Урок по шахматам 2 год обучения
план-конспект урока (2 класс)
Конспект урока шахмат во 2 классе по теме:
«Тактический прием «сквозной удар».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 277 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Тематический прием «сквозной прием»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием с новым тактическим приемом «сквозной удар», выполняемым слоном, ладьей, ферзем.
Задачи:
Образовательные - познакомить с понятием «сквозной удар», повторить тактический прием «ловля фигуры»;
Развивающие – развивать умение дидактические задания, умение находить правильные ходы, развивать внимание и наблюдательность;
Воспитательные – воспитание интереса к шахматам.
Оборудование : учебник Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматы в школе . Второй год обучения.» М, « Просвещение», 2017 г.; демонстрационная доска, индивидуальные шахматные доски ( по одной на парту).
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок…
2. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, начинаем наш урок!
Шахматы – это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы – это обучение,
Шахматы - это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей! (Даниленко Н.А.)
- Поможем друг другу - вспомним : какие шахматные фигуры мы знаем.
- Поиграем в «Волшебный мешочек».
- Ваша задача, ощупывая предмет в мешочке, узнать шахматную фигуру, рассказать всё, что вы знаете о ней. Остальные слушают, добавляют или исправляют информацию о фигуре (название, место расположения, правила хода, правила рубки, стоимость, количество на доске).
( Учитель располагает названные фигуры на шахматном поле большой демонстрационной доски, а ученики на индивидуальных досках.)
3. Постановка цели урока.
- Ребята, какя фигура на шахматной доске главная? ( Король)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом нападения – это нападение на короля.
4. Знакомство с новым материалом.
- Откройте учебники на стр. 102.
- Прочитайте, как называется такой вид нападения? ( Шах)
- Шах – это нападение на неприятельского короля. Король находится под шахом, означает, то есть - под боем фигуры противника. Король в этом случае должен защититься.
- Уважаемые дети, запомните, что шах дают, а не ставят. Выражение «поставить шах» - опытные игроки не применяют.
- В шахматной нотации шах обозначается знаком « +».
- Рассмотрим диаграмму № 1 ( см. Приложение)
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).
. Шах можно поставить любой фигурой , кроме короля.
Под шахом король не может оставаться.
- Что же нам надо делать? («Спасать» короля).
- Правильно! Сегодня мы узнаем, какими способами будем защищаться от шаха.
- Спастись от шаха можно тремя способами:
1) Король уходит из-под шаха.
2) Берется атакующая фигура (Конечно, если это возможно).
3) Короля закрывает другая фигура (Это защита не годится при шахе конём и пешкой).
-Рассмотрим все способы.
- Диаграмма № 2 (см. Приложение) Рассмотрение начинаем с очереди хода. От этого зависит правильность решения.
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).
- Так можно увести короля из – под шаха .
- Диаграмма № 3 (см. Приложение)
- Побить ( «взять») атакующую фигуру.
- Диаграмма № 4 ( см. Приложение).
- Перекрыть линию удара ( закрыть короля).
Динамическая пауза ( под музыку).
Руки вверх по вертикали,
Руки вверх по диагонали,
Руки в стороны по горизонтали,
Руки вниз по диагонали,
Руки вниз по вертикали.
5. Первичное закрепление.
Расставим позицию так же, как на диаграмме № 5 (см. Приложение). Надо найти лучшую защиту от шаха.
- Чей ход на диаграмме? ( Ход чёрных).
- Покажем первый способ – увести короля из- под шаха.
Чёрный король может отойти из – под шаха на поле b 8.
( Учитель показывает на демонстрационной доске, ученики – у себя на индивидуальных досках).
- Вернём чёрного короля на поле a8. Второй способ защиты- «побить» фигуру, которая нападает на короля.
- Какой фигурой сможем побить ферзя белых? ( Ферзем и конём).
- Третий способ. Вернём чёрного короля на поле a8.
- Какой фигурой можем перекрыть линию удара? ( Только чёрный ферзь может защитить своего короля и пойти на поле b7).
- Запомним три способа защиты от шаха:
1) УЙТИ
2) ЗАКРЫТЬСЯ
3) СЪЕСТЬ
- Какая защита будет лучшей в этой позиции? (Работа в парах, обсуждение вариантов: Kpb8- уйти? Фb7- закрыться? Ф:c6 или К:c6- съесть?)
- Лучший вариант- К:c6.
Динамическая пауза.
Шахматам учусь я в школе
Наш учитель мной доволен
Проиграть я не боюсь
Все умнее становлюсь.
Я пока и не гроссмейстер
И не чемпион страны
Но играю каждый день я
Мне ведь шахматы нужны.
Шахматам учусь я в школе
Тренирую памятью волю
В дождь, и в ветер и в мороз
Выхожу я, бегать кросс.
Если зря не зазнаваться
Каждый день тренироваться
Бегать, прыгать, в шахматы играть
Сильным чемпионом можно стать!
6. Закрепление и самостоятельная работа.
- А теперь задача, которую вы должны решить !
Диаграмма № 6 ( см. Приложение)
(Учитель располагает фигуры на демонстрационной доске, учащиеся - у себя на индивидуальных досках).
- Как могут защитить своего короля черные от нападения?
Выберем лучший способ. ( Работа в парах, обсуждение способов защиты).
- 1) УЙТИ ( Крg7)
2) ЗАКРЫТЬСЯ (Сf8)
3) СЪЕСТЬ ( С:b8)- самый удачный способ
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Закончите предложения.
Король с королём не… ( не встречаются).
Шах – это нападение… (короля).
- Назовите три способа защиты от шаха
- Чему вы научились сегодня на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- За что вы можете похвалить себя?
Закончите предложения:
Я узнал (а) ------------------------------------------
Я научился (лась) -------------------
Я хочу рассказать родителям ----------------------
Приложение
Диаграмма №1
Диаграмма №2
Диаграмма №3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5
Диаграмма № 6
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
- Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. «Шахматы в школе . Первый год обучения.» М, « Просвещение», 2017 г.
- Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения» М, «Просвещение», 2018 г.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся/Пер. с чеш. Е.И. Ильина, Н.Н. Попова; Ил. К. Франты.- М.: Просвещение, 1983. – 128с., ил.
4.Сайт https://lichess.org/editor
5. Сайт https://www.chess.com/ru
Рефлексия. (Слайд № 18)
- Что же интересного и нужного дал нам сегодняшний урок. Закончите предложения. (Учащиеся выполняют задание письменно на листочках.)
Я узнал (а) ------------------------------------------
Я был (а) удивлён(а) тем, что -------------------
Я хочу рассказать родителям ----------------------
Для меня храм – это ----------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шахматные фигуры»
Открытый урок предназначен для обучения шахматам младших школьников по программе федерального курса "Шахматы - школе", первый год обучения...
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»
Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....
ОТКРЫТЫЙ УРОК по шахматам по теме: «Шах. Двойной шах. Открытый шах.»
Урок предназначен для обучения по шахматам в первый год обучения по программе федерального курса "Шахматы - школе"....
Урок по шахматам 3 год обучения
Конспект урока по шахматамв 3 классе по теме "Тактический прием "отвлечение"...