Конспект урока Азбука нравственности, окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Коротких Лариса Юрьевна

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beregi_prirodu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок азбуки нравственности в 3 классе

                                                                                                     Классный руководитель: Коротких Л.Ю.

  Тема: « Природа  наш дом. Берегите природу».

Цель:      дать представление о нравственной стороне отношения к природе;

Задачи: - развивать познавательный интерес к окружающей среде;

              - воспитывать умение вести себя в природе в соответствии с общечеловеческими моральными

                 нормами;

             -   пополненить знаний учащихся по экологии.

Оборудование: диск с записью звуков леса, карточки с заданием для групп, клей, ножницы, бумага,  

                          цветные  карандаши, высказывания о природе.  

Этапы урока.

Ход урока.

Деятельность детей.

1. Мотивация к деятельности.

Читает учитель.

 

Есть  просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт,  для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

И в этот храм: с его законами, с его тайнами, с его обитателями я вас приглашаю войти.

(звучит музыка: птичье пенье, шорох листьев)

2.Актуализация знаний.

Мы в гостях у природы.

- Что мы называем природой?

- «Живая природа» - почему мы так говорим?

- Что мы относим к неживой природе?

- А человек?

- Какое он имеет отношение к природе?

Человек в природе занимает особое место: о нем говорят, что он – «царь природы».

- Что это значит?

Замечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

О чем сегодня пойдет разговор?

Ответы детей.

Об охране  природы.

3. Обсуждение в малых группах.

Рассказ учителя.

Задание для первой группы.

Задание для второй группы.

Задание для третьей группы.

Задание для четвертой группы.

      Природа, как израненная птица,  кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.  

     Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

- Кто такой эколог?

   Эколог – человек, не допускающий загрязнения окружающей среды. Эколог пытается определить, какое влияние оказывает друг на друга человек и природа и как добиться взаимопомощи и сотрудничества между ними.

- Что такое экология?

 

   Экология – наука о нашем общем доме. Экология изучает, как растения и животные, люди живут, влияют друг на друга и на окружающую среду.  

     Сегодня я предлагаю составить журнал «Юный эколог», в котором мы запишем правила поведения, нарисуем знаки правильного поведения в природе  и познакомим с ними первоклассников.

     Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологическая катастрофа. Заводы выбрасывают  в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ: газов, пыли. Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы и фабрики, но и мы с вами.

Работать мы будем в малых группах.

План работы в группах.

  1. Прочитайте рассказ.
  2. Выполните задание.
  3. Выведите правило.

Объединитесь в группы.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

Вспомним правила работы в группе.

1 группа.

1. Прочитайте рассказ.

2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её.

3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята.

 4. Составьте правило.

5.  Нарисуйте знак.  

                       Воскресенье в лесу.

       За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

       Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

       Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание.

        В кустах, мы нашли гнездо какой – то  птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой.

        С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

2 группа.

1. Прочитайте рассказ.

2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её.

3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята.

 4. Составьте правило.

5.  Нарисуйте знак.  

                       Воскресенье в лесу.

       За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

       Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

       Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание.

        В кустах, мы нашли гнездо какой – то  птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой.

        С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

3 группа.

1. Прочитайте рассказ.

2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её.

3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята.

 4. Составьте правило.

5.  Нарисуйте знак.  

                       Воскресенье в лесу.

       За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

       Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

       Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание.

        В кустах, мы нашли гнездо какой – то  птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой.

        С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

4 группа.

1. Прочитайте рассказ.

2. Найдите выделенную часть. Внимательно изучите её.

3. Перечислите ошибки, которые допустили ребята.

 4. Составьте правило.

5.  Нарисуйте знак.  

                       Воскресенье в лесу.

       За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

       Веселой песней мы оповестили лес – мы приехали. Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, а кто и вырывал. Грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

       Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горячие угли костра подмигивали нам на прощание.

        В кустах, мы нашли гнездо какой – то  птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой.

        С охапкой луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

Объединение в группы.

Распределение ролей.

Обсуждение в группах.

4. Обмен информацией.

Рассказ учителя.

1 группа вывешивает свою страницу.

Не шуми в природе!

Нельзя вырывать грибы!

2 группа вывешивает страницу.

Не разжигай костров в лесу!

Не ломай деревья!

Не мусори на месте отдыха!

     А знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5 – 7 лет. Под костром выгорит верхний плодородный слой почвы.

     А знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, стекло – 1000 лет.

3 группа знакомит со своей работой.

Не трогай птичьи яйца!

Не бери  животных и их детенышей!

4 группа знакомит с правилами.

Луговые и лесные цветы рвать не следует!

Защита первой группы.

Защита второй группы.

Защита третьей группы.

Защита четвертой группы.

5.Организация информации, обобщение.

 

 Ребята вы составили журнал «Юный эколог». Познакомим с журналом наших первоклашек.                                          Ребята, я хочу вам напомнить слова поэта Павла Гнездослава: " Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем".

 Что значит, по-вашему, "прикоснуться к красоте природы сердцем"?

Каждый ли человек может прикоснуться к красоте природы сердцем?

(Каждый, если он только этого захочет, будет к этому стремиться, будет работать над собой)

   

(Радоватъся всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречъ, любитъ; ощутитъ эту красоту)

6. Рефлексия.

Чтение стихотворения учеником.

Учитель.

    И нам, ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.

Н. Заболоцкий « Просьба »

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

На траве кровавой вздрагивала птица.

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы.

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Исполнение песни Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Спасибо всем за урок! Берегите природу!

Дети исполняют песню.

 

Литература.

  1. Окружающий мир. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков.- М.:Просвещение, 2010.
  2. В.Е. Борейко, В.Н. Грищенко. Спутник юного защитника природы. Новосибирск: Изд-во МСоЭС, 2001.
  3. Азбука нравственности. Методическое пособие для учителей. /Под ред. Э. П. Козлова. – М.:ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2008.
  4. Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня. / Н. А. Касаткина. – Волгоград, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-праздника по окружающему миру во 2 классе по теме Дом.

Конспект открытого урока-праздника по окружающему миру во 2 классе . Тема: Дом. Родительский дом. Материал можно использовать для классного часа или внеклассного мероприятия....

Конспект урока-путешествия по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс

Урок по окружающему миру для 3 класс, обучающегося по программе "Перспективная начальная школа". Конспект составлен с учетом современных требований к органиации и проведению урока.Урок закрепления по ...

Конспект урока ознакомления с окружающим миром. 4 класс. Тема: Страницы истории 20-х – 30-х годов.

В данном материале представлен примерный конспект урока окружающего мира по учебникам А. Плешакова....

Конспект урока - проекта по окружающему миру во 2 классе "Путешествие по России"

Познакомить детей с природой нащей страны, её разнообразием. Научить пользоваться физической картой России.Научить создавать совместный проект по теме "Путешествие по России"...

Конспект урока - лекции по окружающему миру "Как прекрасен этот мир"

Урок - лекция подготовлен учениками 4 класса и проведен с демонстрацией презентации....

Конспект урока - исследования по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России. Анализ урока.

Конспект урока - исследования  по окружающему миру 1 класс "Где зимуют птицы". Школа России....