Программа кружка «Логика»
рабочая программа (4 класс)
Программа кружка «Логика» рассчитана на детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 34часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logika.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Логика»
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Режим занятий:
Программа кружка «Логика» рассчитана на детей 4 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 34часа.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Логика» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Логика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 4-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Логика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Методы и формы работы:
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
На занятия по развитию познавательных способностей в 4 классе отводится 40 -45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
- «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
- Разминка (3-5 минут)
- Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
- Веселая переменка (3-5 минут)
- Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности.
Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
- Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Для реализации программного содержания используются:
О. Холодова «Юным умникам и умницам» учебная тетрадь для 4 класса (1, 2 части) 2011 год Росткнига.
Основное содержание курса
Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. Анаграммы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Найди фигуру». Работа со спичками. Задачи на развитие аналитических способностей. Разгадывание ребусов. Игра «Фантазёр». Игра «Умники и умницы». Игра «Так же, как…» Работа с изографами. Вопросы – загадки. Игра «Выполни просьбы букв». Игра «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка. Игра «Лабиринт».
Виды деятельности: высказывают правила поведения; самостоятельно делают выбор, какой поступок совершить; определяют цель деятельности; высказывают свою версию; делают отбор необходимой информации; находят необходимую информацию в предложенных источниках; решают различные задачи; оформляют свои мысли в устной и письменной формах; работают со словарями; слушают и понимают речь других;
Тематический план
Развитие концентрации и тренировка внимания | 7ч |
Тренировка слуховой памяти | 3ч |
Тренировка зрительной памяти | 3ч |
Развитие быстроты реакции | 5ч |
Развитие аналитических способностей | 1ч |
Решение логических задач | 10ч |
Поиск закономерностей | 2ч |
Развитие пространственного воображения | 3 ч |
Итого: | 34ч |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема |
Раздел 1. Развитие концентрации и тренировка внимания | ||
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | |
2 | Игра «Внимание». Логически - поисковые задания. | |
3 | Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. | |
4 | Мозговая гимнастика. | |
5 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». | |
6 | Поиск закономерностей. | |
7 | Работа со спичками. | |
Раздел 2. Тренировка слуховой памяти. | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Игра «Внимание», «Слоговица» | |
9 | «Составь словечко». Задачи на развитие аналитических способностей. | |
10 | Логические задачи. | |
Раздел 3. Тренировка зрительной памяти. | ||
11 | «Закодированное слово». | |
12 | Ира «Найди фигуру». | |
13 | Поиск закономерностей. | |
Раздел 4. Развитие быстроты реакции. | ||
14 | Игра «Фантазёр». | |
15 | Разгадывание ребусов. | |
16 | «Весёлые вопросы». | |
17 | Игра «Умники и умницы». | |
18 | Игра «Внимание». | |
Раздел 5. Развитие аналитических способностей | ||
19 | Измени свойство. | |
Раздел 6. Решение логических задач | ||
20 | Игра «Так же, как…» | |
21 | Работа с изографами | |
22 | Математический марафон. | |
23 | Вопросы – загадки | |
24 | Игра «Выполни просьбы букв». | |
25 | Поиск закономерностей. | |
26 | Игра «Умники и умницы». | |
27 | Логические задачи. | |
28 | Посмотри и дополни | |
29 | Развитие быстроты реакции. Графический диктант. Штриховка. | |
Раздел 7. Поиск закономерностей. | ||
30 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | |
31 | Литературная викторина. | |
Раздел 8. Развитие пространственного воображения. | ||
32 | Игра «Лабиринт». | |
33 | Игра «Самый умный». | |
34 | Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. |
Литература:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы - М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся:
Холодова О. Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. – М.: РОСТ книга, 2012 (https://perspektiva-1.jimdo.com)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Логика, информатика, математика"
Программа рассчитана для 2 класса. Требования ФГОС соблюдены. ...
Рабочая программа кружка «Логика», 1 класс
Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут....
рабочая программа кружка "Логика" 4 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:ü разви...
Программа кружка "Логика" 2 класс
Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...
рабочая программа кружка "Логик" 1 класс
Программа рассчитана на обучающихся 1 класса....
Рабочая программа кружка "Логика"
В последнее время российская школа переживает качественно новый этап своего развития, обусловленный изменением социального заказа общества на деятельность системы образования: не простое усвоение учащ...
Рабочая программа кружка "Логика", 4 класс
Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....