Развитие креативного мышления
материал

Креативное мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnogo_myshleniya.rar2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие кративного мышления

«Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». 

Поль Торренс, американский психолог 

 

       На минутку задумаемся, с какой бешеной скоростью сменяются события каждый день вокруг нас. Наши будни до отказа заполнены информационным шумом. Ориентироваться в нем сложно и детям, и взрослым.

Какими качествами нужно обладать, чтобы не только не поддаться информационному стрессу, но и суметь воплотить свои замыслы в жизнь? Очевидно, что  в такой ситуации на первый план выходят  способности:

  • быстро адаптироваться к изменениям,
  • самостоятельно решать проблемные ситуации, отклоняясь от традиционных схем,
  • порождать необычные идеи.

Иными словами, важно быть  креативной, творческой личностью

      Тем не менее, качества творческой личности формируются под влиянием того, что окружает человека. Значит, в наших силах осознанно повлиять на раскрытие творческого потенциала ребенка.

Креативность – это универсальная познавательная творческая способность. Она складывается из нескольких важных составляющих:

  • развитие дивергентного мышления – типа мышления, который допускает варьирование путей решения проблемы, позволяет прийти к неожиданным выводам и результатам.

Ключевая особенность ТРИЗовских задачек – это возможность получить много вариантов решения одной проблемы (а потом, конечно, суметь выбрать самое оптимальное)

         Для демонстрации того, как это работает попрошу подняться на сцену  фокус группу (две команды по 4 человека). Будут даны совершенно одинаковые задания, но я уверенна в том, что каждая группа предложит свой вариант решения

  • развитие образного и ассоциативного мышления 

http://homehobby.ucoz.ru/forsite/drudles/droodle_13.jpghttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTiablxTjZL9g0daATKfGP_D6L3_jED2nBe35X4SkgtMmKuc1D4http://i080.radikal.ru/0911/c3/fd63488b1376.jpghttp://igra-triz.ru/wp-content/uploads/2014/08/dr001.gif

   

 

  • развитие управляемой фантазии и воображения.

Ключевое слово «управляемой», т.е. ребенок не просто выдает «фонтан идей» (что тоже неплохо для начала), но и знает, какими способами может выдвинуть полезную фантастическую гипотезу  . Метод Робинзона Крузо

Все мы знаем, что Робинзон потерпел кораблекрушение и пытается выжить на необитаемом острове.

      И тут за поворотом мы видим корабль, который недавно затонул у берегов нашего острова (нет, починить его и уплыть нельзя, слишком поврежден)). Людей на нем нет — команда спаслась, оставив трюмы, набитые до отказа… шляпами.

     Как мы можем использовать этот ресурс, чтобы обеспечить себе безопасность, добыть пищу и воду, а еще, подать сигнал о своем местоположении?

  • умение устанавливать причинно-следственные связи — объяснять последовательность  событий…

…и какой из этого следует вывод (как говорил Иа-иа))

  • развитие системного мышления –  понимать взаимосвязи между свойствами, частями предмета и то, частью какой надсистемы является он сам объект.

Примером игры на  развитие системного мышления является игра «Да-нет»

Ворона, воробей, стрекоза, муха, собака, кошка, тигр, слон. 
Итак, все дети знают этот набор. Допустим это 8 карточек, и все их хорошо рассмотрели. Один уходит и загадывается одна из карточек. Ребенок возвращается, и он может смотреть (в первых играх) на все карточки: и спросить: 
1. Оно умеет летать? 
Если да: Это птица? 
Дальше легко угадать за один вопрос, так как остается всего два животных (проверьте). 
2. Если нет (не умеет летать): 
Это домашнее животное? 
Дальше легко угадать за один вопрос, так как остается всего два животных (проверьте). 
Пожалуйста, попробуйте придумать, свои варианты, так будет разнообразнее. 
(А еще лучше подготовить картинки
 :)

  • развитие диалектического мышления - способа мышления, позволяющего находить противоречия и противоположности в объектах и явлениях.

Примерами игр для тренировки диалектического мышления могут служить вариации игр «Хорошо-плохо»,  Например игра «Суд» (суд над Красной Шапочкой)

  • развитие  функционального мышления – умения определять, какую функцию («работу») выполняет предмет. С развитием функционального мышления неразрывно связано умение находить ресурсы (скрытые функции) окружающих объектов. «Прокачанность» этой способности особенно выделяет креативную личность. Например, найти новое применение зубочистки.

      Наконец, когда начинать учить творчеству? Как можно раньше, пока ребенок воспринимает мир дружественным и целостным. Разумеется, основным средством развития креативности в раннем возрасте могут быть только увлекательные игры.

Желаю удачи!

     

      Даны словарные слова: комар, фонарь, собака, солома, пальто, медведь, замок, баран.

      Придумать по этим словам мультфильм, сюжет которого разворачивается от одного слова к другому.

     

     Даны словарные слова: комар, фонарь, собака, солома, пальто, медведь, замок, баран.

      Придумать по этим словам мультфильм, сюжет которого разворачивается от одного слова к другому.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс Развитие креативного мышления учащихся с использованием развивающих игр

Как развивать креативное мышление младших школьников? я использую элементы и приемы ТРИЗа. Игры "Ассоциации" по смежности, по подобию, составляем ассоциативные цепочки, учимся составлять загадки,...

«Развитие креативного мышления младших школьников».

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке вс...

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Развитие креативного мышления ребенка в условиях группы продленного дня.

        Организация  жизни и деятельности  в  группе  продленного  дня,  создание  воспитывающей  среды,  способствующей  л...

Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения

Материл по развитию творческого мышления на уроках литературного чтения....