Конспект урока Азбука нравственности, окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_prirodu.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок азбуки нравственности в 3 классе
Классный руководитель: Коротких Л.Ю.
Тема: « Природа наш дом. Берегите природу».
Цель: дать представление о нравственной стороне отношения к природе;
Задачи: - развивать познавательный интерес к окружающей среде;
- воспитывать умение вести себя в природе в соответствии с общечеловеческими моральными
нормами;
- пополненить знаний учащихся по экологии.
Оборудование: диск с записью звуков леса, карточки с заданием для групп, клей, ножницы, бумага,
цветные карандаши, высказывания о природе.
Этапы урока. | Ход урока. | Деятельность детей. |
1. Мотивация к деятельности. Читает учитель. |
Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт, для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. И в этот храм: с его законами, с его тайнами, с его обитателями я вас приглашаю войти. (звучит музыка: птичье пенье, шорох листьев) | |
2.Актуализация знаний. | Мы в гостях у природы. - Что мы называем природой? - «Живая природа» - почему мы так говорим? - Что мы относим к неживой природе? - А человек? - Какое он имеет отношение к природе? Человек в природе занимает особое место: о нем говорят, что он – «царь природы». - Что это значит? Замечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». О чем сегодня пойдет разговор? | Ответы детей. Об охране природы. |
3. Обсуждение в малых группах. Рассказ учителя. Задание для первой группы. Задание для второй группы. Задание для третьей группы. Задание для четвертой группы. | Природа, как израненная птица, кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты. - Кто такой эколог? Эколог – человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Эколог пытается определить, какое влияние оказывает друг на друга человек и природа и как добиться взаимопомощи и сотрудничества между ними. - Что такое экология?
Экология – наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, люди живут, влияют друг на друга и на окружающую среду. Сегодня я предлагаю составить журнал «Юный эколог», в котором мы запишем правила поведения, нарисуем знаки правильного поведения в природе и познакомим с ними первоклассников. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. Заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ: газов, пыли. Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы и фабрики, но и мы с вами. Работать мы будем в малых группах. План работы в группах.
Объединитесь в группы. Распределите роли и прикрепите бейджи. Вспомним правила работы в группе. 1 группа. 1. Прочитайте рассказ. 2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её. 3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята. 4. Составьте правило. 5. Нарисуйте знак. Воскресенье в лесу. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон. Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах, мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. 2 группа. 1. Прочитайте рассказ. 2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её. 3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята. 4. Составьте правило. 5. Нарисуйте знак. Воскресенье в лесу. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон. Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах, мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. 3 группа. 1. Прочитайте рассказ. 2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её. 3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята. 4. Составьте правило. 5. Нарисуйте знак. Воскресенье в лесу. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон. Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах, мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. 4 группа. 1. Прочитайте рассказ. 2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её. 3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята. 4. Составьте правило. 5. Нарисуйте знак. Воскресенье в лесу. За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон. Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками. Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах, мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день. | Объединение в группы. Распределение ролей. Обсуждение в группах. |
4. Обмен информацией. Рассказ учителя. | 1 группа вывешивает свою страницу. Не шуми в природе! Нельзя вырывать грибы! 2 группа вывешивает страницу. Не разжигай костров в лесу! Не ломай деревья! Не мусори на месте отдыха! А знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5 – 7 лет. Под костром выгорит верхний плодородный слой почвы. А знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет. 3 группа знакомит со своей работой. Не трогай птичьи яйца! Не бери животных и их детенышей! 4 группа знакомит с правилами. Луговые и лесные цветы рвать не следует! | Защита первой группы. Защита второй группы. Защита третьей группы. Защита четвертой группы. |
5.Организация информации, обобщение.
| Ребята вы составили журнал «Юный эколог». Познакомим с журналом наших первоклашек. Ребята, я хочу вам напомнить слова поэта Павла Гнездослава: " Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". Что значит, по-вашему, "прикоснуться к красоте природы сердцем"? - Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем? (Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)
| (Радоватъся всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту красоту) |
6. Рефлексия. Чтение стихотворения учеником. Учитель. | И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело. Н. Заболоцкий « Просьба » Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится- На траве кровавой вздрагивала птица. Люди – исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, есть у вас капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди-человеки, страны и народы. Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как-то расплатиться, Пусть расправит крылья раненая птица! Исполнение песни Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”: - Мы любим лес в любое время года, Спасибо всем за урок! Берегите природу! | Дети исполняют песню. |
Литература.
- Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков.- М.:Просвещение, 2010.
- В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: Изд-во МСоЭС, 2001.
- Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей. /Под ред. Э. П. Козлова. – М.:ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2008.
- Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня. / Н. А. Касаткина. – Волгоград, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-праздника по окружающему миру во 2 классе по теме Дом.
Конспект открытого урока-праздника по окружающему миру во 2 классе . Тема: Дом. Родительский дом. Материал можно использовать для классного часа или внеклассного мероприятия....
Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...
Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.
В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....
Конспект урока - проекта по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по России"
Познакомить детей с природой нащей страны, её разнообразием. Научить пользоваться физической картой России.Научить создавать совместный проект по теме "Путешествие по России"...
Конспект урока - лекции по окружающему миру "Как прекрасен этот мир"
Урок - лекция подготовлен учениками 4 класса и проведен с демонстрацией презентации....
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.
Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....