Рабочие программы по УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
рабочая программа (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора
протокол № ___ школы
от _____________ от __________ № ___
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ___
от _____________
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
УМК «Начальная школа XXI века»
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умения формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- принимать и удерживать цель задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение ее этапов;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе;
- проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
Познавательные
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
- активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий;
- обогащать словарный запас, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе.
Коммуникативные
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне4
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать свое суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своем любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать свое эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
- сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства – словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе свое отношение к произведениям разных видов искусства )изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение подбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
У обучающихся будут сформированы:
- духовные начала личности и целостная картина мира;
- основы художественной культуры;
- понимание роли искусства в жизни человека;
- представления о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;
- потребность в творческом проявлении;
- наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;
- умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути ее реализации в художественном материале;
- способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать свое отношение к происходящему;
- понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.
Учащиеся научатся:
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства – цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объем, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;
- работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углем, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т.д.);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета, смешивать цвета для получения нужных оттенков;
- выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;
- создавать образы природы и человека в живописи и графике;
- выстраивать композицию в соответствии с основными ее законами (пропорция, перспектива, контраст, линия горизонта: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, композиционный центр);
- понимать форму как одно из средств выразительности;
- отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;
- видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;
- использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) для придания выразительности своей работе;
- передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека. Животного, настроение в природе;
- использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического образа;
- создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;
- изображать объемные тела на плоскости;
- использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;
- применять различные способы работы в объеме – вытягивание из целого куска, наклеивание на форму (наращивание формы по частям) для ее уточнения, создание изделия из частей;
- использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);
- чувствовать выразительность объемной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объемных композиций, в том числе многофигурных;
- понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;
- понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;
- понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;
- использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;
- понимать культурно-исторические особенности народного искусства;
- понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;
- приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественно-творческой деятельности;
- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;
- видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;
- понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;
- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая свое эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;
- работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;
- воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);
- переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;
- работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;
- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;
- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;
- проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства;
- использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.
- Содержание учебного предмета, курса
- Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч.)
Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок). Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). Передача объёма в живописи и графике. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект. Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала). Передача динамики в объемном изображении — лепка по памяти фигуры человека в движении. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи».
- Развитие фантазии и воображения (11 ч.)
Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза). Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда).
Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
- Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 ч.)
Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А.Сислей. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе. Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Природа и художник (2 ч.) | ||
1 | Мир глазами художника. «Букет из осенних листьев». | 1 |
2 | Музыка природы. «Солнечный день в горах». | 1 |
Природные объекты в творчестве художника (14 ч.) | ||
3 | Воздушное пространство. «Облака и птицы в небе». | 1 |
4 | Водный мир. «Подводные обитатели». | 1 |
5 | Морской пейзаж. Композиция «Корабли в море». | 1 |
6 | Знакомство с разнообразием подводного мира. Создание своего кораллового острова. | 1 |
7 | «Морской натюрморт с ракушкой». | 1 |
8 | Земная поверхность. «Играющие животные». | 1 |
9 | Композиция «Прогулка в парке». | 1 |
10 | Стилизация. Сосуд в виде птицы (животного, дерева). | 1 |
11 | Декоративно-прикладная деятельность «Бусы в подарок». | 1 |
12 | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке «Хозяйка медной горы». | 1 |
13 | Композиция на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | 1 |
14 | Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца». | 1 |
15 | Контраст в рисунке. «День и ночь». | 1 |
16 | Изображение человека в движении. | 1 |
Величие природы на языке изобразительного искусства (9 ч.) | ||
17 | Глухие и звонкие цвета. Чистые цвета. «Яркое солнечное утро». | 1 |
18 | Главные и дополнительные цвета. Нюанс. Отображение природы в музыкальном произведении. | 1 |
19 | Гризайль. | 1 |
20 | Монотипия. | 1 |
21 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: «Хоккеист и балерина». | 1 |
22 | Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». | 1 |
23 | Воскография. | 1 |
24 | Воздушная перспектива. «Военные корабли в море». | 1 |
25 | Рисование с натуры. «Яблоко», «Чашка». | 1 |
Выразительные средства изобразительного искусства (9 ч.) | ||
26 | Форма, объём, цвет, ритм. | 1 |
27 | Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений. Создание алфавита. | 1 |
28 | Дизайн. Мебель для куклы. | 1 |
29 | Передача объёма в скульптуре. Рельеф. | 1 |
30 | Объём в живописи и графике. | 1 |
31 | Орнамент. Изразцы. | 1 |
32 | Великие художники России. | 1 |
33 | Архитектура и декоративно-прикладное искусство. | 1 |
34 | Архитектурные достопримечательности. Знакомство с крупными музеями России. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс
Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа УМК Начальная школа XXI века- 1 класс
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования. ...
Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века", 3 класс
Рабочая программа курса «Математика» на 2013-2014 учебный год для учащихся 3 класса ГБОУ СОШ № 281 г. Москвы разработана на основе авторской программы В.Н.Рудницкой(Сборник программ к комп...
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс
Рабочие программы УМК" Начальная школа xxl века " 4 класс.Русский язык; Литература; Математика;Окружающий мир; Технология; Изобразительное искусство....
Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 2 класс
Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...
Рабочие программы УМК «Начальная школа ХХI века» 3 класс
Рабочие программы составлены на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие ...