Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов" (из опыта работы)
учебно-методический материал
Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС
Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"
(из опыта работы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержательные аспекты достижения новых образовательных результатов в контексте ФГОС
Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"
(из опыта работы)
Автор: Тимошенко Мария Андреевна
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизнью.
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
В технологии РКМ урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Суть РКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».
Подробнее рассмотрим первую фазу технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.
Задачи данной фазы:
1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
4. Побуждение ученика к активной деятельности.
Функции стадии “Вызова”:
· мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
· информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
· коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.
На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМ учитель может использовать следующие приемы:
1. “Кластер”.
2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
4. “Дерево предсказаний”.
5. “Ромашка Блума”.
6. “Верные и неверные утверждения”.
7. “Верите ли вы?”.
8. “Корзина идей”.
9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
10. “Синквейн”.
11. Прогнозирование
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
- Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Тема урока: «Растения». 3 класс.
Учитель записывает тему урока как «сердцевину» кластера. Вместе с детьми формулирует и записывает вопросы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы в течение урока.
- Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.
Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
«Зона арктических пустынь», 4 класс
Тонкие вопросы
Какая температура воздуха?
Какие животные населяют арктические пустыни?
Какие растения растут?
Чем занимаются люди?
- Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.
Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”.
Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания.
Окружающий мир, 1 класс. Тема: «Звери – млекопитающие».
знаю
Есть звери дикие и домашние;
о домашних заботятся люди;
дикие сами добывают пищу;
Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записи остаются на доске до конца занятия.
хочу узнать
Почему зверей назвали млекопитающими?
На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов.
узнал
4. Прием “Дерево предсказаний”.
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.
Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
- класс «Какой бывает транспорт?»
- Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.
Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один предмет (явление) отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы (оценочные и практические), а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).
«Перед тем, как читать текст о кактусах, самостоятельно сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу. Возможно, текст поможет нам на них ответить».
3 класс «Суффикс»
Сформулируйте по одному практическому и одному оценочному вопросу.
Для чего нужен суффикс?
Чем суффикс отличается от приставки?»
Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию.
Тема урока: Какие бывают растения? 2 класс
Вопросы:
1…растения в лесу можно условно разделить на 3 яруса.
2…у трав мягкие и сочные стебли.
3…деревья бывают лиственные и хвойные.
4…кустарники бывают лиственные и хвойные.
5…у деревьев один толстый стебель.
6… у кустарников несколько стеблей, отходящих от корня.
7…у хвойных растений нет листьев
8…растение под названием «Вероника дубравная» является травой.
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
Тема урока «Пустыня». 4 класс.
1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет
2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет
3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет
4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Тема урока: «Почва» 3 класс.
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Что вы знаете о почве?
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Они должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.
По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Класс 2 В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»,
В рассказе, который мы сегодня прочитаем, нам встретятся слова:
- тайна
- мама
- Кремль
- явное
- нечестно
- милиционер
- окно
- становится
- каша на шляпе
- дядя.
Как вы думаете, о чем может идти речь в этом произведении? Сейчас вам будет необходимо проявить свою фантазию и составить небольшие рассказы, используя данные слова. Подумайте, какие события могут описываться в рассказе с таким названием. (Несколько учащихся, по желанию, прочитывают свои сочинения)
Однажды мама нам рассказала тайну о Кремле.
Милиционер выглянул из окна и увидел дядю с кашей на шляпе.
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 класс
Догадайтесь, о ком идёт речь, прочитав ключевые слова из одного очень известного его произведения:
Дуб зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
- Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской литературы - Александр Сергеевич Пушкин.
Прием “Написание синквейна”.
В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.
Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной.
2 класс В Осеева «Волшебное слово»,
Стадия вызова
Предлагается синквейн без первой строчки
----------- (уважение)
воспитанный, внимательный, вежливый
помогает, заботится, радует
Он доброжелателен к окружающим.
Человек.
Вопрос:
– Определите первое слово синквейна.
– О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
– Как человек может показать, что он уважает другого?
– Дети, как вы понимаете слова «уважение», «вежливость»?
В. Осеева «Волшебное слово».
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Осеевой.
– Прочитайте, как он называется.
Приём: Прогнозирование
Тема урока литературного чтения классе В. Бианки. «Ёж-спаситель» 2 класс
- Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека?
- Кем он может быть по профессии? (охотник, Писатель).
Это портрет Виталия Валентиновича Бианки, детского писателя.
Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).
Мы уже читали некоторые произведения этого раздела. О ком они?(О животных)
– В этот раздел включено и произведение В.Бианки . Как вы думаете, почему? О ком он писал? (О животных)
Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Бианки. Зная автора, можем предположить жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? (Сказка, рассказ?)
Записываю на доске предположения
- О ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
(О животном) Записываю предположения на доске
Работа с текстом до чтения (антиципация)
Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что на ней изображено? Можете предположить о каком животном пойдёт речь?
Высказывания детей записываются на доске.
Работа в парах. Один человек из группы делает свой прогноз.
Постановка задачи:
А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст.
- Кто будет героем произведения?
Предположите, как могут разворачиваться события?
2 класс Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Посмотрите на портрет, что вы можете сказать о характере этого человека? - Кем он может быть по профессии?
2 класс А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
-Прочитайте имя и фамилию автора. Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина?
Что читали?
-Прочитайте название произведения.
-Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка)
-О чем ещё можно узнать из заголовка?( о героях сказки)
-Кто изображен на иллюстрации? Где будут происходить события?
-Что еще можно предположить до чтения?
2 класс В Осеева «Волшебное слово»,
О чем может быть рассказ с таким названием?
Дети говорят свои предложения.
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
Работа с иллюстрацией
Иллюстрации к рассказу (из учебника).
- Кто изображен на иллюстрации?
- Как выглядят герои? (Обратите внимание на выражение лица мальчика.)
- Что можно сказать о них?
- Как вы думаете, что произошло между ними? Что их объединяет?
В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.
Обобщая все вышеуказанное, ещё раз хочется отметить, что работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования. Очень интересна данная технология. Новый стандарт обязывает каждого из нас работать именно так. За такими технологиями будущее.
Список литературы:
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 134 с.
2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб., 2003. - 192 с.
3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. - 175 с
4. Ласкожевская Е.В. Технология развития критического мышления младших школьников. // Начальная школа. – 2007, № 7, с.68-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения
Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...
Презентация. Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата. «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижен...
Портфолио школьника и его роль в достижении нового образовательного результата.
Портфолио ученика и его роль в достижении нового образовательного результата.. Что такое «Портфель достижений»? «Портфель достижений» - это собрание работ и результатов, которы...
Курс "Мир деятельности"как средство достижения новых образовательных результатов. Актуальность надпредметного курса "Мир деятельности"
В статье ( выступлении) рассказывается об опыте работы по данному курсу, объясняется, почему курс актуален....
Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов
В работе описывается практика достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...
Роль и значение проектной деятельности для достижения нового образовательного результата начального образования в условиях реализации ФГОС НОО(из опыта работы)
умениями В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвит...
Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагае...