Система воспитательной работы в малокомплектной школе
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Система воспитательной работы в малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_o_vospitatelnoy_rabote.docx | 25.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Бейская средняя общеобразовательная школа- интернат имени Н.П.Князева «Утинская начальная общеобразовательная школа»
Система воспитательной работы в малокомплектной школе
д.Уты,2023
Система воспитательной работы учителя филиала МБОУ «Бейская СОШИ имени Н.П.Князева «Утинская НОШ» Черпаковой Л.С.
Сначала хочется сказать об условиях работы в малокомплектной школе. Об учебных особенностях я уже говорила в своём вступлении в прошлом учебном году. Для новых слушателей повторюсь. Учебный процесс в малокомплектной школе значительно отличается от обучения детей в обычной школе: уроки в них учитель проводит одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. В нашей школе два класса-комплекта, это значит, что я веду занятия одновременно в 1 и 3, либо во 2 и 4 классах. О том, насколько это сложно покажу только на следующих примерах: 08.02. тема урока в 1 классе – «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность», в 3 классе – «Уравнение» . Это математика. Окружающий мир: 13.10.- 1 класс – «Кто такие насекомые?», 3 класс – «Берегите воду». Русский язык – 1 класс – «Строчная и заглавная буква Я, я», 3 класс – «Что такое окончание». Как организовать работу класса, как сделать урок результативным? Я делилась опытом организации самостоятельной работы детей разных классов на уроке.
В рамках сегодняшнего выступления хочу озвучить ещё одну проблему. Очень сильно сдерживает развитие ребёнка уровень образования родителей, их жизненные притязания. В школе 10 детей, только трое родителей работают, одна – поваром в школе, двое - в районном центре – продавцами. Остальные – занимаются хозяйством, не фермерами работают, а сидят дома, в свободное от хозяйственных дел время смотрят телевизор и «сидят» в интернете (со слов детей). В девяти километрах от нашей деревни находится районный центр с очень хорошим Центром детского творчества. Мои родители возить туда детей не желают. А родители из села Бондарево, которое находится в 45 км., своих детей возят. Значит, нужно нам в школе организовывать детскую жизнь, чтобы она была настоящей, неповторимой и самобытной. И работать с родителями.
В 2021 году мною была написана воспитательная программа, созданная на основе Примерной программы воспитания. Создать Программу мне помог сборник «Воспитание плюс. Авторские программы школ России (избранные модули)». Он издан Институтом стратегии развития образования Российской академии образования в 2020 году. Мною взяты отдельные идеи из этого сборника и адаптированы для условий моей школы.
Хочу напомнить названия инвариантных модулей: «Школьный урок», «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Писать программу, состоящую из стольких модулей, для 10 учащихся, конечно, неразумно. Поэтому была создана Программа, состоящая из пяти модулей, но не отдельных, а взаимопроникающих: «Школьный урок», «Классное руководство», «Работа с родителями», «Ключевые общешкольные дела», «Экскурсии, экспедиции, походы».
В рамках модуля «Школьный урок» проводила олимпиады по математике, русскому языку, окружающему миру для 4 класса, уроки-путешествия для 1 и 2 классов, «уроки-кроссворды» для разновозрастных классов. Это связано, конечно, с особенностями школы. 4 класс проверял знания у 2 класса, а учитель у четвертого. Через внеурочную деятельность по русскому языку, хакасскому языку и ИЗО проводили конкурсы газет и рисунков. Дети разных возрастов работали парами и в группах. Модуль «Школьный урок» совместила с модулем «Экскурсии, экспедиции, походы». Провела уроки окружающего мира в очень интересном музее Бейской школы, а уроки русского литературного чтения и хакасского - на берегу речки Утинки.
Много приходится работать с родителями, повышать их мотивацию, педагогическую культуру, кругозор. На родительских собраниях проводила тренинги по методике Н.Е. Щурковой «Ситуация успеха и её создание», «Искусство любить ребёнка», читала фрагменты педагогического эссе Ш. Амонашвили «Искусство семейного воспитания», современные публикации для родителей, в частности, А. Максмова «Как не стать врагом ребёнку», З. Прилепина «Быть отцом! Знаменитые папы – о своём родительском опыте».
На родительских собраниях не говорю о патриотизме в широком смысле этого слова, но всегда подчёркиваю значение семейных традиций, в том числе и национальных, необходимость знания детьми своей родословной, знания истории нашей деревни, истории названий объектов (т.е. топонимику). Сначала я даю информацию родителям, а потом спрашиваю у детей, чтобы определить уровень духовной связи в семейных отношениях.
Большое значение для родителей имеют не только собрания, где учитель выступает в роли информатора, но и праздники, в которых мамы и папы становятся организаторами. В 2022 году прошёл семейный вечер: «Вечер дружной семьи: дети плюс родители», в 2023 году – «Вечер-портрет семьи: выставки работ детей и родителей». Два года подряд проводим День здоровья, в котором принимают активное участие и родители.
Ключевые общешкольные дела в нашей школе заключались обычно в проведении традиционных календарных праздников («Первое сентября», «День пожилых людей», «День мам», Новый год и т.д.). С 2022 года этот модуль дополнился такими делами как «Посвящение в первоклассники» и «Прощание с Букварём».
Модуль «Классное руководство» реализуется мною через систему классных часов. Провожу тематические классные часы,
посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе,
в Хакасии, стране. Эти классные часы способствуют расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяют лучше узнать и
полюбить свою Родину. Вторая группа классных часов – игровые. Дети их очень любят, потому что они поднимают настроение, предупреждают стрессовые ситуации, сплачивают коллектив детей. К игровым близки и здорвьесберегающие классные часы. Они позволяют
ученикам получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения
здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей.
Большую роль играют и организационные классные часы, на которых мы готовимся общему делу.
Пишем мы с ребятами и исследовательские работы по краеведению, разучиваем песни и тахпахи, а потом выступаем перед родителями, изучаем народные игры хакасские и других народов, дети которых учатся в нашей школе.
Система воспитательной работы, разработанная мною, помогает решать проблемы, которые возникают в процессе жизнедеятельности не только школы, но и в целом деревни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» для малокомплектной школы.
Праздник был проведен в Койской школе в 2008 году. В начальной школе учились 5 детей (девочки):2 класс – 1 учащаяся,3 класс – 1 учащаяся,4 класс – 3 учащихся.Первого класса не было. В празднике приним...
План-конспект урока по математике (Перспективная начальная школа) в 1, 4 классах малокомплектной школы по теме "Число и цифра 2", "Деление с остатком и вычитание".
Всю жизнь проработала в малокомплектной школе. Предлагаю вам план-конспект урока по математике в 1, 4 классах (УМК "Перспективная начальная школа)....
Конспект праздника в малокомплектной школе "До свидания, начальная школа"
На празднике проходит привитие этических норм поведения, уважения к старшим, доброй памяти о начальной школе, подготовке учащейся к учебным занятиям на ступени основного общего образования....
Сценарий праздника прощай начальная школа для малокомплектных школ
Цель: создать условия для торжественного окончания начальной школы; подвести итоги 4-х лет обучения.Задачи внеклассного мероприя...
Внеклассное занятие по математике для учащихся начальной школы (малокомплектная школа) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН
Активация познавательной деятельности обучающихся на уроках и внеклассных занятиях по математике.Способствует формированию интереса детей к математике младших школьников, формирует умение использовать...
конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)
Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...
«Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»
Методическая разработка «Система работы с обучающимися начальной малокомплектной школы во внеурочной деятельности»...