Программа кружка "Красочный мир" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа
Данная программа носит художественно-эстетическую направленность, она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. программа направлена на овладение нетрадиционног метода"АРТ- ТЕРАПИЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_krasochnyy_mir.docx | 42.51 КБ |
prezentatsiya_artterapiya_1.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Д/с №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению детей»
Протокол № от ___ 09.16 г. к приказу №______ |
Утверждаю: Заведующая МБДОУ № 15 |
Е. А. Топоева |
«___» _________2017г. |
Рассмотрено на заседании МО Приложение №_____
ПРОГРАММА РАБОТЫ
КРУЖКА «Красочный мир»
(старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» (продуктивная деятельность)
Руководитель кружка: Андрюшина Людмила Михайловна
Шарыпово 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Список детей
2. Пояснительная записка
3. Актуальность программы
4. Цель и задачи
5. Режим занятий.
6. Структура занятий
7. Педагогические технологии, методы и приёмы
8. Способы и формы организации
9. Материально - техническое оснащение
10. Планируемые результаты
11. Перспективное планирование
12. Литература
13. Диагностика
Список детей
1. Алимова Есения
2. Букарев Антон
3. Витюк Ксения
4. Дусь Иван
5. Макаревич Света
6. Постоленко Лиза
7. Узлов Рома
8. Шулешко Данила
1. Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, нитками, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом, гуашью, красками…). и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок, рисунков с использованием традиционных и нетрадиционных методов, художественно-дидактических игр, упражнений. Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ в ДОУ и на уровне города. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей и друзей, оформление зала для проведения праздничных утренников.
Актуальность программы «Красочный мир» заключается в том, что она предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать художественно-эстетический вкус, мелкую моторику рук и речь у детей, укреплять психофизическое здоровье, что немаловажно для моих воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности. Всё это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы: развитие творческих способностей, развитие связной речи и мелкой моторики рук у детей, укрепление психофизического здоровья воспитанников.
Задачи:
Образовательные: формировать навыки работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.);
- познакомить с разными технологическими приемами обработки материала;
- формировать знания о нетрадиционных методах аппликации и рисовании;
- способствовать правильной организации рабочего место, соблюдению порядка, личной гигиены, правил безопасности во время работы детей и экономичному расходованию материала-
Развивающие:
- развивать психофизические качества;
- развивать мелкую моторику рук и речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,
- вызывать положительные эмоции к окружающей действительности.
Срок реализации программы - 1год и рассчитан для детей 5-6 лет.
Режим занятий:
- 1 занятие в неделю
- 2 занятия в месяц
- 18 занятий в год
- время проведения – от 22 до 25 минут
- работа проводится вне занятий во вторую половину дня, пятница – 16.00
Структура занятий
Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством воспитателя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой. Рассказ воспитателя, объяснение, игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач дети могут слушать, сидя на ковре, а рассматривать иллюстрации и предметы – стоя вокруг воспитателя. Для разминки кистей рук проводится пальчиковая игра, по возможности соответствующая теме и цели занятия. Например, тема «В осеннем лукошке, всего понемножку» - пальчиковая игра «Как на нашем огороде…». На развитие внимания и памяти, а также на закрепление знаний об овощах и фруктах целесообразно проводить дидактические игры: «Хлопай и топай», ТРИЗ «Хоршо – плохо и др.
II. Основное содержание занятия.
Продуктивная часть кружковой работы проходит с динамическими и физкультурными паузами, дыхательной, пальчиковой гимнастикой и гимнастикой для глаз.
III. Заключительная часть.
Оценка результатов работы. Оценка может происходить в кругу, когда каждый ребенок оценивает свою поделку и рассказывает о ней, а сказочный персонаж или воспитатель хвалит каждого ребенка за проделанную работу.
Готовые работы размещаются на стенде, выставках ДОУ, на сайте группы, участвуют в конкурсах города, дарятся родным и близким,
Педагогические технологии,
- личностно-ориентированные, направленные на развитие личности;
- групповая технология (групповой опрос, одновременная работа с группой, работа в парах сменного состава);
- игровые технологии ( сюжетные, с предметом и т.д.)
- здоровьесберегающая технология ( направлена на сохранение и укрепления здоровья детей)
Методы и приёмы работы:
- словесный метод - на теоретических и практических занятиях ( объяснение, рассказ, беседа, сказка);
- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;
- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;
- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;
- объяснительно - иллюстративный метод включает рассматривание образца и показ выполнения работы воспитателем;
- создание ситуации успеха - помогает настроить ребёнка на предстоящую работу и понять, что у него всё получится.
- оздоровительный метод - позволяет снять усталость, избежать перенапряжения.
Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, с использованием игровых методик.
Способы организации деятельности:
- игра;
- опытно-экспериментальное действие;
- групповая;
- в малых группах;
- индивидуальная
Формы организации занятий:
- практические работы репродуктивного и творческого характера,
- интегрированное занятие,
- творческие выставки,
- конкурсы.
Кружковая деятельность организуется по общепедагогическим принципам сезонности, систематичности и последовательности «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому», по принципу интереса с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Материально - Техническое оснащение:
Инструменты и приспособления:
- Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка).
- Кисточка для клея (на каждого ребёнка).
- Клей ПВА-М (на каждого ребёнка).
- Карандаши простые, восковые мелки (на каждого ребёнка).
Материалы:
1.Пластилин.
2.Двусторонняя цветная бумага (на каждого ребёнка).
3.Салфетки разного цвета (на каждого ребёнка).
4.Цветной картон (на каждого ребёнка).
5.Полоски цветной бумаги (на каждого ребёнка).
6.Гофрированная бумага (на каждого ребёнка).
7.Шишки, ракушки, засушенные листья, цветы.
8. Шерстяные нитки.
9.Крупы
Дидактические игры:
1.«Узнай по – звуку».
2. «Узнай на ощупь»
3. «Хорошо – плохо»
4. «Волшебство геометрических фигур» и др.
Словесные игры:
1. «Доскажи словечко»
2. «Загадки – отгадки»
3. «Один – много»
4. «Назови ласково» и др.
Планируемые результаты
К концу обучения дети достигают определённого уровня художественно - эстетического развития:
- эмоционально воспринимают содержание произведения, запоминают и узнают знакомые картины, иллюстрации, дети научатся сочетать разные художественные (традиционные и нетрадиционные) материалы и изобразительные техники при выполнении творческих задач;
- сформированы умения работы с различными материалами, используемыми в изобразительной деятельности и аппликации;
- сформированы знания о нетрадиционных методах аппликации и рисовании.
У детей совершенствуется:
- речевая и творческая активность для дальнейшего обучения в школе;
- воображение, мышление, память;
- совершенствуется конструктивное общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- мелкая моторика рук;
Воспитанники будут уметь:
- правильно организовывать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- экономно расходовать материалы;
- изготавливать несложные работы из различных материалов;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
Перспективное планирование
№ | Тема | Всего занятий | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Работа с гуашью, красками | 3 | 0,3 | 2,7 |
3 | Работа с пластилином | 2 | 0,3 | 1,7 |
4. | Работа с крупами | 2 | 0,3 | 1,7 |
5. | Работа с бумагой | 4 | 0,3 | 3,7 |
4 | Работа с нитками | 2 | 0,3 | 1,7 |
5 | Работа с бумагой | 2 | 0,3 | 1,5 |
6 | Комбинированная работа | 2 | 0,3 | 1,7 |
| Всего | 18 | 3,1 | 14,9 |
Комплексно - тематический план работы кружка
Месяц и № занятия | Тема | Цель | |
Работа с красками и гуашью (нетрадиционным способом) | |||
Сентябрь 1 неделя | Вводное (диалоговое общение, игра). Виды изобразительного искусства. | Знакомство с миром искусства. Выявление у детей уровня развития художественных способностей рисования красками, гуашью, мелками, карандашами | |
3 неделя | «В осеннем лукошке, всего понемножку» беседа про урожай. Рисование красками | Закрепление умений детей рисования красками | |
Октябрь 1 неделя | «Золотой листопад» (гуашь) Рассматривание картины И.Левитана Рисование – отпечатки листьев.). | Создание природной композиции средствами нетрадиционного рисования. Ознакомление детей с оттиском. Развитие внимания, мелкой моторики мыслительной деятельности. | |
3 неделя | «Лес, точно терем расписной» (краски).Рисование по мокрой бумаге | Создание сюжетных композиций нетрадиционным способом рисования, развитие чувства цвета и композиции | |
Пластилинография (работа с пластилином) | |||
Ноябрь 1 неделя | «Праздничный букет» | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Пластилинография» Ознакомление с приёмом - растяжка (задавание правильного направления мазка) | |
3 неделя | «Праздничный букет» | Ознакомление с приёмом - скручивание | |
Декабрь 1 неделя | «Новогодняя композиция» | Ознакомление с приёмом - скатывания | |
3 неделя | «Новогодняя композиция» | Создание композиции с использованием приёма - скатывания | |
Январь | Рисование крупами (манка, гречка, рис) | ||
1 неделя | Рисование манной крупой «Зимний лес» (манной крупой, клеем). | Развитие умений рисования при помощи клея и манки | |
3 неделя | «Весёлые зверюшки» (манная крупа, рис, гречка) | Совершенствование умений рисования комбинированными крупами. | |
Аппликация (цветная бумага, гофрированная, салфетки) | |||
Февраль 1неделя | «Жизнь прекрасна, когда безопасна» | Закрепление умений создавать сюжетные картинки при помощи аппликации. | |
3 недели | Аппликация «Открытка для папы (разноцветные салфетки) | Ознакомление детей с новым видом аппликации – торцевание. Создание открытки - методом торцевания из скатанных в шарики салфеток. | |
Март 1 неделя | «Букет для мамы» Оригами | Создание праздничной открытки из цветной бумаги и гофрированной. | |
3 неделя | «Пасхальный сувенир» (цветная бумага) | Знакомство с новым методом аппликации – обрывание. Развитие умений у детей мелко обрывать бумагу и наклеивать на силуэт. | |
Аппликация – ниткография (нитки, гуашь) | |||
Апрель 1 неделя | Аппликация из цветной бумаги Звезды и кометы | Знакомство с новым методом аппликации – ниткография. Учить детей наклеивать нитки по контуру рисунка, середину закрашивать гуашью) | |
3 неделя | «Первоцветы» (Аппликация сюжетная) (шерстяные нитки и мелконарезанные) | Закрепление умений аппликативных способов и средств художественной выразительности для создания образа подснежника и одуванчика | |
Аппликация (нитки, цветная бумага) | |||
Май 1 неделя | «Поздравительная открытка к 9 Мая» Комбинированные техники аппликации | Создание праздничной открытки выполненных в различных аппликационных техниках с использованием ниток и бумаги | |
3 неделя | «Весна в природе» Аппликация из ниток Пушистые картины | Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники- освоение разных способов создания образа: контурного, силуэтного |
Используемая литература:
1. И.А.Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.
2. Митителло. Аппликация техника и исскуство»- М.: изд. «Эксмо», 2005
3.Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. М:Пролсвещение, 1996г.
4. Куцакова Л.В. « Конструирование и художественный труд в детском саду.: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2008
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М-Просвещение, 1985г.
6.Швайко Г.С. Занятия по изодеятельности в д/с. М-Владос, 2000г.
Диагностика: Верещагина Н.В. , 2014.; Стефанова Н.Л. , 2012
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство само по себе обладает целительным действием ( Э.Крамер ) Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.
Арт - терапия преследует единую цель гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства . (педагогам – психологам) Развитие психических, творческих процессов и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ . (педагогам – воспитателям)
Актуальность: Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР особый акцент уделяю развитию речи. Хорошо развитая мелкая моторика здесь очень важна, поскольку через неё развивается речь и такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память. Для развития мелкой моторики рук у детей все средства хороши и арт – терапия не исключение.
Одним из основных преимуществ арт-терапии является - доступность для каждого, т.к. этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов для исцеления, развития собственного потенциала и обретения внутренней гармонии. Что же отличает ее от обычных занятий по живописи?" Разница здесь в том, что искусство не есть самоцель, а представляет собой лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия направлены не на результат, а на процесс .
Виды Арт – терапии: Музыка - музыкотерапия ; книга — это библиотерапия ; театр, образ — это имаготерапия ; изобразительное искусство — это изотерапия ; танец, движение — это кинезитерапия . песочная терапия и др.
Изотерапия : р исование ; лепка; а ппликация; о ригами Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере, с использованием пальчиковых игр, с массажными мячами, художественной литературы и музыки.
Работа по арт - терапии осуществляется через: образовательную деятельность; совместную деятельность взрослых и детей; кружковую работу; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников формы работы: и ндивидуальная; групповая; фронтальная;
«Рисование пальцами и ладонями» Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления . Далеко не все дети по собственному желанию переходят на рисование пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения . Именно для этих детей такие занятия служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
«Рисование пальцами и ладошками»
«Рисование по мокрому» – данная техника рисования очень нравится детям с ОВЗ, т.к. рисовать по – мокрому очень легко краски сливаются друг с другом, образуя постельные тона, которые успокаивают детей и настраивают на дальнейшую работу. Эту технику рисования рекомендуют применять с гиперактивными детьми.
«Рисование предметами окружающего пространства» Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Рисование мятой бумагой, зубной щёткой, губкой, ватной палочкой.
«Рисование на снегу и песке» Рисование на снегу и песке даёт детям полную раскрепащённость и свободу действий в изображении рисунков, т.к. нет ограничений в формате, в положении рисунка, боязни испачкаться или сделать, что – ни будь ни так . Такие занятия подходят детям застенчивым, робким и направлены для развития самооценки.
« Рисование пластилином» - трудоёмкое занятие, которое требует от детей усидчивости и терпеливости. Данная техника укрепляет мышцы мелкой моторики, подготавливает руку к письму и способствует разнообразию сенсорного опыта.
« Пластилинография »
Работа с бросовым материалом Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, гречка и др.) Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью , негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве , дарит чувство успешности.
«Рисование листьями»
«Рисование крупой»
«Аппликация из ваты и перьев» Работа с ватой и перьями доставляет воспитанникам большое удовольствие, т.к. они на ощупь мягкие, воздушные, лёгкие и помогает быстро настроить детей на рабочий лад, снимают стресс, напряжение, агрессию, позволяют непринуждённо развивать мелкую моторику рук.
« Ниткография » Эту технику по аппликации можно использовать в работе с гиперактивными детьми, как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности, усидчивости, а также для повышения самооценки).
« Ниткография »
Работа с бумагой П озволяет детям освоить многие операции складывание бумаги , резание ножницами, склеивание, скатывание, скручивание, обрывание, сминание, торцевание. Воспитывает характер: - упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить начатое дело до конца.
Техника «Обрывания»
Техника: « Обрывания», «Оригами» «Торцевания», «Скатывания».
«Конструирование из бусин и пуговиц» Д анная техника, очень легка и проста, поэтому так нравится детям, т.к. она без особых усилий позволяет развивать у воспитанников ни только мелкую моторику, но и творческие способности. Преимущество её в том, что рисунок быстро делается и легко исправляется.
«Выкладывание из бусин и пуговиц»
Работа с комбинированным материалом п озволяет развивать творческие способности, усидчивость, терпение, у мение моделировать, выбирать нужный материал и сочетать цвета. Данный вид работы раскрепощает детей, снимает мышечное напряжение и усталость.
Вывод: Таким образом, методика арт-терапии способствует детям с ОВЗ: формированию интереса к изобразительной деятельности, возрастанию потребности в творчестве у детей (рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка); развитию мелкой моторики рук ; развитию речи; развитию всех психических процессов (память, воображение и т.д.)
Спасибо за внимание, желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедия.Взаимодействие педагогов и медработников в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР)
Консультация родителей и педагогов (специалистов) по данной теме необходима для более четкой координации действий всех участников учебно-образовательного процесса....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовитель...
Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие", "социально - коммуникативное" проводилось в игровой форме с...
Программа работы кружка "Фантазёры" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Данная программа расчитана на развитие мелкой моторики, на развитие речи детей и конструкторского мышления....
Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР
Образовательная область программы кружка "Фантазёры" "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная, конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 2022 - 2023 уч.г
Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рабочая программа логопедической работы в группе компенсирующей направленности для детейс фонетико-фонематическим недоразвитием речи....