МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦЕЛЯХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ И НЕУСПЕВАЕМОСТИ КАК ПОМОЧЬ ЗАХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ?
статья на тему

Клокова Ирина Ивановна

Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБОУ СОШ № 18 им. Э. Д. Потапова

      «МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ЦЕЛЯХ

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОТСТАВАНИЯ И НЕУСПЕВАЕМОСТИ.

 КАК ПОМОЧЬ ЗАХОТЕТЬ УЧИТЬСЯ?»

                         

                                                     

                                                             Учитель начальных классов

                          Клокова И.И.

                                        Мичуринск, 2018 

     Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки обучающихся требованиями содержания образования. 

     Отставание – это невыполнение требований (или одного из них) на одном из промежуточных этапов учебного процесса. «Отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнения требований.

    Неуспеваемость и отставание - взаимосвязанные процессы. Неуспеваемость – это итог процесса отставания. 

Признаки неуспеваемости обучающихся:

  1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
  2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.
  3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

     Успех - важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы. 

    Содержательные методы стимулирования:       

а)  эмоционально-образный:

    С потребностью в эмоциональном общении человек рождается, поэтому большую роль в обучении младших школьников играют эмоциональные методы мотивации и стимулирования.  К ним относятся:          

– поощрение и порицание;
– учебно-познавательные игры – создание ситуации успеха;
– стимулирующее оценивание;
– свободный выбор заданий;
– удовлетворение желания быть значимой личностью.

     Методы поощрения и порицания давно используют в учебно-воспитательной практике. К ним прибегают в тех случаях, когда надо усилить положительные побуждения или, наоборот, затормозить отрицательные.

     Круг поощрений в школе весьма разнообразен.      Применение порицаний и других видов наказания является исключением в формировании мотивов учения, и, как правило, этот метод применяется лишь в вынужденных ситуациях.

    Поддерживать интерес ребёнка к учёбе помогут учебно-познавательные игры. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

    В основном, на практике используются словесно-дидактические игры. Они построены на словах и действиях играющих. Ценны игры с предметами, игрушками, а также настольно-печатные игры. В процессе игры на уроках обучающиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Использование дидактических игр на уроках имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому очень важно, включая в урок игру, соблюсти меру, тщательно взвесить и проанализировать положительный эффект от игры и те негативные моменты, которые могут возникнуть.

     Включение школьника в процесс обучения поможет создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью.  Это наглядный показ коллекций различных предметов, материалов, наглядных пособий и опытов, демонстрация предметов, схем и таблиц, картин, специальных учебных фильмов, использование информационных компьютерных технологий.  Учитель не сможет ничего добиться, пока у него не будет чего-то захватывающего.

    При создании ситуации успеха необходимо вспомнить ряд заповедей, которые сформулировал В. А. Сухомлинский:

– Нет единых для всех школьников предпосылок успеха.
– Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент учебной деятельности.
– Нельзя требовать от ученика невозможного.
– Раскрыть силы и возможности каждого ребёнка, дать ему радость успеха в умственном труде
.
– Определить индивидуальную тропинку успеха в учебной деятельности каждого ученика. Беречь эту тропинку и огонёк желания быть хорошим.

 

    При проверке знаний обучающихся большое значение имеет стимулирующее оценивание. Выявление знаний – это начальный этап проверки при условии, если будет охвачен каждый ученик и оценен по результатам его личной учебной деятельности. Важно также, чтобы каждый учитель во время оценивания создавал атмocфepу творчества и доброжелательности. При оценке обязательным является анализ ответа и указание, на что надо обратить внимание при повторении материала. Необходимо поощрение школьников при оценке.  Не следует поощрять одних  и тех же. Главное – это справедливость, объективность оценивания, чтобы сделать оценку мощным средством мотивации и стимулирования учебной деятельности.

    Школьники на уроке часто лишены свободы выбора, их действия строго регламентированы. Между тем ещё Ш.А. Амонашвили отмечал, что проблема заключается в том, чтобы школьник предложенную педагогически необходимую учебную задачу принимал как свободно выбранную. Одним из важнейших компонентов свободного выбора является самостоятельная постановка цели деятельности. Создание ситуации свободного выбора может служить одним из средств развития у школьников способности к свободной постановке учебных целей. Предметом выбора является неконечная цель, а набор промежуточных целей. В результате переход от одной темы к другой приобретает статус значимого действия. Такая работа приносит учащимся большое удовлетворение, т.к. постановка учебной задачи ими осознана, а это служит необходимой предпосылкой возникновения потребности в свободной, без принуждения учебной деятельности.

   И наконец, основная задача учителя создать такие условия, чтобы труд ученика стал источником умственного удовлетворения и душевной радости. Суть не в том, чтобы вносить в учение внешнюю занимательность, хотя и она нужна, надо искать мотив радости в самом процессе обучения, т. е. в учебной деятельности. В ней ребёнок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их, однако при этом никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности – это изменение самого ученика, его развитие. Какими же мотивами может и должна побуждаться такая деятельность? Это мотивы собственного роста, собственного совершенствования направленные на удовлетворение желания быть значимой личностью.

 б) необычный:      

 Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. Наиболее часто применяются в практике работы учителей урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.

 в) деловой:   

 Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога, взаимоконтроль учащихся и т.п. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения.

   Развитию познавательного интереса способствует широкое использование фактора  новизны  знаний, элементов проблемности  в обучении, привлечении данных о современных достижениях науки и техники, показ значимости знаний, умений, навыков, организация самостоятельных работ творческого характера

  В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным. Основной задачей учителя при организации эффективного учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал занимательных моментов, элементов новизны и неизвестности, что способствует развитию познавательного интереса и формированию познавательных потребностей.

     Межпредметные связи: интеграция.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиска, проявляющиеся в познавательной деятельности.

 Профилактика неуспеваемости:

 При организации самостоятельной работы вне класса:

  • Обеспечить в ходе домашней работы повторение  пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
  • Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  • Четко инструктировать  учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками.
  • Согласовывать объем домашних работ с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

   

    Таким образом, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда. Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у обучающихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

   И в заключении, могу сказать, что только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся младших классов"

Неуспевающий ребёнок младшего школьного возраста - проблема в современной школе.Как помочь таким детям? Чаще всего педагог ограничивается дополнительными занятиями. или, что ещё хуже - давление на род...

ДОКЛАД: Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников. Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

На самом деле причин неуспеваемости очень много. Если попробовать предложить, что основной причиной неуспеваемости следует признать неграмотные действия самого учителя, то многое может поменять...

План работы учителя с целью предупреждения неуспеваемости обучающихся

план работы учителяс целью предупреждения неуспеваемости обучающихся...

Признаки отставания - начало неуспеваемости учащихся.

Основные признаки неуспеваемости учащихся1.      Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать сущес...

Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.

Доклад на педагогическом совете " Из опыта работы.Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости"...

Методы стимулирования обучающихся с целью предупреждения неуспеваемости.

В  настоящее время, когда  стране  требуются квалифицированные рабочие и специалисты в разных областях производства,  возрастает ответственность школы за уровень и качество обучени...