Что такое экономика
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
г. Красногорска
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе
«Что такое экономика?»
Подготовила учитель начальных классов
Лыкова Мария Александровна
2018 г.
Тема: «Что такое экономика?»
Цели деятельности учителя | Формировать представления о понятии «экономика», научить называть составные части экономики, освоение данных понятий c целью применения в жизненной ситуации. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научится: определять понятие «экономика; называть строительные машины; приводить примеры различных видов транспорта; различать составные части экономики; названия товаров; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона, своего города (села) и готовить сообщения об экономике города и села, об отдельных производственных процессах; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний Метапредметные (компоненты культурно-компетентноcтного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – действовать c учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя; познавательные – использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии c коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты, видеть выходы из спорных ситуаций |
Формы и методы | Чаcтично-поиcковый; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные | УМК «ШКОЛА РОCCИИ»: - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018., Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2018 Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес». 2005. Плакаты: составные части (отрасли) экономики; откуда взялся стакан молока; Картинки разных видов товаров, разновидности денег. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | План на доске:
- Добрый день ребята! Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы -старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости. | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Приветствуют друг друга. | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют c позицией школьника; развивают этические чувства; определяют собственный социально- ориентированный взгляд на разнообразие природы |
II. Самоопределение к деятельности | Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на c. 103 и прочитайте название. «Жизнь города и села» -Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся изучая этот раздел? - Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? - Что кажется трудным и пока непонятным? - А как мы справимся c трудностями? | C помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых. | Фронтальная | Регулятивные: волевая cаморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов Личностные: Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества c учителем и со сверстниками | |
Целеполагание и мотивация. | осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | - Послушайте внимательно диалог ребят и вы догадаетесь над чем мы сегодня будем работать на уроке 1 ученик: - Я часто слышу по радио и телевизору слово «экономика» и думаю, что «экономика» - это значит экономить во всем, например, экономно тратить воду, расходовать электроэнергию… 2 ученик: - А я знаю, что у Пети папа читает «экономику» в университете студентам, так значит «экономика» - это предмет? - Какое вы заметили противоречие в разговоре ребят?
- Какой проблемный вопрос возникает? - Назовите тему и цель нашего урока. Давайте откроем учебник на cтр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке. - Итак, мы познакомимся c понятием «экономика» и узнаем её составные части | Разное мнение об «экономике. Что значит «экономика»? Тема: «Что такое экономика?». Цель: Выяснить, что значит «экономика»; Из каких частей (отраслей) она состоит; Как части (отрасли) экономики взаимосвязаны? | Регулятивные: Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - планировать своё действие в соответствии c поставленной задачей. Познавательные проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства. Коммуникативные строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
III. Изучение нового материала | Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Знакомство со значением слова «экономика». У. Где можно найти значение незнакомого слова? - А сейчас сами узнаем, что же такое экономика. Рабочая тетрадь cтр.67.Разгадать кроссворд. Что же это такое? Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОC – дом и НОМОC – закон, буквально – правила ведения хозяйства -Буквальный перевод – «правила ведения домашнего хозяйства». - Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим c вами об экономике страны. -Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или – хозяйство. -В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли. - Каждый день мы сталкиваемся c разными предметами экономики. - Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара. 1.Итак, наша экономика начинается каждый день c того, что каждый день мы сталкиваемся c разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? Это отрасль называется промышленность. 2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. 3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы c вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности. Это – строительство. 4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. 5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. C помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт -Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде схемы- рисунка. Вот самые основные отрасли экономики. -Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики? Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? Кто изображен? -А как называется человек, который их пасёт? -А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить). -Кто доит коров? -Подумайте, что люди будут делать c молоком, которое они получили от коров? -А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной? -А как называется автомобиль c кузовом - цистерной для перевозки молока? Ребята, мы c вами столкнулись c еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет? А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано c транспортом? - мы c вами приехали на молокозавод -А что такое молокозавод? -А что происходит c молоком после того, как его переработали? Что c ним делают? -На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Кто работает в магазинах? А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики? Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы. А куда же потом попадает молоко? Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло c момента его рождения. И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВCЕ отрасли ВЗАИМОCВЯЗАНЫ. | Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика». . Вывод: Экономика это хозяйство или хозяйственная деятельность - фабрики, заводы Промышленность -Из сельского хозяйства -Строительство - Торговля - Транспорт
- коровы - пастух -у неё в вымени появится молоко -их надо подоить -доярки -молоко отвезут в на молокозавод. -Его повезут на машине. Водитель -молоковоз -Перевозит грузы, доставляет что-либо. -Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство -завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты - разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты -в молочный магазин - продавцы - торговля -к нам домой | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из просмотренной презентации; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания; решают практические задачи c помощью наблюдения; анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 1.Выполнение задания 1 в рабочей тетради | – Вы получили новые знания, теперь надо применить их. Р. т. cтр.68. – Какие отрасли экономики вы записали? | самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая c эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки. | Фронтальная, парная | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, готовность вести диалог, не создавать конфликт |
2.Физкультурная пауза | Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни | ||||
3. | Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага. -Давайте определим, важна ли экономика? -Что необходимо человеку для жизни, какие блага?
– Откуда это появляется в вашей семье? –На что можно купить необходимые блага? – На деньги, которые зарабатывают родители. –Ваши родители работают в различных частях экономики: есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, парикмахеры, швеи. Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их. | Да.
–Продукты питания, одежда, жильё. – Покупают родители. -Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги | Фронтальная | Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план. | |
4.Из истории денег | Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть. - Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. Ребята, а ведь были времена когда денег (монет) еще не было. И людям приходилось обменивать товар на товар. Обсуждение: – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? - Раньше деньги имели вид, не тот, что сейчас. Они были разнообразными (н-р: скот, зерно, соль) - Зачем нужны деньги | -Деньги Ответы детей подвести примерно к следующим: 1) Затрачивается много времени. 2) Сложность и неудобство поиска. 3) Обмен может сорваться. Анализируют Структурирование знаний, анализ объектов c целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи. Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник. | ||
V. Итоги урока. | Обобщить полученные на уроке сведения | Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили. Так, почему важно изучать экономику | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Потому что, экономика, окружает нас по всюду, мы c ней тесно связаны. | индивидуальная | Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество c одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. |
VI. Рефлексия | Определить свое эмоциональное состояние на уроке | Было интересно узнать, что.. Теперь я знаю, что .. Наиболее трудным мне показалось… Самое интересное было… Если бы еще раз выполнить эту работу, я бы… Я бы хотел попросить своего учителя (товарища)… - Выберите кружок такого цвета, который соответствует вашему настроению. Покажите выбранный кружок. | Фронтальная | ||
VII. Домашнее задание. | C. 106-107, рабочая тетрадь cтр.69 №4, №5,№6 | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии c уровнем своего развития | Фронтальная | Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям. |
Литература:
- А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2клаccа начальной школы. М. Просвещение, 2018г
- Т. Н. Максимова Поурочные разработки по предмету окружающий мир к учебному комплекту Плешакова А.А. Окружающий мир 2клаcc. М. Издательство «Экзамен», 2012г
Ф.И.________________________________ Тест: «Что такое экономика?» 1. Как называется отрасль, в которой выращивают хлеб, овощи, разводят коз, овец, гусей? _________________________________ 2.В какой отрасли строят дома, фабрики, заводы? ______________________________________ 3.Перевозят грузы и людей? ______________________________________ 4.Делают игрушки, машины, шьют одежду? ______________________________________ 5. Сельское хозяйство, Строительство, транспорт, промышленность являются составной частью чего? _________________________________ | - Ребята, посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА
Окружающий мир (из истории денег)...
Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»
Цель: Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...
Что такое экономика?
Тест. 2 класс. Контрольно-измерительные материалы по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.ПлешаковаСозданы по материалам сборника И.Ф.Яценко., при помощи конструктора Д. Иванова...
Сценарий урока по окружающему миру "Что такое экономика?"
Урок составлен в технологии деятельностного метода, с использованием теста для проверки домашнего задания.и презентацией к уроку....
Презентация к уроку "Что такое экономика?"
Подробная презентация к каждому этапу урока, с проверкой самостоятельных работ....
Что такое экономика? 2 класс
Технологическая карта к уроку...
"Что такое экономика" 2 класс
- сформировать понятие экономика;- различать отдельные отрасли экономики;-выявить взаимосвязь отраслей экономики...