Рабочая программа внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моё рукотворчество" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_rukotvorchestvo.docx | 57.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел: «Пояснительная записка»
Рабочая программа курса «Моё рукотворчество » для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) на основе авторской программы «Моё рукотворчество» Н. Л. Ефимовой и в соответствии с Образовательной программой МБОУ Верхнесоленовская СОШ.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)
Основными целями курса «Моё рукотворчество» является саморазвитие личности каждого ребенка, отработка навыков, формирование и закрепление устойчивого интереса к рукоделию, развитию творческого воображения и самостоятельности в процессе освоения окружающего мира через собственную продуктивную творческую деятельность.
Задачи курса.
Образовательные:
- формирование умений, связанных с художественно- образным отражением предметов и явлений в различных видах творческой деятельности;
Развивающие:
-развитие наблюдательности, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать между собой;
- развитие способностей к дизайнерской деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.
Воспитательные:
- приобщать учащихся к основам рукоделия;
-воспитывать у учащихся личностную позицию при восприятии произведений прикладного искусства.
Раздел: «Общая характеристика курса»
Организация внеурочной деятельности способствует расширению круга интересов детей, что создает условия для продуктивного преобразовательной творческой деятельности.
Содержание программы направлено на выявление и развитие способностей детей к различным видам деятельности. Программа представлена в виде взаимосвязанных разделов: «природные материалы, пластичные материалы, бумага и картон, проволока и фольга, текстильные материалы».
Прогнозируемый результат.
В процессе занятий по программе «Мое рукотворчество» накапливается практический опыт учащихся, от простых изделий они постепенно переходят к овладению более сложными образцами. При работе над изделием учащиеся знакомятся с различными видами материалов, их свойствами, технологией изготовления, с историей появления, оформлением изделий.
Результатом работы с детьми по формированию интереса к рукотворчеству является:
- повышение уровня социально-бытовой адаптации и развитие самостоятельности;
- формирование интереса к рукоделию, способствующему развитию эстетического вкуса у учащихся, созданию вокруг себя приятной атмосферы;
- совершенствование мелкой и общей моторики руки.
Формы работы: тематические праздники, коллективно творческие дела, декоративо-прикладное творчество, экскурсии по родному краю, устные журналы, сбор и оформление материалов, проектная и исследовательская деятельность.
Раздел: « Место курса в учебном плане»
В третьем классе, в соответствии с Образовательной программой и Учебным планом МБОУ Верхнесолёновская СОШ, на изучение курса «Моё рукотворчество» выделен 1 час в неделю, что составляет 35 часов за учебный год.
Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с Образовательной программой.
Раздел: «Содержание курса»
Раздел «Природные материалы»
Теоретические сведения. Природные материалы донского края (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства, технология использования для приготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.
Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве. Закономерности цветосочетания.
Организация рабочего места при работе с природным материалом.
Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.
Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.
Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.
Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.
Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции из природных материалов.
Варианты объектов труда. Аппликации из природных материалов, комбинированные работы из осенних листьев и плодов, и бумаги, лесные скульптуры. Экопластика. Моделирование.
Раздел «Пластичные материалы»
Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования. Глиняная игрушка: традиции и современность. Особенности народных игрушек.
Практические работы. Ленка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.
Варианты объектов труда.Рисование пластилином, лепка, герои мультиков впластилине. Древние образы в современных глиняных игрушках (филимоновская).
Раздел «Бумага и картон»
Теоретические сведения. Общее представление о назначение бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Видыкартона и его свойства, правила и приемы работы.
Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.
Практические работы.
Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей резание и вырезание.
Варианты объектов труда.Объемная аппликация, мозаика из бумаги. Рисование ватой, веселая геометрия. Панно.
Раздел «Проволока и фольга»
Технические сведения. Общие представления о металлах, сплавах и их свойствах. Виды, свойства, область применения проволоки, фольги. Правила и приемы работы с проволокой и фольгой. Технология изготовления изделий на основе общих приемов.
Практические работы. Упражнения на обработку проволоки (сгибание, скручивание); обработку фольги (выравнивание, создание рельефов, крепление к основе). Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.
Варианты объектов труда. Моделирование из проволоки, гирлянда из фольги, поделки из мягкой проволоки и фольги.
Раздел «Текстильные материалы»
Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.
Практические работы.Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.
Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.
Варианты объектов труда.Аппликация из ткани и ниток, мозаика из нитяных валиков, панно из лоскутиков, коврики-сказки.
Раздел: «Календарно – тематическое планирование»
№ п/п | Дата | Раздел | Тема урока | Основные виды деятельности | Требования к результату | Вид контроля | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
1 | Природные материалы 8 часов | Аппликация из засушенных растений. | Аппликация из разных природных материалов. Работа с засушенными листьями. | Оцениватьприродные материалы сточки зрения художественно-эстетической выразительности | Вступать вобщение, соблюдаяправила общения, выражатьсвою точку зрения,слушатьдругого. | Прогнозироватьнеобходимыедействия для полученияпрактического результата,планироватьработу. Творчески использовать полученные знания иумения впрактической работе. | Выставка готовых работ. Контроль | |
2 | Букет и натюрморт | Аппликация букет натюрморт (на выбор) | Производить оценку иотбор материала для работы на ассоциативно-образной основе. Проектировать декоративно-художественную композицию вобъёме; создаватьввоображении выразительный художественныйобраз, Прогнозировать действия, необходимые для выполненияпрактической работы. Творчески использовать полученные знания иумения в практической работе; воплощать замысел визделии. | Проявлятьучебно-познавательныйинтерес, догадку, стремлениекпознавательной самостоятельности. | Творчески использовать полученные знания и умения впрактической работе. | Выставка готовых работ. Контроль | ||
3-4 | Коллаж из различных материалов. | Коллаж из природных материалов «Донские просторы» | Творчески использовать полученные знания и умения впрактической работе. | Выставка готовых работ. Контроль | ||||
5 | Морские фантазии - сюжетная картинка | Композиция из разных природных материалов; работа с засушенными листьями. | Проявлятьучебно-познавательный интерес, догадку, стремление кпознавательной самостоятельности. Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Воспринимать ианализироватьучебную информацию. | Выставка готовых работ. Контроль | |||
6 | Ленточная аппликация «хороводы» | Выполнение аппликации из бумажных ленточек «Хороводы» | Производить оценкувыполненной работы (своей | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Выставка готовых работ. Контроль | |||
7-8 | Тематические аппликации из засушенных листьев и семян на картоне | Тематическая аппликация из природных материалов «Веселый зоосад» | Проявлятьучебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. | Проявлятьучебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. | Выставка готовых работ. Контроль | |||
9 | Пластичные материалы 6 часов | Лепка на проволочном каркасе | Лепка на проволочном каркас «Проволочные игрушки» | Воспринимать, анализироватьиоценивать информацию вучебнике. Прогнозировать действия, необходимые для выполненияпрактической работы.Планировать умственные и практические действия. Руководствоваться правилами при выполнении работы. | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Приниматьучебную задачу; | Выставка готовых работ. Контроль | |
10 | Рисование пластилином «Домик в деревне» | Аппликация из пластилина на картоне «Домик в деревне» | Планироватьпорядок | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Прогнозироватьдействия | Выставка готовых работ. Контроль | ||
11 | Лепка из пластилина «посуда» | Сосуд из глиняных лент | Прогнозироватьдействия, | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, внимательно выслушиватьмнения одноклассников. | Руководствоваться правиламипри выполнении | Выставка готовых работ. Контроль | ||
12 | Конструирование из пластмассы | Лепка-конструирование «Заядлый охотник» | Воспринимать, анализировать иоцениватьинформацию вучебнике. ся правиламипри выполнении работы | Самостоятельно планироватьумственные и | Руководствоваться правиламипри выполнении | Выставка готовых работ. Контроль | ||
1314 | Древние образы в современных глиняных игрушках (дымковская) | Изготовление боярыни или кормилицы, древние образы дымковских игрушек | Прогнозировать и планироватьнеобходимые действия. | Планироватьумственные | Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы. Планировать умственные и практические действия. Оиенивать результаты выполненной работы | Выставка готовых работ. Контроль | ||
15-16 | Бумага и картон 8ч. | Гофрирование бумаги. Игрушка из картона и бумаги | Моделирование из гофрированного картона «Кошка в полоску» | Планироватьпорядок | Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление кпознавательной самостоятельности. Аргументированно излагатьсвою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. | Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий ирезультатов | Выставка готовых работ. Контроль | |
17 18 | Транспарантное вырезание | Транспарантное вырезание «Болонка и другие» | Воспринимать, анализировать иоцениватьинформацию вучебнике. ся правиламипри выполнении работы | Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Аргументированно излагатьсвою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. | Планировать умственные и практические действия. Анализировать иоцениватьполученные результаты. | Выставка готовых работ. Контроль | ||
19 20 | Симметричное силуэтное вырезание | Симметричное силуэтное вырезание «Ночные прогулки» | Планироватьпорядок | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Проявлять внимательное и уважительное отношение к народной культуре итрадициям | Творчески использовать приобретённые знания иумения всвоей деятельности.Анализировать иоцениватьполученные результаты. | Выставка готовых работ. Контроль | ||
21 | Моделирование из конусов | Изготовление изделий из конусов (бумага). «Задумчивая артистка». | Прогнозировать и планироватьнеобходимые действия. | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Воспринимать и анализировать иоцениватьинформацию. | Выставка готовых работ. Контроль | ||
22 | Объемное моделирование | Моделирование из бумаги «Компаньон художника - пес Барбос» | ||||||
2324 | Проволока и фольга 4 часа | Силуэты из проволоки | Выполнение силуэтов из проволоки | Прогнозироватьдействия, | Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Аргументированно излагатьсвою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. | Воспринимать и усваиватьновую информацию. Планироватьумственные Производить контроль и | Выставка готовых работ. | |
25 | Куклы из проволоки и веревки | Проволочные куклы на выбор | Планироватьпорядок | Аргументированно излагатьсвою точку зрения, | Производить контроль и | Выставка готовых работ. Контроль | ||
26 | Поделки из фольги | Поделки из фольги -«рыцари» | Воспринимать, анализировать иоцениватьинформацию. ся правиламипри выполнении работы | Проявлятьтерпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда. | Воспринимать и усваиватьновую информацию. | Выставка готовых работ. Контроль | ||
27 28 | Текстильные материалы 8 часов | Аппликация из распущенного трикотажа | Аппликация из распущенного трикотажа «Станица» | Прогнозироватьдействия, | Излагатьсвою точку зрения, | Творчески использовать | Выставка готовых работ. | |
29 30 | .Аппликация из нарезанных ниток | Аппликация из нарезанных ниток «Ночной город» | Прогнозировать и планироватьнеобходимые действия. | Излагатьсвою точку зрения, | Творчески использовать | Выставка готовых работ. Контроль | ||
31 32 | Аппликация из кружев | Аппликация из кружевного полотна «Бабочка» | Планироватьпорядок | Проявлятьпознавательную самостоятельность, | Производить контроль и оценкурезультатов работы. | Выставка готовых работ. | ||
33 34 35 | Панно «Из сказки» | Изготовление панно «Из сказки» | Прогнозировать и планироватьнеобходимые действия. | Аргументированно высказыватьсвоё мнение,внимательно и доброжелательно слушатьмнение | Производить оценкудостижений. | Выставка готовых работ. Контроль |
Раздел: «Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса ».
Для полноценной реализации курса «Моё рукотворчество»в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база. При этом данная программа разработана с учётом значительного разнообразия реальных условий, в которых существует современная отечественная начальная школа, и предполагает, что её содержание может быть реализовано при минимальных затратах на материальные ресурсы.
Для работы каждому ребёнку необходимы следующие материалы:
- наборы цветной бумаги для аппликации,
- картон,
- ткань, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания,
- пластилин,
- природные и утилизированные материалы,
- гуашь
- инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.
Помимо перечисленных материалов инструментов необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно-методические материалы, составляющие учебно-методический комплект по данному курсу.
Материально – техническое обеспечение
Коллекция "Бумага и картон" (демонстрационная)
Коллекция "Бумага и картон" (раздаточная)
Коллекция «Лен» (нач. шк.).
Коллекция "Плоды сельскохозяйственных растений"
Коллекция "Полезные ископаемые"
Коллекция "Почва и ее состав"
Коллекция "Хлопок" (нач. шк.)
Коллекция "Хлопок" (нач. шк.)
Коллекция "Шерсть" (нач. шк.)
Комплект таблиц для нач. шк. "Технология. Обработка бумаги и картона- 1" (8 таб. А l.Лам.)
Комплект таблиц для нач. шк "Технология. Обработка бумаги и картона-2" (8 таб. А1, лам.)
Комплект таблиц для нач. шк "Технология. Организация рабочего места" (6 таб. А1, лам.)
Оборудование:
- Учебные столы.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
- Компьютер.
- Проектор
- Телевизор
Раздел: « Результаты освоения курса «Мое рукотворчество» и система его оценивания»
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;
- назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластичных, текстильных);
- взаимосвязь назначения, конструкции и дизайна изделия;
- личную или социальную значимость продуктов своего труда илирезультат труда других людей.
Уметь(владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности):
- определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, проволоку и фольгу) по внешним признакам, используя различные ощущения;
- определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделий;
- подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
- осуществлять рациональную и экономичную разметку деталей, ихсборку в изделие; а также декоративную отделку изделия различными способами.
Использоватьприобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- подбирать материалы и инструменты, способы трудовой деятельности в зависимости от цели и ограниченных условий;
- планировать свою деятельность и осуществлять контроль за ее ходом;
- изготовлять изделия из доступных материалов по образцу, эскизу,собственному замыслу;
- уметь сотрудничать в трудовом коллективе;
- рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок после завершения трудовой деятельности на рабочем месте.
Система оценки.
Контроль и оценка результатов обучения по курсу «Мое рукотворчество» осуществляется в условиях безотметочного обучения. Это обучение, в котором система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без выставления отметок.
Содержательный контроль и оценка предполагают развернутые оценочные суждения и отражение количественного и качественного результата процесса обучения, который определяется степенью усвоения знаний и умений по учебным предметам, а также уровнем развития учащихся.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Вконце второго года обучения оформляется ипроводится итоговая выставка лучших работ учащихся, выполненных на занятиях.
Важно, чтобы совокупность работ второклассника демонстрировала нарастающиеуспешность, объём иглубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть продукты практической, проектной иисследовательской деятельности, продукты собственного творчества ит.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...