывания: списывание несложное (с готового текста) и списывание осложнённое, т.е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые орфограммы; списать и вставить пропущенные буквы; списать и изменить текст – изменить время глаголов, число имён существительных и т. д.
Творческое списывание
Обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи.
Например, даётся текст: Кончилась … ночь. Занимается над лесом … заря. Над … полянами стелется … туман. … роса покрыла листву на деревьях.
Таким образом, данные виды работ благотворно влияют на общий уровень культуры учащихся, их коммуникативные компетенции и повышают стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его – это цель, которую можно реализовать.
Виды самостоятельной работы на уроках математики
Совершенствование содержания, методики обучения в начальной школе предполагает поиск путей и средств, позволяющих формировать у школьников способность самостоятельно овладевать знаниями, воспитывать у них потребность в постоянном самообразовании.
Начальное звено обучения – один из сензитивных школьных периодов для формирования такого свойства личности, как самостоятельность, которое активно развивается в этом возрасте в учебной деятельности.
Ни у кого не вызывает сомнения, что одним из средств воспитания самостоятельности на уроках является самостоятельная работа учащихся. Однако возможности такого известного метода обучения, к сожаленью, мы реализуем не в полной мере. Мы, как правило, используем самостоятельные работы в процессе закрепления учебного материала и контроля, выводя их, в основном, на репродуктивный уровень. Мы порой не учитываем, что самостоятельную работу можно использовать, решая различные дидактические задачи. Так, она может быть этапом освоения новых знаний. Это позволяет активизировать мышление ребенка в процессе изучения нового материала, делать его активным участником приобретения знаний, умений и навыков.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы, учитывая при этом уровень активности мышления детей, показать возможности их использования на различных этапах обучения математике.
С/р., включая и уроки математики, используется с целью повторения, систематизации и проверки знаний. В связи с этим можно выделить следующие виды с/р. на уроках математики:
1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;
2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;
3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
4) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
5) обобщающие с/р.;
6) проверочные с/р.
Самостоятельные работы с целью актуализации знаний учащихся
Актуализировать опорные знания и умения учитель должен перед введением нового материала и перед закреплением его. Данная работа может носить воспроизводящий и реконструктивно – вариативный характер.
Работы воспроизводящего характера (или по образцу) в курсе математики – это многочисленные типовые примеры и задачи с полностью заданными условиями. В ходе выполнения этих работ ученики формулируют условия задач, определяют условия задач, определяют данные и искомое, а затем воспроизводя соответствующие знания, находят способ решения. Работы такого вида, учащиеся выполняют с подробной инструкцией.
Например, с целью подготовки к изучению вычислительного приема вида 30 – 6 целесообразно предложить следующую систему заданий:
1). Замени числа суммой по образцу:
50=40+10 70 = +
90 =80+10 20= +
2). Заполни «окошки»
60 + =65 72 +6 = +8 =78
3). Реши удобным способом:
(50+10)-6 (30+10)-4
Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фронтальная, выборочная, с использованием обратной связи и т.д.
Работы реконструктивно – вариативного характера требуют от учащихся различных преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания и умения. Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные характеристики знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым углубляются, их применения расширяется, они становятся более совершенными, а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.
Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 – 6
1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому – нибудь признаку, обоснуй свой ответ:
40-8 34+5 44+3 80-9 56+20
70-8 90-6 45+50 30-6 72+10
2. Среди данных примеров найди те, которые помогут решить примеры одного из столбиков, записанных в задании.
(20+10)-6 (70+10)-9
(30+10)-8 (60+10)-8
(50+10)-1 (80+10)-3
(40+10)-2 (80+10)-6
3.Состав каких чисел надо знать для решения данных примеров? Запиши их самостоятельно.
Самостоятельные работы с целью изучения новых знаний
Введение нового материала может проводиться на разных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности материала и уровня подготовленности класса.
Работы воспроизводящего характера (или по образцу) выполняются учащимися всецело на основе образца или подробной инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности не выходит за рамки воспроизводящей деятельности.
Например, на доске записаны примеры: 48-3; 48-30
Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера:
48-30= (40+8)-30= (40-30) +8=10+8=18
- Посмотрите, на доске записано решение примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения.
- Ребята, самостоятельно разберитесь в решении данного примера. Опрос целесообразно начинать по желанию и со слабых учащихся. В конце учитель делает обобщение по ответам учащихся.
Работы реконструктивно – вариативного характера.
Здесь учащиеся должны видеть и применять опорные знания и умения. А для этого необходима система подготовительных знаний. Только система целесообразно подобранных подготовительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида.
Например, надо ввести вычислительный прием вида 30-6. Мы будем исходить из той подготовки, которая нами представлена в пункте 1. Тогда вопросы и задания на этапе изучения будут следующие:
Посмотрите внимательно на только что решенные нами примеры. Нет ли среди них тех, которые помогут решить данный?
Детям дается время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно записать пример с подробным объяснением, используя опорные слова памятки, устно проговорить алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера с использованием тех же опорных слов.
Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать уч-ся какой-нибудь вспомогательный материал.
Для примера рассмотрим знакомство с вычислительным примером 47+5
Ребята, сейчас вы будете учиться решать примеры вида 47+5. У вас на столах пучки палочек разного цвета (две палочки другого цвета) Как удобно посчитать, сколько всего палочек? Детям дается время на обдумывание. После обсуждения учитель делает обобщение и предлагает учащимся самостоятельно записать решение. Далее следует проверка и образец алгоритма решения примера.
В работе исследовательского характера учащимся самим разрешить проблему, составить алгоритмы решения, сделать обобщения. Организовать работу данного вида можно только в сильном классе, где у учащихся сформированы умения, необходимые для исследования. Большую роль здесь играет и система подготовительных упражнений.
Например, надо познакомить учащихся с новым вычислительным приемом вида 42-5. Будем исходить из того, что нами предлагалась та подготовительная работа, о которой я говорила в пункте 1. Тогда на этапе изучения можно предложить следующую систему вопросов и заданий.
Ребята, вам надо решить пример 42-5. Подумайте, как можно вычислить. На столах лежат палочки одного цвета, но практическая помощь детям не предлагается. Мы преследовали цель ввести материал на более высоком абстрактном уровне. Только тем детям, которые не справились с заданием, целесообразно предложить помощь – счетные палочки.
После обсуждения поиска решения, которое должно начинаться со слабых учащихся и по желанию, учитель может предложить записать решение с полным объяснением и рассказать алгоритм, пользуясь памяткой.
Мы рассмотрели 4 вида самостоятельных работ, которые можно проводить с целью изучения новых знаний. Эти работы могут проводиться только в указанной последовательности, так как в содержании происходит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности в мышлении учащихся. Самый высокий уровень познавательной активности проявляется в работах исследовательского характера.
Работы с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся
Цель закрепления – запоминание, систематизация, обобщение и практическое применение знаний и умений. Чаще всего на практике мы наблюдаем многократное выполнение аналогичных заданий. Этого, конечно, недостаточно. Закрепление – процесс длительный и задания должны предлагаться в определенной последовательности: решение аналогичных заданий; выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые условия; далее – включение новых знаний в систему старых; последними можно предлагать задания творческого характера. Для самостоятельного выполнения можно предлагать задания любого вида. При закреплении самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.
Например, для работы воспроизводящего характера можно предложить задания:
- Реши примеры по образцу.
- Реши задачу, подобно той, которую разобрали устно.
- Начерти такой же отрезок и т. д.
Для работ конструктивно- вариативного характера целесообразно предлагать такие задания, где нужно осуществить перенос знаний в новые условия, увидев внутрипредметные связи, и задания творческого характера.
Например,:
1.Используя первый пример, составь второй на вычисления:
(20+10)-6 (40+10)-7
2.Придумай задачу, которая решалась бы так: 30*6.
Самостоятельные работы с целью проверки знаний и умений учащихся
Цель проверки – определение уровня усвоения знаний и умений уч-ся. Результат проверки – выставление оценки. Работы на этом этапе, как и при закреплении знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер, задания предлагаются аналогичные.
В своей работе я использую карточки, проверочные тесты, контрольные работы.
Виды самостоятельной работы на уроках окружающего мира
На уроках окружающего мира я использую следующие виды самостоятельной деятельности:
- практические работы с природным и другим раздаточным материалом проведение опытов
- практическая деятельность (сбор листьев для гербария, семян для подкормки птиц зимой)
- моделирование (при изучении экологических связей)
- решение задач
- выполнение творческих работ учащимися
- упражнения (практические действия)
- зарисовки
- вычерчивание плана
- составление схем
- работа с учебником
- работа на пришкольном участке
- инсценировки
- драматизация
- самонаблюдение
- создание и решение различных ситуативных задач
Я назвала основные виды самостоятельных работ, которые я использую на уроках. Они могут повышать активность учащихся на различных этапах урока, а в дальнейшем способствовать самостоятельному овладению новыми знаниями.
2 Здоровьесберегающие технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
ЗОЖ (упражнения на каждый урок прилагается)
3 Проектная деятельность организация исследовательской деятельности. Типы проектов: учебные, творческие, информативные, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация. (Проект по математике «Число в стихах, загадках, ...»
4 ИКТ-технологии. С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
5 Групповые формы работы Применяя эти методы, я способствую активизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков самостоятельной учебной деятельности: определению ведущих и промежуточных задач, выбору оптимального пути, умению предусматривать последствия своего выбора, объективно его оценивать. У обучающихся развиваются умения успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.), совершенствуются межличностные отношения в классе.
6 Игровые формы работы эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формы воспитательной работы в малокомплектной школе"
Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприяти...
Особенности работы по УМК "Школа 2100"
Материал содержит презентацию и комментарии. Использовался для выступления на семинаре молодых специалистов...
Работа в малокомплектной школе по ФГОС
ФГОС адресован, всем учителям, независимо от места работы. В условиях сельской школы гораздо труднее внедрять новые стандарты. Учить детей общению в сельской школе сложнее, для чего требуются сп...
Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "
Выступление на педагогическом совете "Особенности работы в малокомплектной школе "...
Особенности работы в малокомплектной школе
Особенности работы в малокомплектной школе...
Система воспитательной работы в малокомплектной школе
Система воспитательной работы в малокомплектной школе...
Особенности уроков в малокомплектной школе.
Статья о трудностях работы в малокомплектной школе....