Социально - бытовой ориентир.
рабочая программа (4 класс)

Абросимова Анастасия Андреевна

АОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-_bytovye_orientiry.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 163»

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Социально – бытовая ориентировка»

4 класс

Фамилия, имя обучающегося:

Дата рождения: 

Класс:

Учитель-дефектолог А.А. Абросимова                                                                                                                                                                                                             

 

г. Зеленогорск

2018-2019 уч.г. 

 

1. Пояснительная записка

1.Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:

  • Положение о рабочей программе рабочего курса, предмета МБОУ – ООШ с. Розовое Советского района Саратовской области.
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 класса /А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др./ 8-е изд. –М.: Просвещение, 2013г.,176с.

Программа содержит обязательный минимум образования, учебный план и программа предусматривают  1 час в неделю, что составляет 34 часа в год

1.2.Цели и задачи курса:

Цель: Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития. 

Задачи:

  • расширять жизненный опыт учащихся;
  • воспитывать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
  • учить бережному отношению к продуктам, вещам, оборудованию.
  • развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

2. Общая характеристика курса

СБО – это специальные коррекционные занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Данная программа предназначена для учащегося 2 «а» класса, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью (индивидуальное обучение), составлена с учетом его познавательных нарушений. После проведенного обследования программа составляется исходя из полученных результатов, а так же каждый урок может корректироваться, переноситься на необходимый момент с учетом особенностей развития ребенка.

2.1 Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия способствуют усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащихся.

2.2 Преемственность курса, с точки зрения целей общего образования с опорой на концепцию, соответствующего ФГОС, современных требований выпускнику.

Решение названных задач обеспечит младшему школьнику с детей с тяжелой умственной отсталостью обрести уверенности в себе и своих силах. На каждое занятие подбирается материал, соответствующий примерному предметному содержанию программного материала и носящего развивающий характер, создается ситуация успеха.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения занятий с практикой и актуальными проблемами современности по курсу «СБО» - занятия  направленные на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Данные навыки необходимо формировать у детей с первых дней их пребывания. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа, практикумы и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.

2.4. Особенности построения курса. Программа по СБО составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем СБО обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач, объединенных в систему развивающих занятий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач (от простого к сложному). Содержание материала переплетается с предметами, изучаемыми на данной ступени обучения.

3. Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с индивидуальным учебным планом учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелой умственной отсталостью, курс коррекционно-развивающих занятий входит в число индивидуальных коррекционных занятий, согласно приказу МБОУ «СОШ №163». Из расчета на 34 часов в год, 1 занятие в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.1.Описание важности курса занятий. Занятия  направленны на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, формирование навыков самообслуживания, соблюдения гигиены, морально-этических норм и правил поведения в окружающей среде.

4.2. Ценностные ориентиры содержания курса занятий.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

4.3. Особенности обучающегося.

У учащегося низкий уровень навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства не развиты, ребенок не ориентируется в окружающей среде, не развита речь, Ребенок находится постоянно с родителями. Отсутствует самостоятельность. Не выдерживает учебную нагрузку. Программный материал не усваивает. Ребенок продолжает адаптироваться в учебном процессе. Не выполняет осознанно правила поведения и требования педагога. Родители «заставляют »ребенка работать, что вызывает у ребенка ярость и негативизм. В связи с этим, необходимо помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, научить ребенка общаться со сверстниками. Способствовать их усовершенствованию.

5.Результаты изучения курса.

5.1 Личностные результаты:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 · освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

 · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

5.2 Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

 - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

5.3 Предметными результатами изучения курса «СБО» является сформированность следующих умений:

- в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;

-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.

5.4.Система оценки результатов.

Система оценки результатов развития познавательных процессов учащегося предполагает проведение диагностик: Входящих(первичных), динамического наблюдения, текущей и этапной диагностики, итоговой. А так же в течении учебного (по необходимости) наблюдение за выполнением предложенных заданий, устный опрос, письменные работы.

6. Содержание учебного предмета «Социально- бытовая ориентировка» 34 ч. (1 час в неделю)

6.1 Наименование разделов программы:

Культура поведения

5

Жилище.

4

Семья

3

Одежда и обувь.

2

Торговля

5

Транспорт

4

Личная гигиена.

6

Питание

5

6.2. Перечень изучаемого материала

Культура поведения

Жилище

Значение жилища в жизни человека. Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, коттедж и т.д.). Жилой дом. Его устройство. Подсобные помещения. Квартира. Варианты квартир. Подсобные помещения. Домашний адрес. Гигиенические требования к жилому помещению; меры по их обеспечению. Повседневная уборка жилья: сухая, влажная. Средства по уходу за жилищем. Пылесос. Техника безопасности. Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Средства ухода за мебелью.

Одежда  

Виды одежды, назначение. Сезонная одежда. Головные уборы, назначение. Хранение одежды. Повседневный уход за одеждой. Сушка, уход за сезонной одеждой. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц, вешалки, крючков, зашивание распоровшегося шва на одежде). Моющие средства для стирки белья (мыло, стиральный порошок). Стирка мелких предметов одежды.

Транспорт

Виды городского транспорта. Правила пользования городским транспортом. Маршрут в школу и из школы. Поведение в транспорте, поведение на улице. Правила дорожного движения. Железнодорожный вокзал. Правила поведения на железной дороге.

6.3. Перечень диагностик. не предусмотрено.

6.4. Направления проектной деятельности-не предусмотрено.

6.5. Использование резерва учебного времени:не предусмотрено

7.Учебно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

п.п.

Название раздела программы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

Культура поведения

5

Изучение правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей.

Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

Гигиенические требования к жилому помещению

Регулярность уборки жилых помещений

2

Жилище.

Семья

4

3

3

Одежда и обувь.

Торговля

2

5

Подбирать одежду по сезону

Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)

4

Транспорт

4

Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы

Правила пользования городским транспортом

5

Личная гигиена.

Питание

6

5

Гигиенические требования к своему телу, одежде,

Правила поведения за столом, назначение кухонной посуды. Режим дня.

Итого

34

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный,1-4 класса /А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др./ 8-е изд. –М.: Просвещение, 2013г.,176с.

  1. «Воспитание  и  обучение  детей  с  тяжелой  интеллектуальной недостаточностью» А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Москва «Академия», 2003г.

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый

Минимальный

Обучающиеся должны уметь:

Культура поведения

  • Употреблять правильные речевые обороты при разговоре с разновозрастными группами людей
  • Вежливо обращаться в различных ситуациях с просьбой или вопросом к младшим, взрослым и сверстникам.
  • Соблюдать правила поведения в школе, в общественных местах и транспорте
  • Правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.

Жилище

  • Значение и виды жилых помещений в городе
  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение
  • Гигиенические требования к жилому помещению
  • Регулярность уборки жилых помещений
  • Правила техники безопасности при работе с моющими и чистящими средствами, при работе с пылесосом

Одежда

  • Подбирать одежду по сезону
  • Различать одежду в зависимости от назначения (повседневная, праздничная, спортивная, домашняя)
  • Сушить мокрую одежду
  • Чистить верхнюю одежду
  • Стирать вручную мелкие предметы одежды

Транспорт

  • Основные виды общественного транспорта, которыми они пользуются по дороге в школу и из школы
  • Правила пользования городским транспортом
  • Стоимость проезда и виды оплата проезда в городском транспорте
  • Маршрут проезда до школы и обратно
  • Правила дорожного движения

Обучающиеся должны уметь:

Культура поведения

  • Слова – обращения, употребляемые при встрече и расставании
  • Формы обращения с просьбой, вопросом
  • Правила поведения в общественных и культурных местах
  • Правила поведения за столом
  • Правила поведения в доме, в семье

Жилище

  • Значение и виды жилых помещений в городе
  • Виды подсобных помещений в жилых помещениях и их назначение

Одежда

  • Виды одежды
  • Правила ухода за одеждой
  • Правила ручной стирки

Транспорт

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте и на остановке (правила входа и выхода, поведение в салоне, покупка билетов)

Календарно - тематическое планирование: СБО, 4 класс, 2018 -2019 уч. год

урока

Изучаемая тема

Тема урока

Дата

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1 четверть – 9 ч.

1

Личная гигиена

(6ч)

Личная гигиена

5.09

2

Последовательное выполнение туалета

12.09

3

Периодичность и правила чистки ушей

19.09

4

Правила освещённости рабочего места

26.09

5

Охрана зрения при чтении

3.10

6

Правила ухода за кожей рук и ног

10.09

7

Одежда и обувь

(2ч)

Виды одежды и обуви, их назначение

17.09

8

Правила ухода за одеждой и обувью

24.09

9

Питание

(5ч)

Значение питания

31.09

2 четверть – 7 ч.

10

Техника безопасности работы режущими инструментами

14.11

11

Виды блюд, не требующих тепловой обработки

21.11

12

Правила сервировки стола

28.11

13

Правила мытья посуды, уборка помещения

5.12

14

Семья

(3ч)

Родственные отношения в семье

12.12

15

Состав семьи, имена, отчества, фамилии и их возраст

19.12

16

Правила поведения на уроке и перемене

26.12

3 четверть – 11 ч.

17

Культура поведения

(5ч)

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя, стоя

9.01

18

Правила поведения при встрече и расставании

16.01

19

Формы обращения с просьбой, вопросом

23.01

20

Правила поведения за столом

30.01

21

Вежливые слова

6.02

22

Жилище

(4ч)

Виды жилых помещений в городе и селе.

13.02

23

Различие жилых помещений

20.02

24

Почтовый адрес своего дома

27.02

25

Правила организации рабочего места школьника

6.03

26

Транспорт

(4ч)

Основные транспортные средства имеющиеся в городе, селе

13.03

27

Наиболее рациональный маршрут проезда до школы

20.03

4 четверть – 7 ч.

28

Количество времени, затраченное на дорогу, пешеходный маршрут

3.04

29

Правила передвижения на велосипеде

10.04

30

Торговля

(5ч)

Виды магазинов

17.04

31

Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции

24.04

32

Правила покупки товаров

8.05

33

Стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп

15.05

34

Закрепление пройденного материала

22.05

ИТОГО: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе

Планирование по социально- бытовой ориентировке в 3 классе в школе 4 вида...

Презентация к уроку социально - бытовая ориентировка тема"Экономика домашнего хозяйства", 8 специальный класс

данная презентация может использоваться на нескольких уроках по теме "экономика домашнего хозяйства2...

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке для учащихся специальных коррекционных школ 8 вида на тему "Продовольственный магазин. Покупка продуктов"

На данном уроке дети расширяют представления о видах магазинов и разнообразии товаров, формируется положительный интерес и способность к сотрудничеству со взрослыми и друг с другом....

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения на корреционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Воспитанники специальных (коррекционных) образовательных учреждений нуждаются в том, чтобы быть максимально интегрированными в общество и  одной  из целей образования лиц с ограниченны...

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Тема по самообразованию: «Формирование социально-значимых навыков у детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) на уроках социально-бытовой ориентировки»

Формирование социальных навыков на уроках социально-бытовой ориентирови у детей с умеренной умственной отсталостью...