Рабочая программа "Предметно-практические действия"
рабочая программа (1 класс)
Программа коррекционно-развивающего курса "Предметно-практические действия" направлена на формирование целеноправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_predmetno-prakt_deystviya.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТН О-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по коррекционному курсу внеурочной деятельности «Предметно-практические действия» 1 года обучения для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой степени, составлена на основе:
- Адаптированной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) МБОУ гимназии г. Советский;
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с интеллектуальными нарушениями, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Цель: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
-выработать у детей трудовые навыки;
-формировать общетрудовые умения, воспитывать культуру труда;
-развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
-развивать пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
-способствовать развитию речи;
-развивать творческие способности.
Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
— развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Нормативная база
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»,
- Основная образовательная программа начального общего образования.
- Учебный план образовательного учреждения на 2017/2018 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание коррекционного курса «Предметные действия» представлено следующими разделами: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
ППД — это средство, помогающее учить ребенка, развивать его. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Основным механизмом включения учащихся в деятельность на уроке является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием и другими манипуляциями, собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. На уроках ППД дети практически знакомятся с материалами, их свойствами и назначением, учатся их узнавать, различать и называть, усваивают доступные приемы их обработки. Дети учатся правильно пользоваться инструментами, практически осваивают правила техники безопасности при работе с ними, овладевают основами трудовой культуры. Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности (формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу).
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Коррекционный курс «Предметные действия» входит в образовательную область «Коррекционно-развивающие занятия» и является инвариантной частью учебного плана, согласно которому на его изучение в 1 классе отводитс4 3 часа в неделю, 98 часов в год;
Материал предмета «Предметно-практические действия» представлен следующими содержательными линиями:
№ п/п | Содержательные линии | Коррекционно - развивающие задачи | Педагогические средства, технологии решения коррекционных задач |
1 | Действия с материалами. | Сминать материал. Разрывать материал. Размазывать материал. Разминать материал. Пересыпать материал. Переливать материал. Наматывать материал. | Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный. Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. |
2 | Действия с предметами. | Захватывать, удерживать, отпускать предмет. Встряхивать предмет. Толкать предмет. Вращать предмет. Нажимать на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимать предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимать предметы. Складывать предметы. Перекладывать предметы. Вставлять предметы. Нанизывать предметы. |
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП:
личностные
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Предметные
- представление о многообразии окружающих предметов и материалов;
- знание об основных свойствах предметов и материалов;
- осуществление разнообразной деятельности с изучаемыми предметами и материалами;
- формирование умения классифицировать предметы и материалы по группам.
Методическая литература для учителя:
Выготский Л.С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1999.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. — М.: Просвещение, 2003.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Смысл, 2004.
Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии/ Пер. с английского. — М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
Программа под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, рекомендована к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитете по образованию РФ
Смирнова Е.О. Детская психология. — М.: Владос, 2003.
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
Оборудование:
- Магнитная доска, набор букв на магнитах. - Образцы письменных букв. - Касса букв и слогов. - Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин. - Таблицы к основным разделам грамматического материала. | - Классная доска. - Интерактивная доска. - Компьютер. - Проектор.Телевизор. - Наборы ролевых игр, настольных развивающих игр, конструкторов. |
Календарно-тематическое планирование по «Предметно-практической деятельности».
№ | тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата по плану | Дата по факту |
Действия с материалами | |||||
1 | Действия с материалами разных поверхностей. | 1 | Рассматривание различных по качеству материалов: бумагу, ткань, природный материал. умение воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон; скатывание из бумаги шариков; раскладывание кусочков ткани на столе; рисовние на бумаге, заворачивание в бумагу предметов, выполнение последовательно организованных движений. | ||
2 | Знакомство с разными видами бумаги. | 1 | |||
3 | Упражнения с бумагой. | 1 | |||
4 | Размазывание материала (краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 1 | |||
5 | Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 1 | |||
6 | Природный материал. Экскурсия. | 1 | |||
7 | Работа с природным материалом. | 1 | |||
Действия с предметами. | |||||
8 | Моя любимая игрушка. | 1 | Следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку; выполнять простые действия с игрушкой. Подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения. Знать названия любимых игрушек и действия с ними. (пассивный словарь); название игрушки и действие с ней. (пассивный словарь). | ||
9 | Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой. | 1 | |||
10 | Захватывание, удержание, отпускание предмета (мелкие игрушки). | 1 | |||
11 | Ориентировка на своем лице и на лице куклы. | 1 | |||
12 | Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). | 1 | |||
13 | Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). | 1 | |||
Действия с предметами. | |||||
14 | Покажи предмет. | 1 | Действовать с предметами: сжимать, разжимать, действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя. Находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию. | ||
15 | Изучение предметов. | 1 | |||
16 | Угадай предмет. | 1 | |||
17 | Учимся ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 1 | |||
18 | Простые постройки из кубиков. | 1 | |||
Действия с материалами. | |||||
19 | Работа с сыпучими материалами. | 1 | Выполнять элементарные действия с крупами, фасолью (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой, переносить ложкой и/или ладошкой. Понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя. Выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой. | ||
20 | Разбор круп по заданию педагога | 1 | |||
21 | Пересыпание круп. | 1 | |||
22 | Изготовление сенсорных мешочков из крупы и воздушных шариков. | 1 | |||
23 | Рисование пальчиками | 1 | |||
24 | Рисование ладошками. | 1 | |||
25 | Игры с водой. | 1 | |||
Действия с предметами. | |||||
26 | Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку. | 1 | Действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя, соотносить действия со словами; выполнять игровые задания, использовать предметы разного цвета, величины, формы. | ||
27 | Сборно-разборные игрушки: конструктор, вкладыши. | 1 | |||
28 | Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме. | 1 | |||
Действия с предметами. | |||||
29 | Складывание фигур из счетных палочек. | 1 | Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание фигур из счетных палочек по словесной инструкции. Складывание разрезных картинок из 2 и 3 частей по вертикали или горизонтали. | ||
30 | Складывание разрезных картинок. | 1 | |||
31 | Конструктор. Знакомство. | 1 | |||
32 | Работа с конструктором. | 1 | |||
33 | Мозаика. Знакомство. | 1 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование рабочей предметной программы и формирование универсальных учебных действий (ФГОС) .
...
Рабочая программа кружка "Учимся учиться и действовать" 1-2 класс
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся 1 и 2 классов....
Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.
Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополните...
Рабочая Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития
Данная программа коррекционных занятий по курсу «Предметно – практические действия», составлена с учетом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом и отраженных в...
Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы". 1 класс 2015 г
Приказ о введении в действие рабочей программы по курсу математики "Умники и умницы" 1 класс 2015 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 2 ВАРИАНТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" , КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (2 ВАРИАНТ)...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....