Экскурсия в школьный музей "Однозвучно гремит колокольчик"
материал (4 класс) по теме

обзорная экскурсия "Испытание на прочность"в школьном музее "Однозвучно гремит колольчик" об истории школьного колокольчика проводят экскурсоводы - дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolokolchik.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

В музей «Однозвучно гремит колокольчик»

Наш школьный краеведческий музей работает совсем не давно, и мы только учимся вести поисковую работу, Сегодня мы хотим представить вашему вниманию замечательный экспонат, с необычной судьбой.

Это поддужный колокольчик 1871года, Верой и правдой служил школе долгие годы. Интересуясь историей своего края, семьи, школы мы обратили внимание на него и стали искать материал, который нам рассказал бы о нашем колокольчике. Сначала мы предположили, что он с нашей Суруловской церкви, которая была разрушена в начале прошлого века, а в доме батюшки была организована школа, Но это предположение оказалось ошибочным.

На нижнем поясе колокольчика выгравирована надпись «Лит в Пурихе мастер Макар Трошин 1871» Мы выяснили, что этот мастер изготавливал поддужные колокольчики.

Поддужный колокольчик берёт своё название от места размещения -он находился под дугой у лошадей, запряжённых в повозки и сани,

Обычай   ездить   со   звоном   относится   к   самым   древним   и распространённым, в России же он приобрёл популярность в связи с появлением   троечной   езды,   Колокольчик   исполнял   роль  сигнального средства. До его появления об отъезде и приезде почтовой повозки должен был сообщать почтовый рожок. однако рожок в России не   прижился, Его сигналы заменялись обыкновенным свистом.

Колокольчик же быстро полюбился ямщикам и с успехом исполнял роль почтового рожка. Наверное, это связано с особым отношением к колоколам в России. Поддужный колокольчик является миниатюрной копией большого колокола. Существовала даже легенда о том, что когда везли вечевой колокол по дороге в Новгород его разбили , из кусочков стали изготавливать маленькие поддужные колокольчики.

Колокольчик стал надолго почтовым атрибутом, его звон обязывал всех уступать дорогу почтовой тройке.

Колокольчик оповещал своим звоном о долгожданном путнике или о заблудившейся повозке,

Вернёмся к происхождению нашего колокольчика. Надпись свидетельствует о том, что изготовлен он в Пурихе. Оказалось, что наш колокольчик родом с Нижегородской губернии, где располагается село Пурих. Село Пурих тесно связано с именем Дмитрия Пожарского, который в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков  построил Спасо-Приображенский собор (1624г) многие Нижегородцы из дальнего похода против польско-литовсих интервентов: вернулись домой раненными, не способными самостоятельно трудится и заработать себе на пропитание. Для них полководец и решил построить на своих землях обитель, в которой ополченцы могли бы лечиться и доживать остаток своих дней.

Уже к середине 17 столетия появилась околомонастырская слабода-самостоятельное селение, которое называлось Макарьевской слабодой, а позже Пурих. Село Пурих развивалось на проходящей через него старой Ярославской дороге. Здесь ещё в древности стоял ямской двор. Для почтовой службы здесь и лили почтовые колокольца.

Постепенно большой спрос на колокольчики и удобное местоположение (рядом с Нижегородской ярмаркой) прочно укрепило пуриховскре производство.

В разное время в Пурихе и в его районе насчитывалось от 8 до 15 мелких заводов. Наиболее известными мастерами были Веденеевы, Трошины, Клюйков, Овечкины, Ерохин.

Наш колокольчик изготовил мастер Макар Трошин. Трошины известны в нескольких поколениях. Макар Яковлевич Трошин работал в 60-е-70-е годы 19века, его сыновья Федот, Алексей и Михаил имели собственные заведения в 80-х-90-х годах 19века. И в первом десятилетии 20-го.

Так как кустарное производство не было серийным, то каждый экземпляр имел свой собственный неповторимый тон и тембр. По звону

колокольчика можно было определить владельца упряжки, Когда под дугой стали подвешивать 2 колокольчика и более, то старались их звучание сделать согласным. Номера присвоенные колокольчикам помогали в подборе их по звучанию, Наш колокольчик под №1. При подвеске пары колокольчиков больший из них, имевший более низкий звук называли в народе «Мужиком», а меньший с более высоким звуком, - «Бабаой». При подвеске трёх колокольчиков один из них издавал басистый звук, 2 других-поменьше исполняли роль «подпевал», подобранных в тон к основному. Именно такой ансамбль описал Лев Толстой в рассказе «Метель». Ещё такой перезвон называли «ямская гармонь». Обтекаемость, мягкость форм говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский

сарафан.                                                            

Очень интересны отлитые на колокольчиках крылатые фразы, напутствия, пословицы, поговорки «Кого люблю. Того дарю», «Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей», «Купи, не скупись, езди, веселись», «В знак памяти дарю сей колокольчик», «Сдалеча весточку собою подавай», «Звону много -веселей дорога», «звенит-потешает, ездить поспешает»

Кроме надписей отливались различные декоративные и сюжетные изображения, Широко применялись орнаменты -различные розетки, греческая пальметта, кресты, круги, жемчужная нить, сетка, звёзды. Часто изображался на колокольчиках святой Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона копьём, Как и на нашем колокольчике.

Звонкий голос колокольчика был слышен за много вёрст «Сдалеча весточкоу собою подавай» это не всегда могло уберечь от беды. Известно много случаев гибели ямщиков (вспомним хотя бы песню «Степь да степь кругом» или судьбу автора песни «Однозвучно гремит колокольчик» ямщика Ивана Макарова, замёрзшего в пути.) колокольчик кроме практического имел и художественно-эмоциональное значение. Об этом говорят строки стихотворений «Колокольчик звонко плачет и хохочет и визжит» (П.А.Вяземский) «В залихватском степном разгоне колокольчик  хохочет  до  слёз»   (С.А.Есенин).   Колокольчик  своим  звоном,   как  бы олицетворял лихую, ямщицкую удаль.

Поддужные колокольчики были очень популярны. Всенародная любовь к тройке и колокольчику сделала их популярной темой в литературе, музыке,   изобразительном   искусстве,   народном   творчестве.   Пушкин, Гоголь,   Достоевский,   Лев   Толстой,   Чайковский   -   образ   тройки   и колокольчика появляется в творчестве многих великих деятелей русской литературы. Песни о ямщиках, тройках, колокольчиках популярны в народе до сих пор.

Судьба нашего колокольчика иная не как в песнях, Все, кого мы опрашивали, говорят, что в их школьном прошлом был тот же колокольчик. С появлением железной дороги почтовые тройки постепенно прекратили своё существование, а колокольчики стали одним из школьных атрибутов. Так сложилось, что до  настоящего времени наш колокольчик использовали для традиционного первого и последнего звонка, Слыша его, мы и не подозревали, что он имеет такую историю происхождения.

Так же традиционно колокольчик даёт сигнал к началу первого экзамена. Четыре года назад произошёл случай, о котором нам поведала Мария Сергеевна Ахова (Она долгие годы работала в нашей школе и подавала нам звонки) когда уже шёл экзамен, и в школьных коридорах было тихо, в школу пришли незнакомые люди, которые стали очень интересоваться нашим колокольчиком. Войдя в школу, они подошли к Марии Сергеевне и стали её уговаривать, сначала просто посмотреть, потом и продать им колокольчик, она не поддалась на уговоры и отнесла колокольчик в кабинет директора. Затем эти люди ещё раз приходили в школу с подобными предложениями, но колокольчика им ни кто не отдал. Так наш школьный колокольчик остался с нами.

Сейчас колокольчик передан в наш музей, и хранится, как один из ценных экспонатов. В дальнейшем мы планируем узнать подробнее как, когда и при каких обстоятельствах он попал в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вещи рассказывают о прошлом. Экскурсия в школьный музей

Урок проводится в школьном музее . В роли экскурсовода выступает учитель и заранее подготовленные учащиеся. Цели: Познакомить учащихся с предметами домашней утвари казаков, собранными в школь...

Экскурсия в школьную библиотеку

Ознакомительная экскурсия для обучающихся....

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Экскурсия в школьном музее «РУССКАЯ ИЗБА»

На внеклассном занятии «Русская изба» ребята знакомят своих гостей с убранством русской избы, с 3 святыми местами: печью, красным углом и деревянным столом.Дети загадывают загадки про кухо...

Урок по окружающему миру в 1 классе Приметы зимы.Зимняя экскурсия в школьный парк.

Открытый урок        окружающего мира  проведенный в 1-а классе         по теме:  Приметы зимы. Зимняя экскурсия ...

Экскурсия в школьном музее "Русская изба"

Материал содержит развлекательно-познавательный характер. Знакомство с устройством быта крестьянской избы, происходит в игровой форме основанной на русском фольклоре....

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...