Календарно-тематическое планирование по краеведению 1-4 класс
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
1 класс – 33 часа | ||
№ п\п | Раздел Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Вводное занятие. «С чего начинается Родина?» | -понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; - работать с географической картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе города, занятиях жителей; -сравнивать, различать и описывать символику города; - рассказывать о малой родине; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям). | |
Экскурсия « Где эта улица, где этот дом?» (история названия города, названия улиц). | -понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; -рассматривать иллюстрации, извлекать из них нужную информацию о городе; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; -знать отличия города; -называть сходства и различия городского и сельского домов. Рассказывать о своём городе, о главной улице, достопримечательностях. | |
История моего города. | ||
Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся. | ||
Памятные места нашего города. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники. | ||
«Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики». | -рассуждать о роли школы в нашей жизни, знать и соблюдать правила культурного поведения в школе, правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками; -оценивать характер взаимоотношений людей в школе; -рассказывать о своём школьном коллективе; -формулировать правила поведения на уроке и на перемене; -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на занятии | |
Экскурсия по школе. | ||
Мой дом – моя крепость. Знакомство с бытом крестьян. | -понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; -анализировать иллюстрации, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; - сравнивать фотографии; - рассказывать о своём доме, доме предков; формулировать выводы из коллективного обсуждения; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; -в ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: - фотографировать наиболее интересные здания, дома т. д.; -коллективно составлять рассказ о жизни предков; - презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); - оформлять фотовыставку; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | |
Устройство русской избы. | ||
Дом и всё, что в нём. Предметы домашнего обихода. | ||
Почему меня так назвали. Значение имени. | -понимать учебную задачу данного занятия и стремиться её выполнить; - рассказывать о жизни семьи по рисункам и фотографиям; -называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; - рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; -оценивать значение семьи для человека и общества. В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: -отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | |
Три моих имени. | ||
Родословная моей семьи. | ||
Проект: «Моя семья». | ||
Конкурс рисунков «Моя дружная семья». | ||
Новый год у ворот. | -знать понятия «традиции», «праздники», «забавы»; -называть основные праздники нашего народа, города; -обсуждать, какую роль играют учреждения культуры и образования в проведении праздников и сохранении традиций города; -отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. | |
Конкурс новогодней игрушки. | ||
Рождество. Коляда. | ||
Зимние забавы наших предков. | ||
Обереги русского народа. Варежка. | ||
Игры и игрушки. Во что играли наши дедушки и бабушки. | ||
Наши папы были солдаты. | ||
Праздники наших пап и дедушек. | ||
Праздники наших мам и бабушек. Моя мама – лучше всех. | ||
Природа моего города(экскурсия). | -понимать учебную задачу занятия; -знать основные термины и понятия, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся, делать выводы | |
Животный мир. | ||
Устное народное творчество. Весенние заклички. | ||
Птицы нашего города. Праздник – сороки. | ||
Играем в русские народные игры. | ||
Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | ||
Карасучане – участники ВОВ. Экскурсия к памятнику воинам – освободителям. | ||
Учреждения нашего города. | ||
Итоговое занятие. Праздник Русской берёзки. |
2 класс – 34 часа | ||||
№ п/п | Раздел Тема | Основные виды деятельности обучающихся | ||
1 | Вводное занятие. Краеведение – край ведать. Экскурсия в городской краеведческий музей. | Объяснять новые понятия, доказывать свое мнение, извлекать из различных источников сведения о новом материалом, систематизировать свои знания и применять их на учебных занятиях. | ||
Моя малая родина. | ||||
2 | Знакомство с селами района. | Понимать учебную задачу, стремиться их выполнить. Сравнивать город и село. Рассказывать о своём доме по плану. Формулировать выводы. Распределять обязанности по выполнению проекта. Собирать информацию о выдающихся земляках. Проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов. Оценивать свои достижения. | ||
3 | История названий сёл района, достопримечательности. Правила поведения на улице. | |||
4 | Родной город – частица России. Символика города. | |||
5 | Экскурсии по улицам города, коллективный проект «Герб нашего города». | |||
Наша школа. | ||||
6 | Знакомство с традициями школы, её историей. Экскурсия в школьный музей, работа с музейными экспонатами | Понимать учебную задачу, стремиться их выполнить; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать и сравнивать традиции семьи, выполнять правила поведения в общественных местах, формулировать правила этикета в гостях. | ||
7 | Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | |||
Мой дом. | ||||
8 | Дом как часть природы. Уважение к дому. Древнее верование людей в домового. | Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и правила приёма гостей у разных народов России, делать выводы. | ||
9 | Правила поведения в гостях | |||
10 | Экскурсия по улицам города со старинными домами, экскурсия в краеведческий музей «Русская изба» | |||
11 | Проект-изготовление дома моей мечты (конструирование из бумаги, пластилина) | |||
12 | Защита проекта, изготовление оберегов. | |||
Моя семья. | ||||
13 | Откуда произошли имена и фамилии, отчества | Понимать учебные задачи при изучении материала раздела ; рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; | ||
14 | Что означает слово «родители». Родословная семьи. | |||
15 | Проект «Новый год в моей семье» | |||
16 | Составление родословной. | |||
17 | Защита проекта. Семейные посиделки. | |||
18 | Семейные праздники | |||
19 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала». | |||
Традиции и праздники. | ||||
20 | Знакомство с народными традициями празднования Рождества, Крещения. Зимние забавы. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Различать традиции и праздники населения нашего района . | ||
21 | Празднование современных праздников: Днём Защитников Отечества, 8 марта. | |||
22 | Знакомство с героями прошлого. Кого можно назвать героем в наши дни. | |||
23 | Разучивание старинных русских игр, песен. | |||
24 | Спортивные состязания «Богатыри класса». | |||
25 | Масленичная неделя. Исторические корни праздника. | |||
26 | Экскурсия в городской краеведческий музей «История куклы». | |||
27 | Исторические корни праздника «Пасха». | |||
28 | Русь и русская земля. Как жили наши предки – славяне. Верования наших предков | Понимать учебную задачу, работать с дополнительными источниками информации, анализировать тексты; формулировать выводы, сравнивать жизнь древних славян с современной действительностью, классифицировать животных и растения по среде обитания. | ||
29 | Знаменитые фамилии жителей нашего района. | |||
30 | Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | |||
31 | Наш район в годы ВОВ. Экскурсия к памятнику воинам – освободителям. | |||
32 | Животный и растительный мир нашего района | |||
33 | Ландшафт нашего района. | |||
34 | Итоговое занятие. Игра-викторина: «Мой любимый город» |
3 класс – 34часа | ||
№ п/п | Раздел Темы | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | Вводное занятие. Краеведение – край ведать. | -понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; -- актуализировать имеющиеся знания о природе края, занятиях жителей; -сравнивать, различать и описывать символику края. области и России; - рассказывать о малой родине; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям.) |
Моя малая родина. | ||
2 | Россия моя Родина. Герб, флаг, гимн. | Составляют представление о России. Знакомятся с символикой России, Новосибирской области. Узнают историю возникновения герба, гимна, флага Новосибирской области. Рассказывают о своей малой родине; готовят выставку национальной одежды, исполняют национальные танцы, песни. Наблюдают достопримечательности родного края. |
3 | Символика Новосибирской области. | |
4 | История нашего дворика. | Рассуждают о своем участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, оформляют клумбы, садят саженцы кустарников и деревьев. |
5 | Родная улица моя. Игры нашего двора. | |
6 | Все дороги ведут к дому. | |
7 | Предприятия нашего города | |
8 | Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | Знакомятся с предприятиями родного города. |
9 | Ремесла родного края. | Знакомятся с изделиями мастеров Новосибирской области (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие. Оформляют выставку изделий народных мастеров родного края в классе с помощью родителей. |
Наша школа. | ||
10 | Традиции школы. Гордость нашей школы. Разговор у доски почёта (экскурсия). | Ставят познавательные задачи – узнать, как учились бывшие ученики родной школы, какая была школа, школьные принадлежности, школьная одежда, кто были первые учителя, какие сложились традиции. Сравнивают современные школьные классы, школьное оборудование, школьную одежду и принадлежности с теми, какие были в давние времена. Организуют выставку школьных тетрадей, учебников, ручек, чернильниц, которыми пользовались бывшие выпускники. |
Мой дом. Моя семья. | ||
11 | Проект «Профессии моей семьи» | Ставят задачу – узнать профессии родителей, родственников. Соотносят профессию родителей и место их работы. Обсуждают важность профессий. Рассказывают о том, кем они хотели стать, аргументируют свой выбор; работают с разрезным материалом. Узнают уклад жизни предков и сравнивают его с современным образом жизни, выделяют нравственные ценности наших предков, которым нужно следовать. Читают тексты из журналов, газет, энциклопедий, рассматривать иллюстрации, описывают устройство крестьянской избы, предметы быта, одежду, обувь и занятия её обитателей. Обсуждают порядок жизни и взаимоотношения между членами семьи. Сравнивают их с современными, обращают внимание на семейные ценности, которые следует сохранять в своей семье. Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях. Объясняют смысл старинных пословиц и поговорок. Участвуют в драматизациях, выбирают роли, представляют своих персонажей перед одноклассниками, разыгрывают сценки быта, трапезы, старинных игр. |
12 | Что мне досталось от предков? | |
13 | Проект «Мои обязанности в семье». | |
Традиции и праздники. | ||
14 | Дом без посиделок, что церковь без народа. | Ставят познавательную задачу – узнать, какую роль играли национальные праздники на Руси, во что верили наши предки, чему поклонялись. Узнают о поклонении наших предков природным силам, о древних божествах и оберегах, моделируют в ролевой игре просьбы к добрым духам в которых верили люди в старину: к кикиморе, лешему, полевику, домовому. Собирают краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными работами и праздниками. Устраивают выставку старинных предметов быта, одежды, обуви, оберегов. |
15 | Семейные национальные праздники. | |
16 | Трапеза на Руси. | |
17 | Рождество. Народные традиции празднования Рождества. | |
18 | Святочные традиции. | |
Моё Отечество. | ||
19 | Покорение Сибири Ермаком. | Определяют цель изучения нового раздела, планируют экскурсии по изучению прошлого своего края. Вспоминают, что узнали о жизни наших предков ранее. Читают тексты. Сравнивают и классифицируют исторические источники, реальные старинные письма, фотографии, книги, предметы быта и культуры. Извлекают информацию из разных исторических источников, сравнивают информацию о старине по степени ее достоверности. Собирают краеведческий материал о родном крае, фотографируют объекты быта и культуры для использования в презентациях об образе жизни своих предков. |
20 | Герои Советского Союза – земляки. | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности. Оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. Анализируют рисунки, сравнивают пресные водоёмы, находят их сходства и различия; рассуждают о значении водоёмов для людей и природы; обобщают знания о земной поверхности, совершая мысленное путешествие по рисунку-схеме. Готовят сообщение о водоеме родного края. |
21 | Памятники защитникам Отечества. Заочное путешествие (групповая проектно-исследовательская работа). | Читают и комментируют учебные статьи, выделяют основную информацию, объясняют новые понятия, соотносят информацию, представленную в словесной, наглядной и условно-знаковой форме. Обсуждают изучаемые события, выявляют их причины и последствия, выражают своё отношение к ним, кратко пересказывают собранную информацию. Рассуждают, что надо было в первую очередь сделать руководству страны, чтобы остановить наступление фашистских войск, какую роль сыграли победы в битве под Москвой, под Сталинградом, в танковом сражении под деревней Прохоровкой. Какие полководцы привели к победе советские войска, какое значение имело партизанское движение, как тыл помогал фронту одержать победу над врагом. Осознают, какой огромной ценой заплатили россияне за победу над фашистской Германией, почему надо помнить павших, уважать и оказывать помощь живущим участникам войны, ухаживать за могилами советских воинов, бережно относиться к памятникам истории. Расспрашивают своих близких о том, что делали члены семьи в годы войны, какие награды получили, и составляют рассказ с использованием фотодокументов (презентацию) для одноклассников. Собирают сведения об участии жителей родного края в войне, фотографируют памятники, посвящённые Великой Отечественной войне, ухаживают за братскими могилами советских воинов. |
22 | Растения степи Новосибирской области.. | |
23 | Животные степи Новосибирской области. | |
24 | Растения лесостепной зоны Новосибирской области. | Читают стихотворение, рассматривают иллюстрации, обсуждают, какую информацию о степи они получили, предполагают, почему произошли такие изменения природных условий. Читают тексты, объясняют, чем отличаются природные условия степей от лесной зоны, причины безлесья и наличие чернозёмных почв. Обсуждают, какой вред степи могут нанести природные стихии и неразумная деятельность людей. Характеризуют степные растения, их приспособляемость к недостатку влаги. Обсуждают, какие группы животных обитают в степях, какие из них являются редкими, какие занесены в Красную книгу России. Обсуждают связи между растениями и животными степи, составляют цепи питания. Рассуждают о значении степей в жизни людей, о том какие беды могут принести степям ветры-суховеи, сильные ливни, неправильная обработка почвы, шалости детей, предлагают меры по сохранению богатых чернозёмных почв, обсуждают значение защитных лесополос. Приводят примеры культурных растений, выращиваемых в степной зоне, разводимых здесь домашних животных. Обобщают и систематизируют знания о степной зоне. |
25 | Животные лесостепной зоны Новосибирской области. | |
26 | Растения лесной зоны Новосибирской области. | |
27 | Животные лесной зоны Новосибирской области. | |
28 | Растения водоемов Новосибирской области. | Определяют задачи – узнать, как изменяются природные условия, растительный и животный мир в местностях, расположенных южнее тундры. Находят на карте расположение зоны лесов, сравнивают природные условия тундры и лесной зоны, изображают положение Солнца летом в Арктике, в тундре, в лесной зоне. Рассматривают разрез лесной почвы, объясняют, почему здесь могут расти деревья. Характеризуют растения тайги, смешанных и широколиственных лесов. |
29 | Животные водоемов Новосибирской области. | |
30 | Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | Актуализируют знания о пресных водоёмах. Ставят задачи – узнать, что называют природным сообществом, что исследуют экологи, изучая любое из них. Читают учебные тексты, рассматривают иллюстрации, обсуждают информацию, полученную о природном сообществе озера. Характеризуют условия жизни растений и животных пресного водоёма, их взаимосвязи, составляют цепи питания. Обсуждают, как влияет на состояние озёр деятельность людей, меры по сохранению чистоты и красоты озёр, правила экологически грамотно поведения. Подбирают картинки из Интернета, репродукции картин художников, стихотворения поэтов, свои рисунки и стихи для презентации природы озёр. Знать историю создания Красной книги России; называть 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять, почему они попали в Красную книгу. Составлять общий план рассказа о редком растении или животном. С помощью дополнительной литературы, Интернета находить интересный материал о Красной книге, выступать с подготовленным сообщением о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России. Выполнять правила поведения в природе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся на уроке. |
31 | Растения тайги Новосибирской области | |
32 | Животные тайги Новосибирской области.. | |
33 | .Красная книга Новосибирской области (групповая проектно-исследовательская работа). | |
34 | Интеллектуальная игра «Мой край». |
4 класс | ||
№ п/п | Раздел Темы | Основные виды деятельности обучающихся |
Вводное занятие. Краеведение – край ведать. | -понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; - работать с географической картой России, картой Западной Сибири; - актуализировать имеющиеся знания о природе края, занятиях жителей; -сравнивать, различать и описывать символику края. области и России; - рассказывать о малой родине; - работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям.) | |
Моя малая родина. | ||
История города Новониколаевска. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся. -понимать учебную задачу занятия; -знать основные исторические справки по теме. | |
Новосибирск - центр науки, культуры и искусства. | ||
Памятники архитектуры города Новосибирска. | ||
Заочное путешествие по Красному проспекту. | ||
Районные центры Новосибирской области. | ||
Наша школа. | ||
Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | -понимать учебную задачу занятия; -готовить рассказы о педагогических профессиях членов семьи, на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками; - в ходе выполнения проекта ученики учатся: собирать информацию о профессиях своих родителей или других родственников, знакомых; - записывать рассказы, дополнять их фотографиями из семейного архива; -выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); -оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | |
История МБОУ СОШ №2. Педагогические династии. Знаменитые выпускники МБОУ СОШ №2. Экскурсия в школьный музей | ||
Мой дом. Моя семья. | ||
История возникновения фамилий. | - объяснять, что такое культура общения в семье; - осознают ценность традиций своей семьи; - оценивать исторические семейные корни; - собирать информацию о героических поступках членов семьи; - анализировать, делать выводы по теме учебного занятия; - собирать информацию о своей семье; - выступать с подготовленным сообщением. | |
Слово о матери. С отцом трудиться – счастьем насладиться. | ||
Игра «Бабушкин сундучок». | ||
Диспут «Кто в семье главный?» | ||
КТД «В моей семье живёт герой» (подбор материала о героических поступках членов семьи) | ||
Традиции и праздники | ||
Пасха. История пасхального кулича. | -знать понятия «православная пасха», «пасхальное яйцо», «земледельческий календарь»; -называть основные праздники народа нашего края; -обсуждать, какую роль играют учреждения культуры и образования в проведении праздников и сохранении традиций края; -отвечать на вопросы и оценивать свои достижения. | |
Пасха. Оформление пасхального яйца. | ||
Изготовление страниц народного земледельческого календаря. | ||
Моё Отечество. | ||
Купала православных храмов Новосибирской области. | -понимать учебную задачу занятия; -знать основные термины и понятия, выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; -обсуждать выступления учащихся; -оценивать свои достижения и достижения других учащихся, делать выводы | |
Подвиги новосибирцев в годы ВОВ. | ||
Поколение огненных лет. | ||
Проект «Огненные годы». | ||
Экскурсия к памятнику воинам – освободителям. | ||
Климатические условия новосибирской области. | ||
Рельеф и полезные ископаемые. | ||
Барабинская низменность. | ||
Васюганская возвышенность и его обитатели. | ||
Обское море (водохранилище). | ||
Бия +Катунь=Обь. | ||
Флора и фауна новосибирской области. | ||
Заповедные места НСО. | ||
Комплексная диагностическая работа на метапредметной основе. | ||
Троицкая степь (заповедная зона Карасукского района). | ||
Красная книга новосибирской области. | ||
Проект «Примеры решений экологических проблем в НСО». | ||
Интеллектуальный марафон. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Тематическое планирование по краеведению в 3 классе
Тематическое планирование по краеведению в 3 классе Воронежская обл....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....