Рабочая программа по в/д "Занимательная робототехника", 4 класс
рабочая программа (4 класс)

Кузнечихина Галина Сергеевна

Рабочая программа+КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_robototehnika_4v.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

городского округа Электросталь Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4»

(МОУ «Гимназия № 4») 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия № 4»

                                                                                                                     _________ И.И. Шеляпина

Приказ № 096 ОД/ОВ

от «30» августа 2016 г.

Рабочая программа

 по внеурочной деятельности

«Занимательная робототехника»

  4 «В» класс

(общеинтеллектуальное направление)

Составитель:

 Кузнечихина Галина Сергеевна,

учитель начальных классов первой категории

                                                           

2016 г.

I.  Пояснительная записка

 Нормативное основание составления рабочей программы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010  № 189  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.11);

- Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010   № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 № 1644  «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от   17 декабря 2010г.  № 1897  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта   2014г.  № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2014 г. N 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2013г. № 1047».

   Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с:

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки  Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Министерстве юстиции России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785 (в редакции приказов Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 августа 2011 г. № 2357);

- учебным планом МОУ «Гимназия № 4» на 2016-2017 учебный год, утверждённым педагогическим советом  (Протокол № ____от __________2016 года);

- методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области/ В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко - М.: АСОУ, 2012 г.

   Рабочая программа разработана на основе:

-основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия № 4».

             Концептуальные положения и принципы (подходы) формирования рабочей программы.

    В соответствии с  видом общеобразовательного учреждения, миссией, целями и задачами, социальным заказом  гимназии внеурочная деятельность «Занимательная робототехника»  изучается  в 4  классе в объеме  35  часов (1 час в неделю).

Цели рабочей программы:

            Развитие способностей детей, проявляющих интерес к робототехнике, реализация их творческих идей через конструирование, программирование и исследования моделей с использованием современных компьютерных технологий

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.

II. Общая характеристика учебного предмета, курса

            Программа курса «Образовательная робототехника» может быть использована для организации внеурочной деятельности для учащихся 4 классов основной школы. В курсе

2

«Образовательная робототехника» рассматриваются задачи по созданию реально действующих моделей роботов, управление которыми осуществляется путём простейшего программирования. Освоение такой среды позволяет решить проблемы, связанные с возрастными особенностями учащихся, обусловленные недостаточным уровнем развития абстрактного мышления, существенным преобладанием образно-визуального восприятия над другими способами получения информации. Программа курса рассчитана на 35 часов, но возможно увеличение курса за счет варьирования заданий из книги проектов или создания собственных моделей.

             Новизна программы заключается занимательной форме знакомства обучающегося с основами робототехники, радиоэлектроники и программирования микроконтроллеров для роботов шаг за шагом, практически с нуля. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания и микроконтроллеры NXT.

             В ходе работы на занятиях кружка обучающиеся получают первые представления о робототехнике, смогут построить робота, находящего выход из лабиринта, ориентирующегося на источник света и звука, ультразвуковой дальномер.

             Первая часть программы посвящена изучению режиму управления (даны готовые программы,  в которые необходимо внести изменения, удовлетворяющие заданным условиям). На данном этапе учащиеся рассматривают проект «Помощник диск-жокея». В рамках второй части программы «Образовательная робототехника» рассматривается режим управление (программы создаются на основе данных шаблонов) и одна из моделей книги проектов (например, автомобиль или помощник диск-жокея), затем - создание собственных программ в режиме конструирования.

              В ходе изучения новых видов деятельности (конструирование и моделирование),  у учащихся появляется возможность не только углубить и расширить предметные знания по устройству компьютера, понятие алгоритма, исполнители алгоритмов, команды исполнителей, но и сформировать универсальные учебные действия: умение выбрать и сформулировать задачу, построить план достижения цели - программу для управления роботом, проанализировать достижение цели, откорректировать ошибки в программе, представить свои достижения. При обучении данной темы, открываются воспитательные возможности, так возможность спрогнозировать результат своей деятельности, ощущение хорошо выполненного дела вызывает у учащихся желание продолжать и совершенствовать свою работу, что в свою очередь является средством мотивации развития интереса к программированию. Деятельность по конструированию и моделированию способствует воспитанию активности школьников в познавательной деятельности, развитию высших психических функций (повышению внимания, развитию памяти и логического мышления), аккуратности, самостоятельности в учебном процессе.

             Программа внеурочной деятельности школьников по техническому творчеству для начальной ступени общего образования «Робототехника» основывается на принципах природсообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс технического творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

             Принцип культуросообразности предполагает, что техническое творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

              Трактовка принципа коллективности применительно к техническому творчеству предполагает, что техническое образование, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа и даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных

3

самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

              Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в технической деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование технических моделей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

              Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

              Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» обучающегося в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия.

              В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности.

             Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

Каждое занятие имеет несколько этапов:

1.        Установление взаимосвязей.

2.        Конструирование.

3.        Рефлексия.

4.        Развитие.

5.        Решение «задач из жизни».

1.        Установление взаимосвязей

Каждое занятие начинается с короткого рассказа, который помогает детям понять проблему и попытаться найти самый удачный способ её решения.

2.        Конструирование

На этом этапе начинается собственно деятельность – дети собирают модели по инструкции. При этом реализуется известный принцип «обучение через действие». Обучающиеся получают подсказки о том, как провести испытания модели и убедиться, что она функционирует в соответствии с замыслом.

3.        Рефлексия

Обучающиеся проводят научные исследования с помощью созданных ими моделей.

В процессе этих исследований они получают «пищу для ума» - учатся делать выводы и сопоставлять результаты опытов, а также знакомятся с такими понятиями, как измерение, скорость, равновесие, механическое движение, конструкции, сила и энергия. Результаты опытов представляются в таблице «Рабочих бланков». Опыты рекомендовано повторять несколько раз, поскольку их результаты могут различаться. Из «Рабочих бланков» составляется «Дневник исследователя».

4.        Развитие

Творческая активность обучающихся и полученный ими опыт рождают у них идеи для продолжения исследований. Они будут экспериментировать, менять свои модели, усовершенствовать их, придумывать с ними игры.

5.        Решение «задач из жизни»

В разделе «Требования к конструкции» указано, каким требованиям должна удовлетворять создаваемая детьми модель. Чтобы поставленная задача была решена. Модели, сконструированные учениками самостоятельно, фотографируются, дети дают подробное объяснение, как они пришли к такому решению.

4

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на один учебный год – 35 часов. Занятия проводятся один раз в неделю. Основной вид деятельности – групповой.

III. Результаты освоения предмета 

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • определять, различать и называть детали конструктора,
  •  конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
  •  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.
  •  умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
  •  уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих знаний и умений:

Обучающийся научится

  • знать простейшие основы механики;
  •  различать виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
  • понимать технологическую последовательность изготовления несложных конструкций

Обучающийся получит возможность научится

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
  • реализовывать творческий замысел.

IV. Содержание учебного предмета, курса

  1. Вводное занятие

Понятие робототехники. Конфигурация и функционирование микрокомпьютера NXT. Основы конструирования. Знакомство с конструктором ЛЕГО. Техника безопасности при работе с деталями. Правила сборки комплектов конструктора. Техника безопасности при работе с компьютером.

  1. Основы конструирования

Простейшие механизмы. Названия и принципы крепления деталей.  Виды не моторизированного транспортного средства. Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение. Ременная передача, блок. Колесо, ось.

5

Центр тяжести. Измерения. Решение практических задач и принципы крепления деталей. Построение «фантастического» животного. Строительство высокой башни. Конструирование механизмов, передач и подбор, и расчет передаточного отношения. Построение не моторизированного транспортного средства.

  1. Моторные механизмы

Виды моторизованного транспортного средства. Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока. Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы. Конструирование механизмов и роботов (стационарные моторные механизмы, одномоторный гонщик, преодоление горки, робот-тягач, СУМОтори, шагающие роботы, маятник Капицы).

  1. Введение в робототехнику

Знакомство с контроллером NXT и RCX. Встроенные программы. Датчики. Среда программирования. Стандартные конструкции роботов. Колесные, гусеничные и шагающие роботы. Решение простейших задач. Цикл, Ветвление, параллельные задачи. Конструирование и программирование моделей (одномоторная тележка, двухмоторная тележка, колесные, гусеничные и шагающие роботы).

  1. Основы управления роботом

Эффективные конструкторские и программные решения классических задач. Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр. Конструирование, программирование и тестирование моделей.

  1. Игры роботов

Изучение правил игры в боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств. Использование удаленного управления. Простейший искусственный интеллект. Проведение состязаний, популяризация новых видов робоспорта.

6


V. Календарно – тематическое  планирование

                                                                               4 «В» класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Теория

Практика

1-2

Понятие робототехники. Вводный инструктаж. Охрана труда.

2

-

02.09.16. 09.09.16.

3

Законы робототехники.

1

-

16.09.16.

4

Основы конструирования.

1

-

23.09.16.

5-6

Простейшие механизмы. Принципы крепления деталей.

1

1

30.09.16. 07.10.16.

7-8

Рычаг. Зубчатая передача: прямая, коническая, червячная. Передаточное отношение.

1

1

14.10.16. 21.10.16.

9

Ременная передача, блок.

1

-

28.10.16.

10-11

Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения.

1

1

11.11.16.

18.11.16.

12

Редуктор. Понижающая и повышающая передача.

-

1

25.11.16.

13-14

Механизмы с использованием электромотора и батарейного блока.

1

1

02.12.16.

09.12.16.

15-16

Роботы-автомобили, тягачи, простейшие шагающие роботы.

1

1

16.12.16.

23.12.16.

17

Введение в робототехнику. Знакомство с контроллером NXT.

1

-

13.01.17.

18

Встроенные программы. Датчики.

1

-

20.01.17.

19-21

Среда программирования. Стандартные конструкции роботов.

1

2

27.01.17.

03.02.17.

10.02.17.

22-23

Колесные, гусеничные и шагающие роботы.

1

1

17.02.17.

24.02.17.

24-26

Решение простейших задач. Цикл. Ветвление, параллельные задачи.

1

2

03.03.17.

10.03.17.

17.03.17.

27-28

Основы управления роботом.

1

1

24.03.17.

07.04.17.

29

Эффективные конструкторские и программные решения классических задач.

-

1

14.04.17.

30

Эффективные методы программирования: регуляторы, события, параллельные задачи, подпрограммы, контейнеры и пр.

-

1

21.04.17.

31-32

Игры роботов. Боулинг, футбол, баскетбол, командные игры с использованием инфракрасного мяча и других вспомогательных устройств.

-

2

28.04.17.

05.05.17.

33

Использование удаленного управления.

-

1

12.05.17.

34

Простейший искусственный интеллект.

1

-

19.05.17.

35

Проведение состязаний, популяризация новых видов робоспорта.

-

1

26.05.17

Итого:

                             35 часов

Описание учебно-методического и материально- технического

обеспечения образовательного процесса

Наборы образовательных Лего-конструкторов:

  • Базовый набор LEGO MINDSTYORMS Education EV3, арт. 45544
  • Ресурсный набор LEGO MINDSTYORMS Education EV3, арт. 45560

Поля; роботодром.

Программное обеспечение:

  • LEGO® MINDSTORMS® EV3;
  • LEGO DIGITAL DESIGNER;

Компьютеры (Ноутбуки);

Проектор;

Интерактивный практикум ROBOLAB.


         

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов

от «30» августа  2016 г.   № 1

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________/О.В. Богданова/

«30» августа 2016 г.

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по робототехнике ФГОС 4 класс

Программа «Робототехника и легоконструирование» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

рабочая программа по робототехнике

внеурочная деятельность...

Рабочая программа "Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0 Построй свою историю"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   В основе курса «Построй свою историю» лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности у...

Рабочая программа «Образовательная робототехника. Lego WEDO 2.0»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Комплект LEGO® Education WeDo 2.0 составлен в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и помогает...

Рабочая программа курса "Робототехника"

Рабочая программа разработа для педагогов, работающих в 3 классе по курсу внеурочной деятельности "Робототехника"....

Рабочая программа «Основы робототехники»

Рабочая программа факультатива внеурочной деятельности. Данная рабочая программа рассчитана на 272 часа: 34 часа (1 ч. в неделю) в 1 – 2 классах, 68 часов (2 ч. в неделю) для углубленного изучен...