Методический семинар «Использование проектной технологии в начальной школе для воспитания функционально грамотной личности» + презентация
материал
Трансляция собственного опыта работы с проектами. Презентация с описанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar._obyasnitelnaya_zapiska.docx | 26.04 КБ |
metodicheskiy_seminar._prezentatsiya.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Методический семинар»
Мелехиной Ольги Петровны, учителя начальных классов
«Агломазовской ОШ» - филиала МКОУ «Малостуденецкая СШ»
Сасовского района Рязанской области, 2018 г.
«Использование проектной технологии в начальной школе
для воспитания функционально грамотной личности»
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию тему
«Использование проектной технологии в начальной школе для воспитания функционально грамотной личности»
Слайд 2. На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников. Главными качествами личности нового школьника должны стать инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам деятельности, поэтому в этом возрасте очень важно развитие универсальных учебных действий. Основополагающая идея: поиск путей развития функционально грамотной личности, как человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей в постоянно меняющемся мире.
Слайд 3. Любой ребёнок младших классов обычно ждёт инструкции в выполнении задания, но в современном обществе востребован выпускник, который вступит в жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. В условиях реализации требований ФГОС возникла необходимость использовать технологии, целью которых является выявление, развитие и рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная технология.
Слайд 4. Итак, что же представляет собой проектная технология в школе? Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Включение метода проектов в педагогическую практику относится к концу 19 – началу 20 века и связано с именем американского философа – идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952). Позже появились и последователи и из России.
Слайд 5. Каковы же цели организации проектной деятельности?
- Это развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;
-развитие исследовательских умений;
- повышение личной уверенности в себе каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии, а именно - формирование ключевых компетентностей или УУД.
Слайд 6. Сейчас я представлю вашему вниманию формы проектов, которые мы выполняли на уроках и во внеурочной деятельности, т.к. проектная технология может использоваться практически по любому предмету и по любой теме. Проанализировав программу начальной школы, я посчитала, что за 4 года обучения дети должны выполнить более 70 проектов. У меня получается больше, так как, работая в 3 или 4 классах одновременно, приходится рассчитывать только на самостоятельность и все имеющие знания детей.
Слайд 7. Проектную деятельность принято разделять
по видам: информационный, творческий, социальный, исследовательский, экспериментальный,
по содержанию: монопредметный, метапредметный, деятельностный;
по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой;
по длительности: мини-проект, краткосрочный, недельный, долгосрочный;
по характеру: внутриклассный, общешкольный, внешкольный, всероссийский.
Остановимся на каждой форме подробнее.
Слайд 8. Итак, виды проектов. Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы и т.д. Мои дети изготавливают книжки-малышки для использования их на других уроках, совместно с взрослыми создают презентации для последующих классов,
составляют сценарии к праздникам друг для друга. После первого самостоятельно подготовленного утренника «Первый снег», дети сами организуют дома праздники и активно рассказывают о том, как они украсили комнату, какие конкурсы организовали, с какими номерами выступили, чем отблагодарили участников мероприятия.
Слайд 9. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, поиск.
Нами исследованы все окрестности школы: сад, огород, луг, овраг, почва. Мы совместно с родителями выезжали на реку, на лошадях в зимний лес. Исследования были и историческими.
Слайд 10. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Результатом такого проекта может быть создание информационной среды класса или школы. Например, выпуск стенгазеты «Кто нас защищает», оформление «Музея путешествий».
Слайд 11. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Например, на уроке «Спасибо, Азбука!» дети смогли продемонстрировать результат сразу нескольких проектов «Живая азбука», «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
Слайд 12. Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Пробуют себя в разных профессиях. Профессия военного, пожарного, повара и другие.
Слайд 13. По содержанию можно выделить два типа проектов.
1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать и информацию из других областей знаний и деятельности.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.
Слайд 14. По количеству учащихся проекты бывают индивидуальные, парные, групповые. Дети понимают, что проект - это проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. Но, тем не менее, выбирают сами форму, это интересно сделать одному или коллективно?
Слайд 15. Классификация проектов по продолжительности.
Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.
Средней продолжительности - несколько месяцев.
Долгосрочные - год и более. Расскажу, как родился проект «Строим город». В программе по технологии для 3 класса первый урок - постройка дома по чертежам. Сложно, но девочка(она была одна в классе) справилась. Следующий урок – из проволоки необходимо было сделать вышку. Справилась. Увлеклась. Останкинскую телебашню сделала дома с родителями. Возник вопрос: как использовать? Решили создать полную инфраструктуру города (темы позволяли) и выступить с проектом на «Параде проектов» в Малостуденецкой СШ. Увлеклись и другие. Коллекция собралась большая. Следующая проблема: как презентовать? Решили поставить спектакль-игру. Дети в стихах и песнях, одетые в строительные каски, рассказали, что они построили свой город, где живёт добро и счастье. Мы заняли 1 место. Дети получили огромный опыт, как использовать все имеющие знания для достижения цели. Дети применили знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, литературного чтения, музыки, внеурочной деятельности по информатике.
Слайд 16. На этом примере мы видим, что проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
- внутриклассными;
- общешкольными;
- внешкольными;
- региональными,
- всероссийскими.
Слайд 17. Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация презентации - продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Игра с залом.
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнование.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Слайд 18. Результатом применения данной технологии, и конечно же других технологий, является 100% успеваемость и 100% качество знаний к концу 4 класса.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Формируются навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Дети учатся использовать все имеющие знания.
Слайд 19.
РЕФЛЕКСИЯ. Заканчивая, своё выступление, прошу вас, уважаемые слушатели, подумать: как Вы поступите с полученной информацией?
Ничего полезного не узнал, всё выброшу из головы.
Информацию переработаю, и буду пользоваться.
Всё, что узнал, обязательно пригодится в дальнейшем.
Слайд 20.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основополагающая идея: функционально грамотная личность - человек самостоятельный познающий умеющий жить среди людей ФГОС НОО Проектная деятельность ФГОС НОО
Проблема Как выявить, развить и обеспечить рост творческих интересов и способностей каждого ребёнка? Как стимулировать его самостоятельную продуктивную учебную деятельность?
Проектная технология Американский философ – идеалист Джон Дьюи (1859 – 1952).
Цель организации проектной деятельности - формирование ключевых компетентностей или УУД
Технология может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме любого предмета, а также во внеурочной деятельности. Место проектов
По Видам По содержанию По количеству участников По длительности Информационный, творческий, социальный, исследовательский, экспериментальный Монопредметный, метапредметный Индивидуальный, парный, групповой Мини-проект, краткосрочный, недельный, долгосрочный По характеру Внутриклассный, общешкольный, внешкольный, всероссийский Типология форм проектов
Виды проектов: - социальный
Виды проектов: - информационный
Виды проектов: - творческий
Виды проектов: - ролевой
Проекты по содержанию
Проекты по количеству участников
Проекты по длительности
Проекты по характеру контактов
- Демонстрация продукта, - ролевая игра, - спектакль, - экскурсия, - презентация, - реклама, - соревнование, - конкурс. Презентация проекта
Результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования проектной технологии в начальной школе
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...
Презентация к методическому семинару "Организация проектной деятельности в начальных классах"
Презентация...
Методический семинар «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО».
Материал использован для обобщения опыта работы в рамках муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России -2017»...
Методическая разработка"« Использование проектной технологии в обучении для формирования основ экологической культуры, как одной из составляющих личностного развития младших школьников».
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman", serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman", ser...
Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»
В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...
Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"
Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...
Методическая система работы: «Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе»
Сущность методической системы формирование функциональной грамотности учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности в соответствие с требованиями ФГОС НОО....