Обзорная экскурсия по школьному музею
методическая разработка
Обзорная экскурсия по музею традиционной культуры Курского края МБОУ "СОШ № 46" г. Курска. Экскурсию проводят учащиеся, которые занимаются в детском объединении "Юный экскурсовод", работающем на базе школьного музея. Данная экскурсия проводится учащихся школы и их родителей, гостей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzornaya.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игуменова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска
Экскурсия по «Музею традиционной культуры Курского края»
(Звучит спокойная мелодия. Выходят три сестрицы, танцуют.)
(Появляются две сестрицы, бурно что-то обсуждая)
Ой, сестрицы дорогие,
Что же мы узнали!
Вы такого в свете чуда
Точно не видали!
В Курске – городе старинном
Небольшая школа есть.
А уж сколько в ней талантов
Нам во век не перечесть!
Там поют? И выступают.
И учёбой славятся.
Педагоги золотые!
Всем помочь стараются.
Ну и что же тут такого?
В Курске очень много школ.
Чем же эта отличилась?
Ты продолжи разговор.
У соснового у леса
Школа та построена.
Это значит, что здоровье
Берегут там смолоду.
Школа эта с каждым годом
Всё принаряжается.
Много грамот и медалей
В копилке прибавляется.
Чем же, милые сестрицы,
Школа ваша необычна?
Да, таланты, да, успех,
Сим не удивишь-то всех.
В самом сердце этой школы
Комната чудная.
Пусть размеров она средних
Но душой большая.
Вот поэтому мне школа
Всех милей и краше.
Есть музей там необычный –
Музей культуры нашей!
-А-а-а!!!... А вот бы посмотреть,
В музее очутиться.
Это разве в сладком сне
Может нам присниться. (Загрустили, опустив головы на ладони. Звучит музыка. Уснули. Кружась, перемещаются к своим экспозициям)
Ну а вы не стойте смирно
С нами отправляйтесь.
Мы во сне – экскурсоводы!
Присоединяйтесь.
Здравствуйте, уважаемые экскурсанты. Вы находитесь в «Музее традиционной культуры Курского края». Этот музей краеведческий, а значит, представляет нам экспонаты, которые относятся именно к нашей области.
Первая экспозиция посвящена курскому костюму. Вашему вниманию предлагаются образцы женских костюмов и элементы мужского. Женский костюм состоял из нескольких частей. Это завеска, или передник, который часто был самой украшенной деталью костюма. Украшение и материал завески строго соответствовал ансамблю костюма. Завеска могла быть поясной, то есть подвязывалась на талии. Но в нашей области был распространён высокий передник-завеска, который начинался от груди и крепился на шее и плечах шнурками. Его носили с сарафаном и с понёвой. Понёва – это несшитая юбка, которую подтыкали за пояс, чтобы показать прекрасную вышивку с её внутренней стороны. Это называлось носить понёву «кульком». Её носили замужние женщины. Подворачивали понёвы и на праздниках с целью показать богато вышитый подол рубахи. Шили понёву из чёрной или тёмно-синей шерсти, часто с узором в клетку. Особое внимание уделялось украшению боковых швов и подола.
Сарафан, в Курской губернии, был девичьим костюмом. Наиболее распространённым был косоклинный глухой сарафан с двумя-тремя клиньями по бокам и довольно широкими лямками. Шили его из чёрной шерсти – цвет курского чернозёма, украшали контрастными красными и жёлтыми лентами и позументом. Сарафаны других цветов предназначались для различных обрядов и праздников. Например, свадебный сарафан шили из красного шёлка.
Костюм подпоясывали. Узкие пояса – от 1 до 10 см назывались «покромка» и надевались к женской праздничной одежде, поверх рубахи, сарафана. Широкие пояса – кушаки – от 20 до 40 см шириной носили с верхней одеждой. При надевании пояс оборачивался несколько раз вокруг талии и завязывался концами назад. В сёлах, где не носили передник, концы завязывали спереди или сбоку.
Самым распространённым женским головным убором в нашем крае была лента-повязка. Кроме того носили кокошники, сороку, кичку, позатылень, которые обильно украшались вышивкой, бисером, кистями.
Мужской костюм состоял из брюк и рубахи. Перед вами рубашка с традиционным узором в клеточку. Обувались древние куряне в лапти – обувь, сплетённую из соломы, или специально обработанных частей дерева. Существовали как летние, так и зимние лапти.
Таким образом, костюм отличался многослойностью, горизонтальным членением силуэта, что зрительно расширяло фигуру.
Кроме костюмов в данной экспозиции представлены некоторые предметы быта, которые помогали содержать костюм в чистоте и красоте. Вы можете видеть старинный утюг.
- Как на ваш взгляд работал такой утюг?
Обратите внимание на то, что утюг беспроводной. Утюг нагревали так: либо ставили на горячее, например, печь, либо внутрь утюга насыпали горячие угли. Для стирки использовали рубель, на него клали мокрую одежду и оттирали её движениями сверху вниз. Сегодня рубель используют как музыкальный инструмент, играя на нём с помощью деревянных палочек или ложек (демонстрация).Ухват служил для того, чтобы доставать из печи горячую посуду, например, чугуны. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки – глиняными. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков. Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы и братины. Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой.
Это прялка – инструмент для прядения нитей или пряжи. Работа с прялкой была знакома каждой женщине и девушке и являлась самой трудоёмкой из всех работ, которые выполняла крестьянка.
- Какие ещё работы выполняли крестьяне? (Готовили, стирали, убирали, работали на полях, в садах, занимались разведением животных и т. д.)
Пряха могла сесть за работу в свободное время.
- А когда у неё могло быть свободное время? (Это было вечером или ночью.)
Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой. Иногда работа продолжалась за полночь. Для освещения они зажигали лучину – тонкую длинную щепку сухого дерева. Для безопасности рядом ставили бочку с водой. Поэтому готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 – 8 лет. Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которого – творение жизни, творение матери Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в неё всё то, что должно совершиться с человеком на земле.
После изготовления нити необходимо было преобразовать в полотно. Для этого использовали ткацкий станок, или кросно. На нём ткали скатерти, рушники, ткань для одежды. Делали станки в курских деревнях вручную без единого гвоздя. Такие были умельцы. И ткачихи им под стать – занимались ремеслом с детства. И легко управлялись с сотнями нитей, которые одновременно натягиваются при работе в каждом станке.
Следующая экспозиция также посвящена рукоделию, рушникам, вышивке. Традиционными узорами на рушниках – вышитых полотенцах - были растительные мотивы. Здесь мы видим в основном цветы. Направленные вверх, они символизировали удачу, прибыль, счастье. Традиционными цветами были красный, чёрный, сиреневый.
Сейчас мы переместимся в импровизированный «красный угол» нашего музея.
- Знаете ли вы, что такое красный угол?
Красный угол – главное место в доме, там находятся иконы, угол украшается рушниками. Красный угол был олицетворением зари. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. Гость, входя в дом, должен поклониться красному углу. В красный угол усаживали самых дорогих и почитаемых гостей.
- Знаете ли вы, чем у наших предков было принято встречать гостей?
- Караваем, хлебом-солью.
- Что такое каравай?
- Круглый украшенный хлеб, которым угощали гостей.
- Как вы думаете, чем украшали каравай?
- (Правильно) Его украшали различными элементами из теста. Одним из самых популярных является коса, которая окружает каравай по периметру. Кроме того, это различные цветы, листья и другие растительные мотивы.
- Сейчас караваи украшают ещё ярче, ещё разнообразнее: тестом, цукатами, ягодами и фруктами, декоративными элементами.
- Вы хотите украсить собственный каравай?
- Приходилось ли вам встречать караваем своих гостей?
- А попробовать хотите?
Перед вами заготовки каравая и элементы украшения. Пофантазируйте и с помощью клея-карандаша украсьте каравай.
- Где вы можете использовать такой каравай?
- Да, сегодня каравай – вещь довольно редкая, и встречается на очень значимых событиях.
- Вот бы чаще гостей встречали караваем! Душевно так, с теплотой…
Ай да гости, молодцы!
Украшали от души!
Караваи вкусные!
Настоящие русские!
- Поработали, можно и отдохнуть.
- Как отдыхали и развлекались славяне?
- (Правильно) Они организовывали игры, пели песни, играли на музыкальных инструментах. Именно им и посвящена наша следующая экспозиция.
Далее мы познакомимся с музыкальными инструментами. Но самый курский инструмент мы уже видели в первой экспозиции – это глиняная игрушка-свистулька. В Курской области есть два центра изготовления глиняных игрушек: посёлок Кожля, недалеко от Курчатова, и город Суджа. На нашей экспозиции представлена кожлянская игрушка. Основной узор для росписи – линия. Линии могут пересекаться, образуя клеточки, соприкасаться, образуя «ёлочки», идти параллельно друг другу. Другой вариант росписи – это цветовое пятно. Суджанские игрушки полностью коричневые. Для блеска их покрывают бесцветным лаком.
Теперь посмотрим на музыкальные инструменты…
-И пустимся в пляс!!!... (смеются)
И послушаем звучание каждого из них, а гости с нами потанцуют. Возможно, у кого-то из вас дома сохранился патифон, на котором слушали музыку, вставляя пластинку, и опуская на неё иголочку. Музыка могла звучать с небольшими помехами. Послушайте музыкальное произведение, записанное с патифона. На данном стиллаже всем знакомые ложки, гармонь, домра, кугиклы, трещотки.
Часто музыка и песни звучали во время игр. Мы предлагаем вам поиграть в игру «Селезень и утка». (объясняют правила)
Многие развлечения невозможно себе представить без главного народного игрища – хоровода. В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. К праздничным хороводам готовились заранее: приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощение. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды. Хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Но и здесь наша малая родина не перестаёт удивлять своеобразием.
В хороводах Курской области различают два вида: танки и карагоды. Танок – хоровод с развитыми построениями и множеством фигур под пение самих участников. Наш край граничит с Украиной. Слово «танок» было заимствовано оттуда, оно обозначает танец и место, где молодёжь собирается потанцевать.
Карагод – пляска, в основе которой лежит индивидуальное мастерство исполнителей. Самый известный Курский карагод – «Тимоня». Манера его исполнения настольно своеобразна, что его узнают даже вдали от Курской области.
В нашем городе тоже были и есть очень почитаемые люди, о них и пойдёт речь далее. Таланты Курского края славятся по всей России и даже миру. Одним из таких талантов является Георгий Васильевич Свиридов – композитор, который своим творчеством прославился на весь мир. Он родился в небольшом городе Фатеже, где сегодня существует и работает его дом-музей. Первые шаги в музыке он делает в Курске, где сам учится играть на балалайке, а в четырнадцать лет поступает в фортепианный класс музыкальной школы. Учиться игре на этом инструменте он продолжает в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), где начинается становление его как композитора. В Курске Свиридов написал произведения, которые сделали его известным, затем старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Послушайте самые узнаваемые и любимые шедевры Георгия Васильевича: «Время, вперёд!», «Метель».
Не менее знаменита Надежда Васильевна Винникова, более известная как Плевицкая. Она окончила три класса школы. С детства Надежда пела народные песни. Она происходила из обычной крестьянской семьи. Однажды, когда она пасла гусей и громко пела песню «Дунай-речка», из проезжего экипажа ей бросили кулёк со сладостями. (инсценировка момента) Это и был первый гонорар. Заниматься музыкой профессионально она начала в Киеве, где поступила в русский хор. Песни разучивала, не зная нот. С тех пор началась гастрольная жизнь великой певицы. Восемнадцать лет назад в родной деревне Винниково ей был установлен памятник и открыт музей певицы. Талант её отметил сам император Николай II, назвав её курским соловьём.
(Звучит соловьиная трель. Сестрицы просыпаются.)
Ой! А гости нас заждались!
Всё проспали! Не волнуйтесь,
Гости были с нами.
Коль у нас вы побывали
Время нам вас провожать.
Вам поклон за посещенье.
Будем снова мы вас ждать.
Сбережём свою культуру,
Будем много узнавать.
А тогда и быть России.
Смело в новый день шагать!
(поклон)
Литература
- Гладилина М. И. Программа внеурочной деятельности «Я – курянин»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. Т. А. Брежневой, Т. В. Якуниной. – Курск: ООО «Учитель»,2014. – 136 с.
- Гладилина М. И. Я – курянин. Книга 2: Учебная книга для учителей, учеников и их родителей/ Под редакцией Т. А. Брежневой, Т. В. Якуниной. – Курск: ООО «Цифра», 2015. – 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вещи рассказывают о прошлом. Экскурсия в школьный музей
Урок проводится в школьном музее . В роли экскурсовода выступает учитель и заранее подготовленные учащиеся. Цели: Познакомить учащихся с предметами домашней утвари казаков, собранными в школь...
Экскурсия в школьный музей "Однозвучно гремит колокольчик"
обзорная экскурсия "Испытание на прочность"в школьном музее "Однозвучно гремит колольчик" об истории школьного колокольчика проводят экскурсоводы - дети....
Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...
Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»
На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...
Экскурсия в школьном музее "Русская изба"
Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....
История школы - экскурсия в школьный музей
Сценарий "История школы" - экскурсия в школьный музей...
Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею
Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...