Особенности организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся с ОВЗ
материал
Выступление на педсовете(из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 376.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях апробации ФГОС (из опыта работы учителей).
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Дети с задержкой психического развития составляют большой процент в массовых школах. Как нужно построить работу педагога при работе с детьми с ЗПР? Должен ли ребенок проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа?
Чтобы организовать образовательную деятельность учеников, надо изучить особенности психологического развития детей ЗПР через специальную литературу, дистанционные семинары, личные наблюдения, тесное сотрудничество с педагогом-психологом, социальным педагогом, логопедом.
В своей работе с детьми ЗПР учителя придерживаются следующих правил:
- постоянно поддерживают уверенность в своих силах ребенка, обеспечиваю ученику субъективное переживание успеха при определённых усилиях.
- На каждом уроке (занятии) обязательно вводится организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Обязательно дают некоторое время для обдумывания вопроса.
- Большой и сложный материал разделяют его на отдельные части и дают их постепенно.
- Не требую от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, просят ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания не отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Облегчают учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц).
- Активизируют работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети обязательно должны слушать, смотреть, проговаривать.
- Развивают самоконтроль, дают возможность самостоятельно находить ошибки у себя, используя игровые приемы.
- Дают кратковременную возможность для отдыха, с целью предупреждения переутомления.
- Используют похвалу за успехи.
- Создают максимально спокойную обстановку на уроке, занятии, поддерживаю атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала спокойный, ровный, медленный, с многократным повтором основных моментов
- Создают доверительные отношения с взрослыми.
- Формируют ученический коллектив на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.
Для организации индивидуальной работы применяют карточки-задания, тетради с печатной основой, фонематические диктанты. Сочетание различных форм способствуют продвижению учащихся на более высокие уровни учебной деятельности. На каждом уроке учебный материал максимально связывают с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательный интерес. Интересу к учению способствует самостоятельная поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия.
Работают над развитием познавательной деятельности, делаю акценты на тренировку памяти, внимания, мышления. Так как именно это является западающей категорией у детей с задержкой психического развития.
Упражнения на развитие внимания.
"Найди слова - 1"
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
"Найди слова - 2"
Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:
Бсолнцеитранвстолорюджиметокноггщищщашатмашинаро
"Квадраты"
В квадрате 1 в случайном порядке расположены числа. В квадрате 2 эти числа надо расставить в возрастающем порядке.
Квадрат1
5 12 1 7
10 3 9 16
14 6 11 2
Упражнения для развития мышления.
1. «Восстанови рассказ».
Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
2. «Составь предложение».
Цель упражнения: развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять форму слова и использовать другие слова).
Упражнения для развития памяти.
«Игра в слова».
Цель: развитие слуховой памяти.
Методика проведения: « Я назову сейчас несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван…» Далее просим повторить через 15 – 20 сек. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз на развитие смысловой памяти, например: « Мальчик отдыхает, девочка плачет, папа читает, мама готовит, бабушка отдыхает».
Если у ребенка возникают трудности в повторении, ему даем лист бумаги и карандаш и предлагаем схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.
«Рисуем по памяти узоры».
Цель: развитие зрительной памяти, концентрации и устойчивости внимания, развитие мелкой моторики рук.
Методика проведения: На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты смотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.
Использование дидактических игр при проверке пройденного материала
на уроках русского языка..
Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.
Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.
Непроизносимая согласная.
Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочтете в столбике ключевое слово:
1. Печальный. | 5. Отважный. |
Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7. Местный. 8. Честный.
Ключевое слово: синонимы.
Раскраска.
Коррекционные упражнения и развивающие игры на уроках математики.
Для развития логического мышления можно применить игру “Кто быстрее”. Задание – из букв данного слова составить другие слова, например – ХРАБРОСТЬ: ОСА, СОР, СТО, БРАТ, ТРОС, ХОР.
Упражнения, направленные на совершенствование мыслительных операций
1.Установление закономерностей и продолжение ряда
а) продолжи ряд слева и справа:
…
б) подумай, по какому правилу составлен ряд и продолжи его
...21, 24, 27, 30, ...
100, 105, 110, 115,
Игры при изучении нумерации чисел.
1. «Соседи числа».
2. «Засели домик».
3. «Сбежавшие числа».
4. «Кто в домике живёт?».
5. «Весёлый счёт».
6. «Чёт – нечёт».
7. «Цепочка».
Раскраски, при изучении таблицы умножения.
Графический диктант
Кошка
Отступив 3 клетки слева, 8 клеток сверху, поставьте точку на пересечении клеток и начинаем рисовать:
1 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 8 клеток вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх,1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх.
В течение года обязательно провожу мониторинг.
Параметры педагогической диагностики
Литературное чтение 3 класс
Ф.И.О. ребёнка________________________________________________
Умения по литературному чтению | Начало 3 класса | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Темп чтения не менее 50-60 слов в минуту (вслух) и 60-80 слов в минуту (про себя). | |||||
Читать вслух сознательно, правильно и выразительно, целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам). | |||||
Владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения. | |||||
Определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним. | |||||
Устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте. | |||||
Пересказать прочитанное подробно и сжато. | |||||
Сочинять новое на основе прочитанного. | |||||
Самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком. | |||||
Самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении. | |||||
Знать фамилии 3-4 новых (по сравнению с предыдущим учебным годом) писателей и названия их произведений для детей. | |||||
Знать наизусть 5 - 7 стихотворений. |
Уровни усвоения материала:
К-критический |
У-удовлетворительный |
П-полный |
Умения по математике 3 класс.
Табличное умножение и деление | Начало 3 класса | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Заменять сложение умножением и умножение сложением | |||||
Наизусть знать таблицу умножения (деления) однозначных чисел и соответствующие случаи деления | |||||
Умножать и делить на нуль | |||||
Выполнять графические работы | |||||
Внетабличное умножение и деление | |||||
Знать приёмы внетабличного умножения и деления | |||||
Делить с остатком | |||||
Проверять умножение и деление | |||||
Читать выражения с использованием математической терминологии. Находить значения выражения. | |||||
Уметь решать простые уравнения на основе нахождения близкого компонента умножения и деления | |||||
Решать простые и составные задачи, включая действие умножение и деление | |||||
Находить периметр многоугольника, прямоугольника (квадрата) | |||||
Доли величины | |||||
Выполнять практические работы с геометрическими фигурами по образованию долей. | |||||
Находить доли числа и числа по его доле. | |||||
Числа от 1 до 1000 | |||||
Образовывать и называть трёхзначные числа | |||||
Знать порядок следования чисел при счёте | |||||
Записывать и читать трёхзначные числа | |||||
Сравнивать числа | |||||
Устно и письменно складывать и вычитать трёхзначные числа | |||||
Арифметические действия | |||||
Уметь письменно умножать и делить на однозначное число | |||||
Решать текстовые арифметические задачи, содержащие «больше в..», «меньше в…». | |||||
Пользоваться обозначениями единиц величин км, мм, ч, мин, сек. |
Умения по окружающему миру 3 класс
Начало 3 класса | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Определять цвет любого предмета с помощью «таблицы цветов» | |||||
Правильно выбирать подходящую геометрическую фигуру для определения простой формы реального предмета, определять простую форму окружающих предметов и их частей. | |||||
Определять размер предметов при их сравнении. | |||||
Определять сходство и различие предметов на основе сравнения по определённому признаку. | |||||
Воспроизводить наблюдаемые пространственные отношения между предметами и объяснить соответствующими словами расположение одного предмета по отношению к другим. | |||||
Рассказывать о составе семьи и труде родителей по вопросам учителя, задать такие же вопросы однокласснику. | |||||
Рассказать о характере деятельности людей в связи с их профессиями. | |||||
Соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах. | |||||
Рассказывать о погоде двух дней, характеризуя объекты в определённой последовательности. | |||||
Рассказывать об отдельных характерных периодах времён года. | |||||
Рассказывать об основных опознавательных признаках нескольких животных и растений. | |||||
Знает своё полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес. | |||||
Знает названия главной площади и главной улицы своего села, названия других сёл, городов. | |||||
Знает точные названия и назначение предприятий, на которых работают родители учащихся. | |||||
Знает названия конкретных предметов, относящихся к овощам, фруктам, ягодам, к учебным вещам, школьной мебели, спортивным принадлежностям, пассажирскому транспорту, строительной технике, рабочим инструментам. | |||||
Знает названия нескольких растений. | |||||
Знает названия и последовательность времён года, летних, осенних, зимних и весенних месяцев. |
Умения по русскому языку 3 класс.
Умения по русскому языку | Начало 3 класса | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Различать предложения по интонации | |||||
Выделять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (Без деления на виды) члены предложения в простом двусоставном предложении. | |||||
Устанавливать связь между словами в предложении | |||||
Правильно оформлять предложения | |||||
Морфология и морфемика | |||||
Находить орфограммы в соответствии с изученными правилами (гласные после шипящих, двойные согласные, непроизносимые согласные) | |||||
Находить орфограммы: звонкие и глухие согласные, безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением | |||||
Употреблять разделительные «Ъ» и «Ь» знаки | |||||
Делить слова на слоги и для переноса | |||||
Разбирать слова по составу, простые по структуре (корень, окончание, приставка, суффикс), используя памятки | |||||
Части речи | |||||
Различать и называть имена существительные | |||||
Имена прилагательные и их лексическое значение | |||||
Различать и называть глаголы и их лексическое значение | |||||
Различать и раздельно писать предлоги | |||||
Пользоваться школьным орфографическим словарём |
Воспитательную работу направляю на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям.
В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. В таких случаях объясняю родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. По мере востребовательности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания.
Рекомендации родителям детей, имеющим диагноз ЗПР:
- Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Дарите ребёнку свою любовь и внимание.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
- Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
- Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
- Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
- Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
- Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
- Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
- Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
- Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
- Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода
Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...
Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»
МОУ Байловская СОШ Самостоятельная работа на тему: «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» ...
Реферат "Внеурочная деятельность и ее особенности в учебно-воспитательном процессе"
В условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для общеобразовательных учреждений мы сформулировали проблему стратегического проектирования образоват...
Выступление на педсовете "Особенности организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся с ОВЗ"
Выступление на педсовете по теме: «Особенности организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся с ОВЗ» (работа с детьми с ЗПР)...
Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"
В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...
Протокол родительского собрания на тему: «Организация учебно-воспитательного процесса в 2024-2025 учебном году. Особенности обучения во 2 классе»
Предлагаемый материал включает в себя основные этапы, которые присутствуют в родительском собрании....