"Сказка театра кукол"
методическая разработка (1 класс) на тему

Байкова Ирина Борисовна

Занятие по внеурочной деятельности "Кукольный театр" "Сказка театра кукол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_teatra_kukol.docx46.19 КБ

Предварительный просмотр:

                            « Введение в образовательную программу 

                                                 «Сказка» театра кукол»

Этап I 

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
-
Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня

Этап II 

Разминка.

  1. Упражнения для языка. При выполнении дети смотрят в зеркала.

«Лопатка» - вытягиваем язычок, Язычок «проснулся рано утром и потянулся»

«Маятник» - язычок движется от уголков губ вправо и влево, подобно маятнику, язычок «решил сделать зарядку»

«Чашечка» - боковые края языка и его кончик загнуты вверх.

«Шарики» - массируем мышцы изнутри, язычок «чистит зубики».

«Завтрак» - движения, характерные пережёвыванию пищи.

«Лошадка» - цоканье язычком, язычок «отправился на работу»

  1. Упражнения со звуками.

По дороге язычок встретил змею, муху, шмеля, кошку, ворону, маленькую мышку (дети издают звук, подобный шипению змеи, рычанию волка, медведя и т.д.)

  1. Скороговорка.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Этап III

- Кто скажет для чего нужна разминка?
- А сейчас  я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера. 


- Кукольный театр – какие у вас возникают ассоциации с этим словосочетанием? (Дети отвечают). А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)?(Дети отвечают).
-
Актер…кто это? (Дети отвечают).
-
Какие виды кукол вы знаете? (Дети отвечают).

-
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием)

  • Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани.




  • Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
  • Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
  • Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
  • Куклы -тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Этап IV
И сейчас вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». Из сундучка появляется кукла - Скоморох, им руководит педагог)


http://geum.ru/next/images/354251-nomer-m2b010e59.jpg

Скоморох:

Здравствуйте!

А вот и я мужичонка, не плох

Зовут меня игрун-скоморох.

Моё дело шутки, прибаутки,

Чтобы не было грустной минутки.

Не бойтесь, не стесняйтесь.

Ближе, ближе подвигайтесь.




В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки.(Дети отгадывают загадки. Тот, кто отгадал – получает куклу)

  • Летом гуляет, а зимой отдыхает. (Медведь).
  • Шерстка мягонька, да коготок остер. (Кошка).
  • На сене лежит, сама не ест и другим не дает. (Собака)
  • Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц).
  • Под полом, полом шевелит хвостом,


В щели глядится, вылезти боится. (Мышка).

  • Рыжая плутовка, рыжая головка.. (Лиса).
  • Кто испек колобок? (Бабка).
  • Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька)
  • Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
  • Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)


-
А теперь эти куклы нужно оживить. Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы:

  • движения, создаваемые пальцами,
  •  движения, создаваемые запястьем и всей рукой.
  • Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. (отработка движений)

    - Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Самая простая ширма: к двум стульям привязываются вертикальные рейки, высота которых соответствует росту актёра. Третью рейку укрепляют горизонтально, поперёк двух других, образуя верхнюю часть ширмы (эта часть ширмы называется «грядка»). На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров -«фартук». (Показ)

    Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. (Отработка движений). 
    -
    Обычно верховых кукол показывают из – за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать.
    -
    Чем дальше кукла от ширмы, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить.
    -
    Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. 
    Молодцы!
    Скоморох:
    Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели.
    Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали.
    Только сегодня и только сейчас.

Только здесь и только для вас сказка … А какая сказка то?

Да, действительно, а какая сказка? Ребята посмотрите на куклы, и скажите, какую сказку можно поставить?(Дети отвечают - «Курочка Ряба» и «Репка»). В волшебном сундучке есть репка и золотое яичко. Кто знает сказку «Курочка Ряба» и сказку «Репка»? Давайте повторим. (повторяются сказки).

А сейчас разделимся на две группы, по 5 человек - каждая. Таким образом, каждый из вас по очереди побудет в роли актера и зрителя.

Этап V. 

Первая группа ставит сказку «Курочка Ряба». Затем другая группа ставит спектакль-сказку «Репка»Задача для второй группы усложняется, так как персонажей больше, поэтому некоторым актерам придется работать двумя куклами.(Постановка спектаклей) 


Этап VI. 

Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Снимите куклы и положите их себе на колени. Пусть хлопнет в ладоши тот:

  • кому понравилось быть в роли актера;
  • кто дальше хотел бы заниматься в кружке;
  • кто научился работать с театральной перчаточной куклой.


С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? (Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой). Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают). (Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки).

Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка , дети высказывают свое мнение)

Скоморох (педагог):
Вот и прощаться пришла пора.
До свидания взрослые, до свиданья детвора!
(закрывается сундучок, музыка заканчивается).

Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю картинку , на котором изображен Скоморох. Пусть он улыбается и напоминает вам о нашей встрече. До свидания! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

Театр кукол

Виды кукол, история появления театральных представлений....

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»

Консультация «Театр кукол и игрушек в детском саду»...

Театр кукол.Голова театральной куклы. 3 класс

Презентация поможет зрительно увидеть как изготовить перчаточных кукол  для театрального представления....

Урок трудового обучения в 4 классе "Конусный театр кукол"

Кто из детей не любит театр? А если в роли актёра выступает сам ребенок?! А если куклы в этом театре сделаны своими руками, например, на основе конуса?! Да, всё-всё было именно так на уроке труда в ...

Внеклассная работа "Театр кукол"

Разработка внеклассной работы. Работа над созданием кукол....

внеклассное занятие "Театр кукол и сказка"

Занятие "Театр кукол и сказка" знакомит  детей с кукольным  театром, его создателем и действующими персонажами. Даёт возможность  детям самим работать верховыми куклами....