Урок матем. Тема "Метр"
материал (2 класс)
Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metr._matem.-2_klass_1.doc | 553 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики во 2 классе
Учитель: Лыкова М.А.
Класс: 2
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Метр»
Основные цели:
1) Сформировать представление о новой единице измерения длины – метре, умение сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах; записывать и сравнивать длины отрезков, если они заданы в различных единицах измерения.
2) Тренировать умение сравнивать, складывать и вычитать круглые сотни.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Демонстрационный материал: (Презентация)
1) изображение сотни в виде человечка (из урока 2-1-18):
2) изображение трёх лягушат:
3) карточки с числами: 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900;
4) алгоритм измерения отрезков:
5) карточка
6) алгоритм построения отрезка заданной длины:
7) карточка из урока 2-1-18:
8) карточка с соотношениями единиц длины:
Раздаточный материал:
1) модели клубочков – полоска бумаги длиной 1,5 м, свёрнутая как серпантин;
2) карточки с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см:
3) модель дециметра: .
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность посредством анализа творческих работ учащихся;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) установить тематические рамки урока: единицы измерения длины.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель до начала урока вывешивает творческие работы детей на стенд или на доску.
– В домашнем задании вам надо было придумать и нарисовать Сотенку. Многие из вас с удовольствием выполнили дополнительное задание и работы получились отличные! Что вы можете сказать о сотне? (Это укрупнённая счётная единица, состоит из 10 десятков или 100 единиц.)
– Какие действия вы научились выполнять с круглыми сотнями? (Складывать и вычитать их.)
Вывесить изображение Сотенки из урока 18 рядом с детскими работами:
– Я не просто так начала урок с сотни. Она поможет вам в изучении новой темы. А как надо действовать, чтобы научиться чему-то? (Надо попробовать сделать то, чего никогда не делал, скорее всего, не получится. Потом надо понять причину трудности, поставить цель и самому построить способ…)
– А чему вы будете учиться на уроке, подскажут вам эти три весёлых лягушонка.
Открыть на доске изображение трёх лягушат:
– Они очень любят соревноваться по прыжкам в длину. А что такое длина? (Величина, свойство предмета, которое характеризует его протяжённость и т.д.)
– Какие единицы измерения длины вам известны? (Дециметр и сантиметр.)
– Единицам измерения длины и будет посвящён сегодняшний урок.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) повторить запись, сравнение, сложение и вычитание круглых сотен, приёмы измерения и построения отрезков;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать учащихся к выполнению пробного действия;
4) организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5) организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительных навыков.
– Начнём работу мы всё-таки с чисел, тем более что это вам поможет на уроке. Сосчитаем хором круглыми сотнями от 100 до 900. (100, 200, 300, …) (Хлопки, приседания)
– Далее будем записывать только ответы. (Мешочки здоровья)
- Запишите число, в котором 4 сотни. (400.)
После записи каждого ответа дети произносят его вслух. Учитель записывает ответы на доске (презентация).
– Запишите число, в котором 30 десятков, 80 десятков, 5 сотен. (300, 800, 500.)
– На сколько 900 больше, чем 300? (На 600.)
– Уменьшите 600 на 500. (100.)
– Увеличьте 100 на 800. (900.)
– Как складывали и вычитали круглые сотни? (Так же, как однозначные числа в пределах десятка, но к ним приписывали по два нуля.)
– Запишите полученные числа в порядке убывания. (900, 800, 600, 500, 400, 300, 100.)
Учитель записывает или переставляет карточки.
– Какие числа пропущены? (700, 200.)
2) Измерение, построение и сравнение длин отрезков.
а) – Что-то лягушата наши заскучали… Вы знаете, когда они были маленькими и учились прыгать, мама-лягушка измерила и отметила на листе отрезками длину их первых прыжков.
Раздать листы с начерченными отрезками длиной 15 см и 10 см.
– Измерьте длину отрезков и узнайте, на какую длину прыгнул каждый лягушонок.
– Отрезки, какой длины у вас получились? (15 см и 10 см.)
– Запишите их длину в тетрадь.
Учитель пишет на доске: 15 см
10 см.
– Как вы измеряли длину отрезков? (Приложили линейку делением с отметкой 0 к краю отрезка и посмотрели, сколько мерок-сантиметров уложилось в отрезок.)
Вывесить на доску алгоритм измерения отрезков:
– Какую ещё общепринятую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр.)
– Что вы о ней знаете? (В 1 дециметре 10 сантиметров.)
Вывесить на доску карточку:
– Который из лягушат прыгнул на эту длину? (Второй.)
б) – А вот длину прыжка третьего лягушонка мама не отметила на листе. Запишите в тетрадь длину его прыжка – 1 дм 2 см.
Учитель дописывает «столбик» на доске, дети – в тетрадях: 15 см
10 см
1 дм 2 см.
– Начертите на листе отрезок длиной 1 дм 2 см.
Один с места комментирует.
(Прикладываю линейку к листу, от деления 0 провожу отрезок, равный 1 дм или 10 см и ещё 2 см. Ограничиваю отрезок с двух сторон.)
Вывесить на доску алгоритм построения отрезка заданной длины:
– Выясним, кто из лягушат прыгнул дальше. Что для этого надо сделать? (Надо сравнить длины отрезков.)
– При каком условии возможно сравнение величин? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– В какие единицы измерения предлагаете перевести длины отрезков? (Или всё в сантиметры, или всё в дециметры и сантиметры.)
– Выполним это задание.
Один учащийся у доски, остальные – в тетрадях: 15 см
10 см
1 дм 2 см = 12 см.
– Который из лягушат прыгнул дальше всех? (Первый.)
– Ну что ж, это всё, что я выбрала для повторения. Что вы повторили? (Счёт сотнями, построение и измерение отрезков, единицы измерения длины.)
– Что будете делать дальше? (Выполнять задание для пробного действия.)
– Зачем? (Чтобы выяснить, чего мы не знаем.)
3) Задание для пробного действия.
– Верно. Перед выполнением задания для пробного действия послушайте продолжение истории. Однажды мама-лягушка собралась связать лягушатам тёплые шарфы. Но сначала решила она померить длину ниток в своём клубке. Что ей для этого нужно сделать? (Выбрать мерку и измерить, можно с помощью линейки.)
– Я вам приготовила для всех одинаковые модели клубочка мамы-лягушки и мерку, которая у неё была.
Учитель раздаёт модели клубочков из бумаги и модели 1 дециметра.
– Чему равна длина мерки? (1 дециметру.)
– Слушайте задание для пробного действия: измерьте длину полоски меркой в 1 дм.
Дети измеряют длину полоски, постепенно разворачивая её. Учитель ограничивает время.
– Какова же длина полоски в дециметрах? (15 дм, 12 дм, не можем точно сказать, …)
Выписать все варианты ответов детей на доску.
– Что же получилось? (Модели у всех одинаковые, а при измерении длина полоски получилась почему-то разная, кто-то запутался при измерении, …)
– Чего же вы не смогли сделать? (Мы не смогли точно измерить длину полоски меркой в 1 дециметр.)
– Вы поняли, что у вас есть трудность. Что делать? (Подумать, почему она возникла.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий;
2) организовать фиксацию учащимися места и причины затруднения: неудобство использования известных единиц измерения длины для измерения длинных отрезков.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Давайте думать. Чем это задание похоже на предыдущее? (В обоих заданиях надо было измерить отрезки.)
– Чем отличаются эти задания? (В предыдущем задании мы измеряли короткие отрезки, а этот – длинный.)
– Что же в задании было для вас новым? (Надо было измерить длинный отрезок.)
– Расскажите, как вы измеряли отрезок, и когда почувствовали неудобство? (Мы прикладывали мерку и считали, сколько раз она уложится в отрезке…)
– Какой единицей измерения длины вы пользовались? (Дециметром.)
– То есть, единица измерения длины вам известна. Почему же длина отрезка, изображающего клубок, в дециметрах получилась разная? (Отрезок очень длинный, а модель дециметра короткая, поэтому мерить неудобно, долго, получается неточно…)
– Как же быть? (Надо увеличить мерку, выбрать бóльшую единицу измерения длины.)
– В чём же причина вашего затруднения? (Нам неизвестна бóльшая единица измерения длины.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать формулирование учащимися конкретной цели своих будущих учебных действий, устраняющих причину затруднения;
2) согласовать тему урока;
3) создать условия для выбора учащимися средств для построения нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Кто знает, как называется следующая за дециметром единица измерения длины? (Метр.)
– Это – тема нашего урока: «Метр».
Открыть тему на доске.
– Поставьте перед собой цель. (Узнать о новой единице измерения длины – метре, научиться измерять метром длины бóльших отрезков и т.д.)
– Выберем средства для того, чтобы узнать о новой единице измерения длины – метре. Как вы считаете, какая известная вам единица измерения длины вам может понадобится? Почему? (Дециметр, так как …)
– А знание, о какой единице счёта вам может помочь? (Знания о сотне.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать выявление существенных свойств метра, установление аналогии между соотношением единиц длины и соотношением единиц счёта, познакомить с обозначением метра;
2) зафиксировать новые знания в речи и в виде опорных сигналов;
3) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 5:
– Начинаем действовать. Как вы думаете, из скольких дециметров удобно образовать новую укрупнённую единицу измерения длины? (Из 10 дециметров.)
– Почему? (10 единиц меньшего разряда при счёте и измерении обычно образуют единицу следующего разряда.)
Учитель вывешивает на доску карточку:
– А сколько в одном дециметре сантиметров? (1 дм = 10 см.)
– Значит, сколько сантиметров в одном метре? (В одном метре 100 сантиметров.)
Открыть всю карточку:
– Что напоминает вам соотношение единиц измерения длины. (Соотношение единиц счёта.)
Вывесить карточку с соотношением единиц счёта на доску над карточкой с соотношением единиц измерения длины:
– Что же вы узнали о метре? (Это единица измерения длины, в 1 метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
– Для чего нужен метр? (Для измерения длинных отрезков; для измерения больших расстояний, ...)
– Что вы можете сказать о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины? (Соотношения между единицами длины такие же, как и между единицами счёта.)
– Что ж, у нас в руках только модели дециметров. Как же с их помощью точнее измерить полоску бумаги, изображающую клубок? (Надо посчитать, сколько дециметров вместится в длинную полоску.)
– Так и сделайте.
Учитель прикрепляет магнитами одну из длинных полосок на доску за концы, дети по двое выходят к доске и прикрепляют магнитами модели дециметра «встык».
– Какова же длина полоски? (15 дм.)
– Выразите длину полоски в метрах и дециметрах. (…, 1 м 5 дм.)
– Молодцы! Вот и нет больше затруднения.
ФИЗМИНУТКА (упражнения с мешочками «здоровья»)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение полученных знаний о соотношении единиц счёта и единиц измерения длины с проговариванием во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
– Чтобы ваши знания о метре стали более прочными, что надо сделать? (Надо потренироваться.)
– Выполним несколько заданий. Сотенка поможет вам.
По одному у доски с объяснением, остальные – в тетради.
– Выразите в дециметрах и сантиметрах 2 метра. (1 м = 10 дм = 100 см, значит, 2 м = 20 дм =
= 200 см.)
– Выразите в десятках и единицах 2 сотни. (2 с = 20 д = 200.)
Учитель прикрепляет на доске 2 больших треугольника – общее обозначение 2 сотен и 2 метров.
– Выразите в единицах 4 сотни. (4 с = 400.)
– Выразите в сантиметрах 4 метра. (4 м = 400 см.)
На доске вывешиваются 4 больших треугольника.
– Молодцы! Как же Сотенка помогла вам? (Знания соотношений единиц счёта нам помогают помнить соотношение единиц длины.)
№ 4, 5 стр. 36.
– Эти же знания вам помогут в выполнении следующего задания.
– Откройте в учебнике № 4 на стр. 36. Прочитайте задание.
– Выполним задания на первой строке.
Один у доски с объяснением, остальные – в тетради.
(1 м = 10 дм, значит 6 м = 60 дм; 100 см = 10 дм, значит 800 см = 80 дм.)
Вторая строка – работа в парах.
Первая строка № 5 на стр. 36 выполняется аналогично.
Вторая строка – работа в парах.
№ 6 (а, б первый столбик), стр. 37.
– Какое задание предстоит выполнить? (Сравнить числа и единицы длины.)
– Как будете сравнивать круглые сотни? (Как однозначные числа.)
– Сравните числа в первой клетке.
По одному с места с комментированием.
– При каких условиях можно сравнивать величины? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)
– Что делать, если величины выражены в разных единицах измерения? (Перевести в одинаковые, пользуясь соотношением единиц измерения.)
– Сравните величины в первом столбике.
По 1 с места с объяснением.
(Первые две величины можно сравнить, не переводя в другие единицы длины, т.к. числа одинаковы, но слева метры, а справа сантиметры, метр больше сантиметра, значит, 3 м > 3 см. 4 дм и 40 см. Здесь можно дециметры перевести в сантиметры: 4 дм = 40 см, можно сантиметры перевести в дециметры: 40 см = 4 дм. Ставим знак «=».)
– Ну что ж, я думаю, пора вам проверить свои силы в преобразовании и сравнении величин. Как это сделать? (Выполнить самостоятельную работу.)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение нового знания;
2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону для самопроверки;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Выполните № 6 (а, б второй столбик) на стр. 37.
На выполнение задания даётся ≈ 1 минута.
– Проверьте себя по эталону.
Открыть на доске эталон для самопроверки: 1 с = 10 д = 100 40 < 400
900 > 9
1 м = 10 дм = 100 см 500 см = 50 дм
9 м = 900 см.
– Какие возникли затруднения? (Запутались в соотношении единиц длины.)
– Повторите его. (1 м = 10 дм = 100 см.)
– У кого не было ошибок, поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение составных задач на нахождение целого и на разностное сравнение.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Скажите, а где вам могут пригодиться знания о метре? (…, при решении задач.)
– Решим задачу. № 2 (а), стр. 36.
– Прочитайте задачу.
– Проанализируйте и решите устно. (В задаче известно количество метров ткани, которое отрезали от куска и количество ткани, которое осталось. Нужно узнать, сколько ткани было в куске сначала. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо количество метров ткани, которое осталось сложить с количеством ткани, которое отрезали, т.к. ищем целое: 16 + 5 = 21 м.)
№ 2 (б), стр. 36.
– Прочитайте задачу.
– Проанализируйте и решите устно. (В задаче известна высота берёзы и высота рябины, нужно узнать, на сколько берёза выше рябины. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо из высоты берёзы отнять высоту рябины, т.к. ищем разность.)
– Запишите самостоятельно решение любой задачи.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи знания о метре и соотношении единиц измерения длины;
2) создать условия для фиксации учащимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
– Какая цель стояла перед вами на уроке? (Узнать новую единицу измерения длины.)
– Достигли ли вы цели? Что вы узнали? (Мы достигли цели, т.к. познакомились с метром и узнали, что в одном метре 10 дециметров и 100 сантиметров.)
– Чем помогла вам Сотенка на уроке? (Она помогла нам узнать, что соотношения единиц счёта такие же, как соотношения единиц длины.)
– У кого остались вопросы, неясность?
– У кого всё получилось?
– Что понравилось, запомнилось на уроке?
– Оцените свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
откр.урок матем- противоп стороны прямоуг
откр.урок матем- противоп стороны прямоуг...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема урока: Одна у человека мать, одна и родина. К. Ушинский «Наше Отечество»
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной символике - воспитательные результаты одного из пяти Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственн...
Урок матем 3 кл Деление с остатком
Урок матем 3 кл Деление с остатком...
Конспект открытого урока матем. 2 класс
Урок математики во 2-м классе "Название компонентов и результата деления"...
Статья. Форм. гражд. идент. на уроках матем. в нач. шк.
В статье рассматриваются способы решения проблемы формирования гражданской идентичности по средствам математических заданий....
Презентация к уроку матем. 4 кл
Презентация к уроку математики. Тема...