Презентация
план-конспект урока (4 класс)
данная презентация будет полезна учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться
Цели:
– овладение понятием возвратная форма глагола (возвратный глагол); формирование умения разграничивать формы на -ться и -тся, правильно писать глаголы с сочетаниями -тьсяи -тся, обозначать орфограмму и графически объяснять выбор написаний.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
1 -Ребята, начинаем наш урок. Какое у вас сегодня настроение?
Надеюсь,что урок пройдет интересно и увлекательно.
- Сегодняшний урок я хочу начать следующими словами:
Не то беда, что мы всегда
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьёшься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
- О чём нам хотел сказать автор?
- Девиз нашего урока:
Грамоте учиться -
всегда пригодится.
- Что это? (пословица). Что она значит.
- Сегодня мы будем говорить о части речи….
- Что без меня предметы? Лишь названия. (Слайд)
А я приду – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания.
Цветут сады и хлеб растет в полях.
Это глаголы.
2.Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск , возвр.фСЛАЙД.
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое).
- А как по вашему, что может обозначать возвр.ф.?
-Хотите узнать?
II. Формулирование проблемы.
На слайде строчки: (СЛАЙД)
– Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…
– Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Чуковский, «Мойдодыр».)
– Назовите глаголы в неопределённой форме. . Найдите среди них лишний глагол. (Нырять.) Почему он лишний? (Нет –ся на конце.)
– Что общего у всех остальных глаголов? (Есть -ся.) Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)
– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)
Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
- Запишем два предложения.
Сильный ветер качает ветви деревьев.
Ветви деревьев качаются.
-Выделите грамматическую основу.
Что заметили? В чем различие глаголов по смыслу? А на письме?
В первом предложении – действие выполняет ветер, оно направлено на другой предмет, на верхушки. Во втором предложении – действие
возвращается к действию самого предмета. Как могут называться такие глаголы? К глаголу присоединяется частичка –СЯ, она придает ему такой смысл, которого без нее не было, т.е. возвращение действия, которое обозначается суффиксом – ся.
Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?
(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.)
– Ответ на второй вопрос (Как называется такая форма глагола?) Вы найдёте самостоятельно на страничке учебника.
Вывод (СЛАЙД)
3.Исследование глагола.
-На столе у вас карточки разного цвета .Возьмите карточку зеленого цвета.
Прочитайте стихотворение.
Солнце сади[ца],
Струи[ца] води[ца].
Пти[ца] сини[ца ] в воду гляди[ца].
Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.
Солнце садится,
Струится водица.
Птица синица в воду глядится. (СЛАЙД)
Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?
( На карточке зеленого цвета- слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова, записаны буквами.)
-Сопоставьте произношение и написание этих одинаковых слов. Когда пишется –ца, а когда –тся, - ться. ( -ца только у имен существительных)
III. Открытие новых знаний.
Постановка проблемы. Работа в парах
Прочитайте глаголы на слайде и разделите их на две группы. (СЛАЙД)
Учиться, ленится, учится, лениться, бросится, броситься. Проверка.
-Почему глаголы пишутся по -разному с ь и без ь.
Отвечают на разные вопросы. В 1 столбике : что делать?, что сделать?. Вопросы неопределенной формы. Во 2 столбике: что делает?, что сделает?. Глаголы 3 лица.
-Составьте алгоритм написания ь знака в глаголах.
(проверка по слайду) ( СЛАЙД)
-Запомним правило. В сочетаниях –ться ь пишется, если глагол стоит в неопределенной форме и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?. Мягкий знак не пишется, если глагол стоит в 3 лице и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?
Физминутка.
Немного отдохнем .
Зрительная физминутка. Посчиайте сколько в ней глаголов с –ться. ( СЛАЙД)
(5 глаголов:кружатся,ложатся,не спрятаться, не скрыться, снится)
Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши:двигаться,смотрится,разговориться,пробежаться,приближается,прогуляться,разболелся,прислушаться)
2.Выведение правила написания -ться и -тся. Стихотворение.
-Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
И в глаголы его вносим.
IV. Развитие умений.
Закрепление по слайдам.(устно)
Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени боит…ся.
Всякий человек в деле познает…ся.
У него дело из рук валит...ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит…ся.
За все брат…ся – ничего не сделать.
ЗАГАДКИ:
Прежде, чем его мы съели, все наплакат…ся успели.(Лук)
Под полом таит…ся, кошки боит…ся.
ИГРА « Найди лишнее слово»
Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.
Собират…ся, считат…ся, ломает…ся,гневат…ся.
Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнуется.
V1. Самостоятельная дифференцированная работа:
Предлагаю вам работу по выбору. Перед вами три карточки с заданиями.
1 карточка - простые задания.
2 карточка - базовые задания.
3 карточка – задания повышенной сложности.
1карточка.
Списать, подчеркнуть в глаголах –ться, -тся.
Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться. Не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться- ничего не сделать.
2 карточка.
Вставьте пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделите орфограмму.
Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца],
уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.
3 карточка.
Восстановите пословицы, объясните правописание –тся, -ться.
Всякий человек а труса находит.
Смелого пуля боит…ся, по делу узнаёт…ся.
Всякое дело больше и спрашивает…ся.
С большого человека человеком и славит…ся.
Правильность ваших работ я рассмотрю при проверке тетрадей.
V. Итог урока. Рефлексия.
– Удалось ли выполнить задание?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Что мы с вами учились делать? С чем познакомились на уроке?
( Слайд) Сегодня ты искал, творил.
Знания новые открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко
Ты будешь выполнять.
Зажмите руку в кулак и……
Кому было интересно- разогните мизинец.
Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный.
Кто хорошо работал – средний.
Кто помогал работе в парах – указательный.
Кому урок понравился – большой.
VI. Домашнее задание.
1. Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему.
2. По выбору. 1) Найти и записать 5 пословиц с _ться, -тся.
2) Упражнение 217 стр. 104
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)
Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями; учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...
презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....
Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408
Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация
Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:
Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...