Внеклассное мероприятие с учащимися 1 класса по теме "Все ли кошки мурлыкают?"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по внеурочной деятельности в начальной школе "Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?"
Цель: познакомить с историей одомашнивания кошек, с поведением кошки в домашних условиях, породами кошек, со способностью мурлыкать, животными из семейства кошачьих, которые не воспроизводят подобные звуки.
Формирование УУД
Познавательные: расширить знания о домашних животных – кошках;
обучить заботливому отношению к животным, ощущению их беззащитности, сопереживанию и сочувствию им; развивать восприятие формы, величины; воспитывать любовь к животным, развивать наблюдательность.
Коммуникативные:
формировать умение участвовать в беседе, обучать построению высказывания, развивать внимание и диалогической речи учащихся, активизировать словарь.
Регулятивные:
овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; способов решения проблем творческого и поискового характера; начальных форм познавательной и личностной рефлексии; начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
формировать готовность и способности обучающихся к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию; уважительное отношение к иному мнению.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)
Ход занятия
I. Организация внимания
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.
II. Сообщение темы занятия.
- О каком животном говорится в следующей загадке? 1 слайд
«Острые ушки. На лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка».
(Кошка) 2 слайд
- Сегодня будем говорить о пушистом, своенравном, любопытном животном, которое живёт практически в каждом доме – кошке. Тема нашего занятия: «Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?» 3 слайд
III. Усвоение новых знаний. 4 слайд
- Кошка является одним из самых распространенных домашних животных. Человек приручил кошку гораздо позже, чем собаку. В разные времена к кошке относились по-разному.
5 слайд. Свидетельства о раннем приручении кошки не вполне достоверны. Поэтому более осторожные ученые считают, что по-настоящему домашним животным кошка стала приблизительно 4 тысячи лет назад. А до этого жила вблизи деревень на положении полудиком - полудомашнем. Ловила мышей, люди ее не преследовали, а подкармливали. Словом, потихонечку приручали, и это приручение, как ни у одного другого домашнего животного, продолжалось тысячелетия. До нас дошло изображение из камня кошки с ошейником - знаком принадлежности хозяину.
6 слайд. В Древнем Египте кошку почитали как священное животное.
Существовала даже кошачья богиня Бастет. Со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы.
7 слайд
Суровые законы Древнего Египта без пощады карали всех, кто причинял вред кошке. За её убийство назначалась смертная казнь. При пожаре из горящего дома первым делом спасали кошек, только потом – имущество. В Греции в XII веке до нашей эры иметь кошку было роскошью. На Руси кошку считали символом тепла и уюта. Ее называли хозяйкой дома, поэтому при переселении в новый дом кошку всегда впускали первой. Однако настоящее признание и всеобщая любовь пришли к кошке позже – в прошлом веке.
8 слайд
Кошка домашняя относится к отряду хищных млекопитающих, семейству кошачьих и роду кошек. Это семейство объединяет как давно вымерших, так и ныне существующих представителей. Известно 37 видов кошачьих. Древним исходным и главным предком всех пород и разновидностей кошки считается дикая североафриканская буланая или ливийская. В диком состоянии эти кошки сохранились и до наших дней.
Они распространены по всей территории Африки и в обширной зоне от Средиземноморья до Китая. По внешнему виду эти кошки похожи на сильно исхудавших домашних кошек.
Приручаются легко.
- А вы знаете, что у кошки есть дикие родственники? Кто они, мы узнаем, отгадав загадки.
У него большая грива:
И – пушиста, и – красива!
Какая миленькая киска…
Подходят дети к клетке близко,
К ней тянут руки, осмелев,
Но, осторожно – это … (лев) 9 слайд
Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте ... (леопард) 10 Слайд
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит … (рысь) 11 слайд
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный... (тигр) 12 слайд
Горностай гордится мехом,
Барс - отвагою своей.
А кто своим прекрасным бегом
Удивляет всех зверей? (гепард) 13 слайд
IV. Актуализация знаний.
-Посмотрите видеоролик и скажите, что делает кошка?
(просмотр видеоролика)
(мурлычет)
14 слайд
Способность мурлыкать – удивительная особенность животных из семейства кошачьих, которая до сих пор вызывает много вопросов. Как кошки воспроизводят подобные звуки и, главное, почему кошки мурлыкают? Ученые утверждают, что мурлыканье кошки – самый приятный звук для человеческого уха.
Вы наверняка замечали — когда кошка довольна и удовлетворена, она начинает издавать необычные звуки, то есть мурлычет. Зачем и почему она это делает в определенный момент, точно определить не в состоянии даже ученые, но на этот счет существует несколько интересных версий.
Слайд 15 - Версия 1
Мозг животного постоянно посылает сигналы к мышцам голосовых связок. Под действием электрических импульсов эти мышцы начинают сокращаться, вызывая вибрацию. Если кошка при этом открывает рот, то она мяукает, а с закрытым ртом – мурлычет. Причина в наличии особых косточек, расположенных под языком. Благодаря такому свойству систему косточек называют также ложными голосовыми связками.
Слайд 16 - Версия 2
Еще одно предположение о происхождении мурчания: звук вызван движением воздуха внутри легких. Но эта версия пока не имеет научного подтверждения. Доказано только, что звук издается животным и во время вдоха, и на выдохе. То есть интенсивность и громкость урчания не зависят от направления движения воздуха.
Слайд 17 - Версия 3
Кошки способны заставлять кровь в сосудах горла и грудной клетки циркулировать особым образом, вызывая вибрации. Эти колебания внутри черепа и преобразуются в звуковые волны.
- О чем мурлычет кошка? Как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте посмотрим предположения, и сравните со своими. 18 слайд
• В первую очередь таким знаком животное показывает и рассказывает нам, что оно сыто, здорово и счастливо. Проверить это легко — просто погладьте свою любимицу.
• Очень часто мурлыкают кошки, у которых есть котята, таким способом они показывают своим детишкам, что все в порядке и можно не беспокоиться. В свою очередь котята тем же самым отвечают своей маме - все хорошо.
• Ветеринары считают, что при помощи такого необычного звука питомец может поддерживать свое физическое состояние в полном порядке.
• Питомец мурлыканьем зачастую показывает своему хозяину, что ему что-то требуется, например, если кошка захотела покушать, а миска пустая.
• Встретившись с опасностью лицом к лицу, животное может начать громко мурлыкать, как бы показывая свою беззащитность.
• Изредка подобным образом питомцы показывают нам, что они болеют.
• Между собой животные могут также общаться при помощи мурлыканья.
Физминутка
Физминутка «Кошка беспородная»
-Как вы думаете. Все ли кошки мурлычут?
19 слайд Все кошки, независимо от их размеров, имеют одинаковые пропорции тела. Если вы увеличите фотографию кошки до большого формата, то увидите, что она очень похожа на тигра.
20 слайд, 21 слайд Мypлыкают только мелкие представители кошачьих - оцелот, сервал, рысь, кошка. Из более крупных представителей мурлыкать умеют ирбис (снежный барс), гепард, ягуар, пума.
22 слайд Что касается воспроизведения различных звуков, то домашняя кошка, кроме мурлыканья, может еще и мяукать, выть и орать. Другие виды кошек издают другие звуки. Лев и тигр могут рычать. Ягуар и леопард издают звук, похожий на громкий кашель или рявканье.
Но самое интересное, что из-за иного строения некоторых костей горла ни лев, ни тигр, ни ягуар, ни леопард не могут мяукать!
V. Закрепление знаний изученных раннее
23 слайд - Сейчас я предлагаю раскрасить кошку из геометрических фигур (на картинках – раздаточных материала изображена кошка из геометрических фигур).
- Из каких геометрических фигур состоит кошка?
Все фигуры надо закрасить цветными карандашами. Подумайте: какого цвета будет ваша кошка. Когда раскрасите кошку, посчитайте и запишите рядом с фигурой, сколько треугольников, кругов, овалов.
Ребята работают самостоятельно.
Проверка работ, дети показывают на доске фигуры треугольников- 10, кругов- 3, овалов – 6.
- Ребята, молодцы, все справились. Кошки получились на славу. У каждого из них свой характер, свой внешний вид. Посмотрев на них, хочется дать им кличку. А как вы их назовете? Напишите кличку своей кошки. Как пишется кличка животного?
24 слайд «Придумай кличку»
Если котик любит играть - Игрунчик
Если царапается - Царапка
Если котик рыжий - Рыжик
Если полосатый - Тигренок
Ребята рассказывают, как назвали своего питомца и почему.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы для себя узнали?
- Чем занятие вам запомнилось?
А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке. 25 слайд
Раскрасьте кружок на вашей картинке кошки и раскрасьте тем цветом, который слайд
соответствует вашей оценке
красным - очень хорошо занимался, все получилось сегодня;
зелёным - старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось;
синим - был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии
- В заключение хочется сказать: 26 слайд
Ах, как много на свете кошек,
нам с тобой их не счесть никогда.
сердцу снится душистый горошек,
и звенит голубая звезда.
Любите кошек!
Ухаживайте за ними!
Мы в ответе за тех, кого приручили!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"
Иванова Автор - учитель начальных классов Иванова Елена Александровна МОУ ООШ №78 г. Саратов Внеклассное мероприятие для учащихся 3 классов Игровая программа "Сохрани здоровье"...
Внеклассное мероприятие для учащихся 2 класса
Поделись улыбкою своей . Коспект внеклассного мероприятия. Цели: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями. Задачи: развивать к...
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "Ай, да, масленица!"
Мероприятие для начальной школы. Прощание с зимой прошло весело и интересно....
Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса. "Доброе слово и кошке приятно"
Цель классного часа расширить знания учащихся о добрых и вежливых словах, об их применении в жизненных ситуациях. ...
Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов "День рождения класса".
Разработка содержит материал (стихи, песни, загадки, игры, конкурсы) для проведения праздника "День рождения класса"....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы по теме: "Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся"
Внеклассное мероприятие разработано на основе стихотворения С.Я.Маршака "Потеряли котятки по дороге перчатки". Мною создан переработанный сценарий, с добавлением новых персонажей. Являюсь автором поэт...
Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса. Тема: «Доброе слово и кошке приятно».
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif...