Доклад: «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Доклад: «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А.Сухомлинский
Добрый день уважаемые коллеги.
Сегодня я бы хотела представить вашему внимаю небольшой доклад на тему: «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Все мы знаем, что самое непростое в работе с детьми- это работа с их родителями. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не должна заменять ребенку родителей, она лишь должна сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности. Но к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом.
Сегодня одна из главных задач школ- это создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда получается привлечь семью в свои союзники.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса.
Итак, перейдем к основным формам работы с семьей. Это групповые и индивидуальные формы. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семей и другие.
Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.
Консультации могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения занятий с детьми, чтобы учитель мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же- необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.
Также одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информации родителей об успехах их детей, поведении и посещаемости. Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи.
К групповым формам работы с семьей относится психолого- педагогическое просвещение родителей. Используются такие формы как: родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями- предметниками или администрацией школы. Одной из основных универсальных форм сотрудничества школы с семьями учащихся являются общешкольные и классные родительские собрания. На собрании могут обсуждаться проблемы жизни школы и класса, задачи учебно- воспитательной работы и т.д. Они могут быть организационными, тематическими или итоговыми.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги.
Также существуют традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества семьи и школы.
К традиционным формам относятся:
Лекция- это форма психолого- педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор- сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Метод общения во время лекции- непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Конференция- это форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции может быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом.
Практикум- это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей.
Открытые уроки. Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытых уроках. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия- одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем.
Ролевые игры- форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
К нетрадиционным формам также относятся:
Родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, ринги.
С основными направлениями сотрудничества семьи и школы вы можете ознакомиться на представленном слайде. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Без использования психолого- педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями учеников. Диагностические материалы, если педагог их правильно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Главным направлением взаимодействия семьи и школы должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность, также формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьей, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно сотрудничают школа и семья. Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса-педагоги, дети и родители- становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
Семейное воспитание – это фундамент, на котором строится сам процесс развития ребенка, его вхождение в общество, принятие этого мира. Именно от семьи зависит, как ребенок будет воспринимать этот...
Семья и школа: пути эффективного взаимодействия
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. ...
Педагогический проект"Семья и школа: пути эффективного взаимодействия"
На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю,...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...
Доклад на педагогическом совете на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...
Педсовет на тему «Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога...