Программа внеурочной деятельности "Экономика" для 4-х классов
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «С экономикой – на ТЫ!»» разработана для занятий с учащимися 4-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является программой социальной направленности. Это модификация авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.
Основная идея курса — формирование начальных экономических понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_2018sss.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности по экономике для 4-х классов
Составитель Сосновских Ирина Геннадьевна, педагог дополнительного образования МОУ лицея «МОК № 2» г. Джанкоя, РК
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «С экономикой – на ТЫ!»» разработана для занятий с учащимися 4-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и является программой социальной направленности. Это модификация авторской программы «Экономика: первые шаги», 1-4 классы; автор Н.Ф. Виноградова, Москва: Вентана - Граф, 2013.
Основная идея курса — формирование начальных экономических понятий.
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
При составлении программы следовали следующим принципам:
- Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
- Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
- Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- Развивать основы потребительской культуры;
- Расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Программой предусмотрены экскурсии на производственные объекты, в результате которых происходит осознание обучающимися ценности и важности каждой существующей профессии, беседы родителей о своей профессии.
Ценностные ориентиры содержания программы
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и ресурсам, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Программа внеурочной деятельности «С экономикой - на ТЫ!» рассчитана на детей 4 класса, на 34 учебные недели (1 раз в неделю по часу). Количество учащихся в группе не менее 5 человек.
Диагностика результатов проводится в виде проектов, тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные:
- социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
- поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
- гражданское становление человека – как гражданина демократической страны, который может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
- развитие человека как ЛИЧНОСТИ, включающее в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
- осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности);
- умение соотносить правильность выбора, условий, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи;
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- осмысление прочитанной или услышанной информации;
- извлечение необходимой информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- установление причинно-следственных связей.
Классификация результатов внеурочной деятельности:.
Первый уровень результатов – приобретение школьником первичных экономических знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, об экономической жизни общества и т.п.), первичного понимания необходимости экономики в повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Содержание курса внеурочной деятельности «С экономикой – на ТЫ!» 4 класс
№ | Содержание предмета | Количество часов | Основные виды деятельности | Форма организации занятий |
1. | Что изучает наука экономика. Экономика вокруг нас. История науки экономики. Главные вопросы науки экономики. Экономика семьи. Собственность. Экономика страны. Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. Ценности материальные и нематериальные. | 6 | Познавательная, фронтальная, групповая, игровая. Работа с дидактическим материалом, просмотр презентаций, выполнение практических заданий. | Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах. |
2. | Потребности и возможности Потребности людей. Что влияет на наши потребности. Ограниченность. Проблема выбора. Виды услуг. Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. | 5 | Познавательная, игровая, групповая, индивидуальная, проектная. | Беседа, практические задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра. |
3. | История развития денег. Для чего нужны деньги. История денежной единицы России. Деньги народов разных стран. Функции денег. | 4 | Познавательная, групповая, индивидуальная, исследовательская, проектная деятельность, ролевые и подвижные игры. | Эвристическая беседа, презентация, работа с микроскопом, работа над проектом, деловые игры, тестирование. |
4. | Бюджет семьи. Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Заработная плата. Формы заработной платы. Доходы. Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. Страхование. Расходы семьи. Налоги. | 6 | Познавательная, фронтальная, групповая, индивидуальная. Работа с дидактическим материалом, экскурсия. | Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий. |
5. | Экономика нашего города. Профессии наших родителей. Бизнес в нашем городе. Производство. Планирование городского строительства. Издательство. Газетный бизнес. Деловая игра «Открываем ресторан». | 5 | Проектная, групповая, индивидуальная, проектная. | Встречи с интересными людьми, экскурсия, работа над проектом, деловые игры. |
6. | Мы – потребители. Что значить экономить. Покупатели и продавцы. Из чего складывается цена. Свойства товаров: цена и качество. Игра «Магазин». Реклама. Итоговая ролевая игра «Аукцион». | 8 | Групповая, индивидуальная, дискуссия. Работа с дидактическим материалом. | Лекция, беседа, экскурсия, самостоятельная работа, ролевая игра. Открытое занятие совместно с родителями |
ВСЕГО 34 час. | 34 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ | Раздел, тема занятий | К-во часов | Дата | ||||||||
4 А | 4 Б | ||||||||||
план | факт | план | факт | ||||||||
Раздел 1. Что изучает наука экономика. 6 часов | |||||||||||
1 | Экономика вокруг нас. История науки экономики. | 1 | |||||||||
2 | Главные вопросы науки экономики. | 1 | |||||||||
3 | Экономика семьи. Собственность. | 1 | |||||||||
4 | Экономика страны. | 1 | |||||||||
5 | Богатство. Источники богатства государства и человека. Ресурсы. | 1 | |||||||||
6 | Ценности материальные и нематериальные. | 1 | |||||||||
Раздел 2. Потребности и возможности. 5 часов | |||||||||||
7 | Потребности людей. Что влияет на наши потребности. | 1 | |||||||||
8 | Ограниченность. | 1 | |||||||||
9 | Проблема выбора. | 1 | |||||||||
10 | Услуги. Виды услуг. | 1 | |||||||||
11 | Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство. | 1 | |||||||||
Раздел 3. История развития денег. 4 часа. | |||||||||||
12 | Для чего нужны деньги. | 1 | |||||||||
13 | История денежной единицы России. | 1 | |||||||||
14 | Деньги народов разных стран. | 1 | |||||||||
15 | Функции денег. | 1 | |||||||||
Раздел 4. Бюджет семьи. 6 часов | |||||||||||
16 | Бюджет семьи. Труд – источник богатства. Доходы. | 1 | |||||||||
17 | Заработная плата. Формы заработной платы. | 1 | |||||||||
18 | Как работает банк. Наличные и безналичные деньги. Расчетный счет. | 1 | |||||||||
19 | Страхование. | 1 | |||||||||
20 | Расходы семьи. | 1 | |||||||||
21 | Налоги. | 1 | |||||||||
Раздел 5. Экономика нашего города. 5 часов | |||||||||||
22 | Профессии наших родителей. | 1 | |||||||||
23 | Бизнес в нашем городе. Производство. | 1 | |||||||||
24 | Планирование городского строительства. | 1 | |||||||||
25 | Издательство. Газетный бизнес. | 1 | |||||||||
26 | Деловая игра «Открываем ресторан». | 1 | |||||||||
Раздел 6. Мы – потребители. 8 часов | |||||||||||
27 | Что значить экономить. | 1 | |||||||||
28 | Покупатели и продавцы. | 1 | |||||||||
29 | Экскурсия в магазин | 1 | |||||||||
30 | Из чего складывается цена. | 1 | |||||||||
31 | Свойства товаров: цена и качество. | 1 | |||||||||
32 | Игра «Магазин». | 1 | |||||||||
33 | Реклама. | 1 | |||||||||
34 | Открытое занятие. Итоговая ролевая игра «Аукцион». | 1 | |||||||||
Итого | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности для 1 класса " Декоративно-прикладное искусство"
Представляю программу по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Декоративно - прикладное искусство" - программа по технологии. Направлена на ...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по Изобразительному искусству " Волшебная палитра"
Представляю программы по внеурочной деятельности для 1 класса художественно - эстетического направления. Программа " Волшебная палитра" предусматривает развитие творческих способностей учащихся посред...
программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.
Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....
Программы внеурочной деятельности для первого класса "Основы проектирования" и второго класса "Основы проектирования. Моделирование"
Данные образовательная программы направлены на развитие художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства. Самостоятельная или управляемая проектная...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса «Разговор о правильном питании» для 3 класса...