Программа дополнительного образования. Объединение: театральная студия «Тик-так»
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Кравченко Надежда Александровна

        Театр является предметом дополнительного образования и ставит те же цели, что и  многие предметы художественного цикла.

       Театр – искусство синтетическое. Оно воздействует на ребёнка целым комплексом художественных средств.  В этой дисциплине применяются и художественное слово, и наглядный образ, и  живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение. Всё это, в своей совокупности, формирует у ребёнка отношение к окружающему миру, его характер, интересы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

ПРОГРАММА

дополнительного образования

Объединение: театральная студия «Тик-так»

            Направление:  художественное                                

            Возраст обучающихся по программе: младшие классы (2  класс)

           Срок реализации программы: 1 год

                                 Руководитель детского объединения:

                             Кравченко Надежда Александровна

                           

«Стоит лишь верить в человека   больше, чем это обыкновенно бывает,

                    чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его      

                    характера»

С.Смайлс

        1.      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр является предметом дополнительного образования и ставит те же цели, что и  многие предметы художественного цикла.

       Театр – искусство синтетическое. Оно воздействует на ребёнка целым комплексом художественных средств.  В этой дисциплине применяются и художественное слово, и наглядный образ, и  живописно-декоративное оформление, и музыкальное сопровождение. Всё это, в своей совокупности, формирует у ребёнка отношение к окружающему миру, его характер, интересы.

    Содержание занятий по предмету нацеливает   воспитанников  на познание окружающего мира, постижение его красоты. Данная программа способствует формированию у ребёнка умения слушать и видеть красоту окружающего мира, чувствовать себя  хранителем этой красоты.

     Данная программа является общеразвивающей, нацеленной,  прежде всего на решение задач  формирования общей культуры ребёнка, расширение его знаний о мире и о себе, его социального опыта наряду с формированием знаний и умений в области театрального искусства.

       Программа построена по принципу от простого к сложному, что способствует более последовательному освоению ребёнком практических умений  и навыков, более качественному усвоению знаний.

   Содержание занятий направлено на проигрывание множества ролей, что побуждает ребёнка к сопереживанию персонажам, и в дальнейшем будет способствовать формированию чувства  сопричастности к происходящему вокруг.

    Знакомство со сказкой  откроет ребёнку мир взрослых, будет способствовать развитию фантазии и воображения, углублять понятия добра, справедливости, уважения и сострадания.

     Особое значение  в работе по данной программе уделяется сохранению и укреплению здоровья, что предполагает проведение ряда занятий на свежем воздухе, с использованием  подвижных игр, выносливость в сочетании с предлагаемыми театральными ситуациями.

     В целом занятия по данной программе ориентированы на развитие у ребёнка внимания,  памяти, мышления, сообразительности, воображения, то есть тех качеств, которые в будущем будут способствовать  более легкому вхождению личности в общество.

    На занятиях используются как классические для педагога  формы  и  методы  работы, так и специфические: посещение театров, спектаклей, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеосюжетов,  прослушивание музыки; игры и упражнения из театральной педагогики, сюжетно-ролевые игры.

     Художественный  досуг – неисчерпаемый источник  ощущения полноты жизни, не важно, занимается  ли школьник  рассматриванием репродукций бессмертных картин передвижников или вновь перечитывает сказки А.С.Пушкина, пытаясь определить, как нашел-таки великий поэт рифму к слову «окунь». А если  художественные действия производятся коллективно, облачены в форму игры и сопровождаются захватывающей предварительной подготовкой, то  можем быть уверены – в результате участников  итогового события ожидает высокая самоотдача и эмоциональное удовлетворение. Чтобы праздник получился, нужен не только интересный сценарий, но и, прежде всего, большое желание всех участников действа. Хорошо продуманный ход праздника, или спектакля – это половина успеха. Здесь важна каждая деталь: музыкальное оформление и озвучка; красочное оформление зала для создания праздничной атмосферы.

    Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает, сегодня не только теоретический смысл, но и практический. Развитие креативных способностей важно на всех этапах школьного обучения и воспитания, но гораздо более важное значение имеет развитие творческого мышления именно в младшем возрасте.

 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

  • Способствовать становлению личности, уверенной в себе, умеющей выражать свои мысли и переживания;
  • выявление и развитие творческих способностей  воспитанников.

ЗАДАЧИ

  • создать условия для реализации способностей детей чувствовать, мыслить и выражать своё состояние через театральные постановки;
  • развивать наблюдательность, внимание, фантазию, память, мимику, жесты, интонацию, выразительность речи – всё то, что входит в понятие «актёрское мастерство»;
  • учить детей слушать, воспринимать, звукоподражать, проговаривать, пересказывать, сочинять, обучать приемам «мимики лица и жестикуляции»;
  • воспитывать в ребёнке стремление к красоте, справедливости; стимулировать интерес к эстетической стороне жизни; развивать эстетический вкус;
  • вырабатывать чувство ответственности и уверенности в своих силах.

         2. Основные направление и содержание деятельности:

Основное направление содержания, сориентированного  на раскрытие творческого потенциала воспитанников, является развитие  воображения и фантазии детей как  непременных составляющих творческого мышления человека. Развитие   творческой самостоятельности обучаемых опирается на два крыла познания:  рационально – логическое и эмоционально – образное.           

  2.1. Организация режима работы

       Программа рассчитана на один год обучения. Программа предназначена для школьников младшего школьного возраста (2 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в группе по 15 человек.

   Для реализации целей и задач программы используются такие формы занятий, как: беседы, этюды, театрализованные игры, постановки спектаклей, театрализованные представления и  другие формы студийных занятий: подвижные игры-этюды на природе.

     На занятиях по предмету театр предполагается использование следующих материально-технических средств:

  1. иллюстративный материал (иллюстрации к сказкам);
  2. видеоматериалы (записи кинофильмов и кукольных мультфильмов);
  3. музыкальное и звуковое сопровождение

2.2. Учебно-тематический план (34 недели  3 часа = 102 часа)

                                    Темы занятий

Количество часов

1.

Занятия (беседы, игры, этюды)

40

2.

Репетиции спектаклей и подготовка к ним

56

3.

Спектакли

4 часа

4.

Экскурсии (ДК «Юбилейный»)

2 часа

№ п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Театр – вид искусства

Вводное  занятие. Знакомство с детьми, беседа о цели занятий

Театрализованная игра «Знакомство» Просмотр  спектакля  «Заячья избушка» (видеоматериал)

3  часа

   1 час

2 часа

2.

Из истории театра

Кто придумал театр?

Театры в нашей стране и за рубежом.

Знакомство с «актерским видом искусства». Театрализованные игры. Этюды.

6 часов

 3 часа

3 часа

3.

Театр и этикет

«Наш внешний вид» - каким он должен быть»

Игра «Мы в театре». Правила поведения от покупки  билетов до приезда домой, после спектакля.

«Первый спектакль» (рисунки, театральные этюды)

3 часа

 1 час

2 часа

4.

Театр и профессия

Театр как совокупность

Множества профессий.

Волшебное «если бы» - упражнение на воображение. Беспредметные этюды. Изображение отгадок и их словесное описание. Разучивание скороговорок.

Игры. Этюды на развитие внимания, памяти.

6 часов

2 часа

4 часа

5.

Голос как инструмент воздействия на аудиторию

Подача голоса. Работа над дикцией.

Упражнения на дыхания. Артикуляционная гимнастика. Игры-упражнения:

 «Хвастливый верблюд», «Львята и варенье», «Какие бывают слова», «Волчий хвост» «Лисичка-сестричка». Чистоговорки, скороговорки. Дыхательная гимнастика. Речевая разминка. Тренинговые упражнения на точное произношение фраз.

16 часов

4 часа

12 часов

6.

Средства образной выразительности как основы актерского мастерства

Понятие об интонации. Логическое ударение. Пауза, темп и ритм речи. Мелодика речи. Тембр. Мимика и жесты.

Пословицы и поговорки со сменой логического ударения. Считалки, скороговорки, «кричалки». Разработка тембрального диапазона. Игры: «Подбери  голос», «Кольцо, кольцо, скажи словцо». Этюды на выражение основных эмоций «Оживи куклу». Проигрывание различных ситуаций с использованием средств образной выразительности. Тренировка произношения фраз с повышением и понижением голоса.

Упражнение на выделение голосом ключевых слов. Отгадывание загадок.

18 часов

6 часов

12 часов

7.

В гостях у сказки»

Волшебный мир сказок (беседа о появлении, способах передачи сказок)

Сказки народов мира. «Сказочники и сказки». Русские народные сказки. Писатели - сказочники и их произведения. (Шарль Перро, Г-Х Андерсен, Братья Гримм, А.С.Пушкин, Коней Чуковский)

Отгадывание сказочных кроссвордов. Игры «Что охраняет Змей Горыныч?»,  «Из какой сказки?»

 Дополнение сказочных фрагментов, придумывание сказок.

«В некотором царстве…» просмотр видеоматериала

Репетиции русских народных сказок: «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух», «По щучьему велению». Игра-фантазия «Сочини сказку»

26 часов

6 часов

20 часов

8

Экскурсия  в ДК «Юбилейный»

Знакомство с кукольной театральной студией

2 часа

9.

Мы и наши меньшие братья

«Планета – общий дом». Беседы о живом и неживом, экологическое направление.

Игры в зверей, птиц и рыб. Этюды с изображением зверей и использованием басен и сказок (по выбору воспитанников). Отгадывание загадок. Подражание звукам, издаваемых насекомыми, животными. Инсценировка сказок «Муха-цокотуха», «Маша и медведь»

10 часов

3 часа

7 часов

10

Показ спектаклей

Для 1-2 классов;

в д/саду  «Ладушки», «Золотой петушок»

4 часа

11

«Человек. Друг. Дружба»

Беседа о дружбе

Коллективные игры – импровизации с подключением хорового пения и ритмических движений. Этюды на природе.

6 часов

2 часа

4 часа

12

Итоговое занятие «Чему мы научились»

Рисование рисунков «Лучшие впечатления»

Показ этюдов

2 часа

1 час

1 час

Всего: 102 часа

Теория: 29 часов

Практика: 67 часов

Экскурсии: 2 часа

Показ спектаклей:

4 часа

  1. Условия реализации программы
  • Наличие постоянных объединений детей по 15 человек;
  • Наличие студии (актовый зал) для занятий, театральных постановок;
  • Материально-техническое обеспечение дополнительного объединения (театрального кружка);
  • Использование разнообразных методов и форм обучения;
  • Сотрудничество с родителями;
  • Активизация всех видов деятельности: общения, познавательной деятельности, духовной, этической.

                Уровень освоения программы определяется по двум направлениям:

  • оценка специальных знаний, умений и навыков;
  • оценка творческого развития обучающего.

Методической основы  категории «оценка» во внеурочной деятельности еще нет.  Большие возможности  для работы на занятиях театральной студии представляют те, где затронуты аспекты закономерности  речевого поведения  обучаемых в различных ситуациях, так как речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведения людей. Способов выражения оценки в художественно – речевом направлении (театральном, кукольном)  можно  придерживаться,  опираясь на традиционные направления в работе по развитию речи: работу над словом (лексический уровень), работу над предложением (синтаксический уровень) и работу над связной речью (уровень текста). Важным  представлением оценивания является и использование ситуативного метода (анализ как искусственных, так и естественных речевых ситуаций). Оценочные высказывания  часто эмоциональны. Поэтому, необходимо  самим следить за словесным выражением оценки и научить давать оценку воспитанников. Давая оценку человеку, его поступку, его высказыванию, его мастерству, мы оказываем воздействие на него. Это воздействие может быть положительным, т.е. мы приносим радость слушающему, побуждаем ребёнка к дальнейшему проявлению того или иного качества, укрепляем веру в себя. Но воздействие бывает и отрицательным. Необдуманная, вылетевшая случайно фраза может стать причиной ссоры, разрушить дружбу и даже утратить, порой незначительные творческие способности ребёнка. На наших занятиях мы постоянно учимся адекватно оценивать окружающий мир, речевые умения, т.к. они формируют коммуникативную культуру детей.

             Критерии оценки развития специальных знаний, умений и навыков:

  • умение пользоваться даром слова (речевой этикет, речевая деятельность, эффективная речь);
  • уметь общаться;
  •  актёрское мастерство;
  • правильность речи (с точки зрения нарушения норм литературного языка);
  • уместность использования словесных и несловесных средств

(с точки зрения адресата высказывания);

  • создавать ориентированные этюды  на ситуацию тетрализованности

(в пределах, обозначенных  в программе)

Степень  выраженности оцениваемого

         Критерии оцениваются по 5-балльной системе:

  •  1- 2 балла соответствует уровню ниже среднего (обучающийся овладел ниже, чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период);
  • 3-4 балла соответствует среднему уровню (объем усвоенных знаний составляет более ½ объема знаний, умений и навыков);
  • 5 баллов соответствует уровню выше среднего (обучающийся усвоил весь объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период)
  • Репродуктивный уровень освоения характеризуется наличием определенного объема знаний, умений, навыков обучающихся, позволяющего им действовать по известному алгоритму, а также желанием у обучающихся регулярно посещать занятия.
  • Эвристический уровень освоения характеризуется умением обучающихся получать самостоятельно знания, применять ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи (задания), при этом получая субъективно новую информацию, а также стремлением обучающихся получить реальный результат обучения.
  • Креативный (творческий) уровень освоения характеризуется умением обучающихся выполнять творческие задания, получая при этом объективно новую информацию, и повышением уровня их внутренней мотивации до энтузиазма (обучающийся стремится учиться самостоятельно).

     Возможное количество баллов:

 От  35 – до 28 – выше среднего

От 27 – до 17 – средний уровень обученности

От 16 и ниже – ниже среднего        

  1. Ожидаемый конечный результат
  • Формирование устойчивого интереса детей, прошедших обучение  по данной программе, к театру, готовности продолжать заниматься в театральной студии;
  • Совершенствование практических умений и навыков «театрального мастерства» в сочетании с выразительностью поз и жестов; подача голоса для передачи характера персонажа, переживаний, повествований событийного рода;
  • Участие в театральных постановках.

  1. Литература
  1. «Сборник авторских образовательных программ – Лауреатов 3-го Всероссийского конкурса» (для системы дополнительного образования детей). – М., 1999 г.
  2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников., - М.; 1991
  3. «Театр, где играют дети» под редакцией А.Б. Никитиной . – М. , 2001 г.
  4. Кузнецова В.А., Шашина В.П. Сценарии детских праздников. Эскизы костюмов. Ростов – на – Дону: «Феникс», 2001 г

  1. Формы и виды контроля:

Виды контроля

Сроки проведения контроля

Формы контроля

Вводный контроль

Начало обучения

по программе

Игровые методики (практические занятия: этюды, выразительное чтение отрывков из произведений, наблюдения)

Промежуточная аттестация

Декабрь 2010 года

Тренинг, игры, практические задания, наблюдения

Итоговая аттестация

Конец 1-го года обучения (май)

Конкурсы чтецов, постановка спектаклей, наблюдения

                           Контроль     ЗУН   обучающихся по программе                                                                                          

    Дата

проведения

Объект  

наблюдения

Форма

подведения

итогов

Критерии оценки развития  

            специальных

     знаний, умений и навыков

Критерии оценки творческого  

      развития обучающихся

Умение пользоваться даром  слова

Уметние

общаться

Правиль-

ность

речи

Использова-

ние

словесных

средств

Создание

ситуаций

общения

Творческое

отношение

Аактивность

Театральное мастерство

выступления

Средний балл

Вводная

аттестация

Уровень

сформированности

общеучебных

навыков.

ЗУН по программе

Собеседование наблюдение



Предварительный просмотр:

        


План-конспект занятия

 Детского  творческого объединения: Театральная студия «Тик-так»

Номер и год обучения учебной группы: младшая группа, 1 год обучения

Возраст обучаемых: 8,9 лет

Ф.И.О. полностью: Кравченко Надежда Александровна, учитель  начальных классов высшей квалификационной категории

Раздел программы: Культуроведение.  Основы сценического искусства.

Тема учебного занятия: Создание сценического образа.  Условный характер классификации образа: мимический, словесный, внутренний, внешний.

Цель занятия: Познакомить   воспитанников  с условным характером классификации сценического образа и совместно с детьми определить, что необходимо для создания сценического образа.

Задачи:

Обучающие

  1. Дать представление понятия  «сценический образ».
  2. Уточнить основные понятия: мимика, жест, интонация через упражнения и игры познавательного и развивающего характера.

Развивающие

  1. Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор  воспитанников.
  2. Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике через упражнения «Передай маску», «Изобрази», «Страна эмоций».
  3. Развитие психических процессов: памяти, внимания, наблюдательности.

Воспитывающие

  1. Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.
  2. Воспитание  нравственных качеств поведения: доброты, взаимоуважения.

Средства обучения:

  • Визуальные: наглядно-иллюстративный  материал.
  • Аудиальные: СD- проигрыватель, компьютер, мультимедийный проектор.

Технология  обучения:  развитие через решение поставленной проблемы.

Методы обучения:

  • При изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
  • При  закреплении изученного материала: инсценировка,  беседа, художественные зарисовки.

Приемы:  обобщение и систематизация знаний через игры, просмотр отрывка инсценировки сказки.

Прогнозируемые результаты:

Воспитанники  аргументировано доказывают,  что создать сценический образ только  по внешнему портрету недостаточно, так как  нет целостности восприятия  образа персонажа. Воспроизведение актером человеческого поведения (действий человека) с целью создания целостного сценического образа и составляет сущность сценической игры. 

Оборудование

  • Портрет  нищенки-матери.
  • Портрет мальчика-звезды.
  • Картонные сердечки.
  • 2 тарелочки (с конфетами, с серыми квадратиками).
  • Круг настроения.
  • Разноцветные полоски из шести разных цветов.
  • Реквизит  для инсценировки сценки.

Предварительная работа:

Чтение сказки Оскара Уайта «Мальчик-звезда» (приложение 1).

Ход  занятия

Организационный момент: 

  • Дети входят под музыку  А.Рыбникова «Музыка счастья».

(вставка видеоролика «Театральная студия»).

  • Приветствие с гостями. (Ребята, посмотрите,  сколько у нас гостей. Поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.)

*Настрой на занятие

*Упражнение «Я рад общаться с тобой" 

(позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником)

Выполните, пожалуйста, следующее задание: протяните рядом стоящему руку со словами «Я рад общаться с тобой", а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами. Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Круг – это символ сплочения, энергии, творчества.

Я надеюсь, что  вы сегодня будете активными, дружными.

Все радости жизни начинаются с творчества. А творчество  начинается с настроения.

  • Упражнение «Цвет настроения»

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и приклеивает на часть круга, которая соответствует выбранному цвету.

                                Учитель сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество) с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят.

Разминка (мимическая и пантомимическая  гимнастика)

  • Упражнение «Изобрази»

Шарик тужился, пыхтел

Лопнул он и засвистел: «Т-сссс».

Прискакал я к дому на лошадке

И сказал ей громко: «ТРРРРР!»

«Киса, киса!» «Мяу-мяу!»

Хочешь жирную сметану?

Пароход плывет по речке

И пыхтит он, словно печка: «ч-ч-ч».

Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала:                                                                            пис-пис-пис-сссс  

«Тонкий» колокольчик высоко звенел

И тихонько песенку он свою пропел: «Ля-Ля-Ля...»

  • Упражнение «Передай маску»

Отлично. А теперь представим себе, что мы отправляемся в дальний поход, к примеру в страну Масок. Вы будете идти по дороге этой страны, а я буду вам называть эмоцию и часть тела, при помощи  которой вы мне передадите эмоцию.

Грусть через руки, гордость через спину, радость через лицо, страх через руки, радость через руки, страх через ноги, удивление через лицо, задумчивость  через руки, агрессию через лицо и руки, радость через лицо и руки.

  • Упражнение «Озвучиваем сказку» 

(развитие быстроты реакции, чувства темпа и ритма, артикуляционной моторики.)

Итак, ребята, мы выполняли различные движения через что? (ответы детей: жесты и мимику). А теперь идем вперед в «Страну сказок» будем выполнять и движения и действия.

Методика проведения. Педагог читает текст, дети сопровождают рассказ звучащими жестами, звукоподражанием, договаривают фразы. Для озвучивания фрагментов сказок, стихотворений можно применять и музыкальные инструменты, выбирая их в соответствии с содержанием произведения и характером игрового персонажа.

Озвучивание сказки «О непослушном козлике». Кто персонаж сказки? Козлик.

Вы мои козлятушки.

(музыка А.Рыбникова «Тема гонки»)

Живет у бабушки козлик — остренькие рожки да быстренькие ножки. По двору бегает, птичек гоняет, бабулю забавляет. Говорила ему бабуля: «Не ходи, козлик, в лес гулять, там волк страшный. Не ходи, козлик, в лес!» А козлик не послушался и убежал, только и слышно, как зацокал копытами по дороге (дети выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям). Перепрыгнул через забор (дети поднимают руки вверх, хлопают в ладоши, затем ударяют по коленям) и побежал по мостовой (дети попеременно кулачками стучат по груди), бежит, кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...»

 Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Болото! Его не обойти?

Дети: Его не обойти!        

Педагог: Дорога напрямик! («чап-чап-чап» — дети ритмично оттягивают одновременно правую и левую щеки).

  А козлик все кричит: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь. (Дети повторяют: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь,  выполняют поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: Ой, что это?        

Дети: Ой, что это?        

Педагог: Река! Ее не обойти?

Дети: Не обойти!

Педагог: Дорога напрямик!

Дети (языком): Буль-буль-буль!

А козлик: «Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь. (дети повторяют: Ничего я не боюсь, лучше дальше я помчусь...)

Педагог: Ой, что это?

Дети: Ой, что это?

Педагог: Лес! Страшный лес.

Дети: У-у-у.

Педагог: Дремучий лес.

Дети: Ш-ш-ш.        

Испугался козлик и бросился бежать. Бежит через речку (дети: «буль-буль-буль»), по болоту (дети: «чап-чап-чап» оттягивают правую и левую щеки), по мостовой (кулачками поочередно стучат по груди), через забор (дети поднимают руки вверх и ударяют по коленям), по двору (поочередные хлопки правой и левой руками по коленям).

Педагог: К нам прибежал, «ох», сказал.

Дети: Ох!        

Дети: Буду слушаться бабулю. Больше в лес не побегу.

  1. Основная часть
  • Молодцы! Вы, наверно, устали? Сядьте, пожалуйста. Мне очень понравилось, как вы  озвучивали сказку.  Козлик  у вас был  и веселым, и растерянным, ему было и страшно, и боязно.

Ребята, а как вы думаете, что нужно актёру, для того чтобы  показать сценический образ (ответы детей знать кого изображаешь, персонажа действия…)

Верно. Нужно знать внешний вид  сценического персонажа. Итак, тема нашего занятия «Сценический образ»

  • Наблюдения над внешним портретом персонажа.
  • Работа над сказкой.

(Перед детьми  показаны два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки).

Перед вами два портрета из сказки Оскара Уайта «Мальчик-звезда». Коротко напоминаем краткое содержание (приложение 1).

(звучит музыка из фильма «Сказка о звёздном мальчике» А. Рыбникова «Песня любви»).

Волшебник  (в костюме) держит  томик сказок Оскара Уайта и читает:… Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым. 

Педагог:

Вспомните как выглядел  внешне мальчик. (ответы детей: Красив: лицо белое; кудри, как лепестки нарцисса; губы, как лепестки алой розы; глаза, как фиалки; строен; высок, как цветок .)

- Каких поступков мы обычно ожидаем от красивых людей?

- Приносила ли красота мальчика радость окружающим? (нет). Почему? (он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. На детей Лесоруба, да и на всех прочих детей в селении он смотрел сверху вниз, потому что, говорил он, все они низкого происхождения, в то время как он знатного рода, ибо происходит от Звезды. И он помыкал детьми и называл их своими слугами. Он не испытывал сострадания к беднякам или к слепым, недужным и увечным, но швырял в них камнями и прогонял их из селения на проезжую дорогу.

-  Я предлагаю вам вспомнить какие поступки совершал мальчик-звезда и внимательно всмотреться какое выражение лица было у него при  выполнении того или иного поступка (показ видеосюжета из фильма «Мальчик-звезда»)

- Какие поступки  совершал мальчик?  Какое выражение лица было  у  главного персонажа сказки? (ответы детей: злое, надменное, пренебрежительное к окружающим, самодовольное)

- Какой  поступок героя был самый непростительный? (поведение по отношению к матери).

- Действительно ли некрасива мать мальчика? (она уставшая в трудной дороге, исстрадалась от горя, даже не могла больше идти. Одежда её была в лохмотьях, босые ноги, израненные об острые камни дороги, все в крови, словом, была она в самом бедственном состоянии.)

- Почему он не верит, что это его мать? (считает себя сыном звезды, боится позора)

(музыка А. Рыбникова  «Тема детей»)

  •  Ребята, у нас в коробочке  есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки. (Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты).
  • Ребята, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

(Когда предложенные подарки были взяты детьми,  педагог  обращает внимание на кармашек под портретом нищенки, и действует в зависимости от ситуации.

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты  у жестокого мальчика-звезды?) Да, ребята, как велико искушение. Говорить красиво легко, а поступать так красиво всегда – сложно. Но ведь и актерам это очень сложно играть на сцене. Быть, например,   в душе мягким, добрым, а играть злобного сценического персонажа.).

  •  На примере этой сказки мы  наблюдали за внешними признаками сценического героя. Соответствовало выражение лица  с движениями, словесной мимикой? (ответы детей: да).    (аргументирование) А достаточно ли только внешнего  облика для передачи  сценического образа. (Нет, нужно знать поведение героя персонажа, для того, чтобы  дать полную характеристику этого образа, для полноты восприятия, для достижения цели).
  • Вернёмся к сказке. Внешне, какой был мальчик? (очень красивый). А его поступки? (злые, жестокие, у него было каменное сердце.). Изменился ли  образ мальчика в вашем воображении? (да). Что заставило вас поменять своё впечатление о мальчике? (его поступки). Изменился ли мальчик в конце сказки (да). Только ли внешности коснулось преображение нашего героя?  (нет, изменились его поступки) С чего начинались изменения в его душе? (с сострадания).
  • Волшебник . Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелителем   города. Он был справедлив, по-доброму относился к  бедным и больным.   Вот так счастливо закончилась эта сказка.
  1. Показ этюда.

 Ребята, для того чтобы  вы   через своё воображение смогли глубже  понять сценический образ, я предлагаю послушать инсценировку   «Солнце и Молния». В ней  - 2 персонажа: солнце, молния.  Как  вы представляете солнце, молнию (мимику, жесты,  постановка голоса) Солнце – приносит тепло, яркое, ласковое. (голос тихий, волнующий). Молния – резкая, громкая.

(музыка А.Рыбникова «Гроза»)

Автор.

Спросила молния у солнца:

Молния.

Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

Солнце.

Они любят тепло и ласку.

Молния.

От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!                                                                                                                  

Солнце.

Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Перед вами два сценических образа; солнце и молния. Понравился ли вам показ. Удалось ли ребятам показать сценический образ.

( По ситуации.. Мнения у вас разделились. Это очень хорошо. Значит,  у вас разное воображение.)  Для того, чтобы мы могли сделать обобщение по созданию сценического образа,

сценического образа,

я предлагаю сделать всего 3  основных шага. Встаньте. (Солнце, Молния и Волшебник помогают)

(музыка А.Рыбникова «Тема полета»)

Первый шаг – отвечает на вопрос:  Что или кто это?

Это  первое впечатление об образе (это ключ образа)

Ищите, как называется  этот элемент-подсказка: он находится  на  самом видном   месте нашего зала (дети ищут глазами в окружающем пространстве, а затем говорят  ведущему (вход – ключ, спрятана карточка с названием элемента)  элемент – внешнего образа (портрет)

Второй шаг отвечает на вопрос  - для чего я это делаю?

Это изучение  образа.

Ищите, как называется этот элемент –  (маски) -  элемент – характерные действия.

Третий шаг –как я это делаю? 

Ищите,  как называется этот элемент, его можно найти

на самом ярком месте  (звезда – элемент – приспособления).

 Через ваше творчество, ваш талант.

Эти три шага вам необходимы, для того чтобы создать сценический образ.

Вы подошли к сцене.

  1. Игра-экспромт

Раз мы совершили основные  три шага  к созданию сценического образа, я предлагаю  вам показать свои таланты в игре.

(тучи, солнышко, птички, деревья, пёс, котёнок,  сороки, ветерок, бумажка, петух, куры,  дождь,  молния).

(музыка А.Рыбникова «Солнечный день»

1- творческая зарисовка «Утро»

   Утро. Выглянуло из-за туч солнышко.. Потянулось. Умылось тёплыми лучами Улыбнулось.  Проснулись  ранние птички, запели, стали  приводить в порядок свои перышки, весело чирикать. Деревья  еле-еле качали листвой, как бы  стряхиваю невидимую паутину. Из конуры высунулся старый пес – отряхивая грязь с боков, лениво потягиваясь, и  закрываться лапами  от солнышка. На крылечко выкатился  котёнок  и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул.

(Музыка  А.Рыбникова «Стремительная музыка»)

2- творческая зарисовка «Гроза»

     Вдруг небо стало хмуриться. Тучи темнеть, надвигаться друг на друга. Закрывать солнышко. Солнышко удивилось, расстроилось, и неохотно спряталось за тучку. Птички 

тревожно зачирикали  и полетели  в свои домики. Пёс жалобно залаял и спрятался в конуре. Котёнок замяукал и спрятался в дом. Подул ветер, сильнее, сильнее. Закачались деревья. С неба полил  дождь, все сильнее, сильнее. Раздался  рокот грозы. Ударила молния.

Молодцы.  Поклонитесь. И так, как на смену плохой погоде наступает солнечный день, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли. Меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие. Вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Становясь все  сильнее, свободнее и увереннее.

  1. Итоговая часть

 - Изменилось ли настроение, с которым вы пришли на занятия и которое у вас сейчас. Оно стало более ярким или тусклым (ответы детей). Почему? Над чем мы работали сегодня (над созданием сценического образа). Что помогло понять, как лучше создать образ? Спасибо вам за наше сотрудничество. На следующем занятии мы продолжим знакомство с основами сценического искусства.

- Я сегодня получила  наивысшее наслаждение  общаться с вами.

(Музыка А. Рыбникова «Тема мечты» )

И закончить наше занятие мне бы хотелось  метафорой.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал  бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее»

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил  её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертва? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Всё в твоих руках».

(музыка А.Рыбникова «Театр Карабаса Барабаса»

5.     Заключение  «Творческая зарисовка»

Если вам понравилось наше занятие, то вы можете взять свои наглядные сценические образы и расположить на  белом листе холста.

(На чистый лист ватмана каждый наклеивает детали  шапочки- портрета: дом, деревья, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей). Получается красивая аппликация.

–  Как мы назовем эту картину? (“Мир”, “Как прекрасен этот мир”).
      – Что вы испытали, создавая эту картину?
(Ответы детей.)

Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга. (традиционные аплодисменты детей, благодарность за занятие, успех друзей и свой успех).
– А теперь я дарю вам каждому маленькую капельку добра – доброе сердечко, чтобы у каждого из вас было доброе сердце
. Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: «Я делаю нужное дело, приношу счастье людям».

(Музыка  Э.Филазова «Посвящение»)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования литературно- театральной студии "Лукоморье"

Сейчас, когда детское чтение кричит SOS (а его кризис можно приравнять к национальному бедствию), перед учителем начальной школы как никогда остро встаёт задача защищать ценность чтения, поднять его с...

Рабочая программа дополнительного образования детей «АРТ-СТУДИЯ»

Программа включает четыре взаимосвязанных блока.       Первый блок программы знакомит детей со средствами художественной выразительности рисунка: линией, цветом, формой, ...

Программа дополнительного образования православно-театрального кружка «Истоки». Возраст учащихся 6,5-10лет. Период реализации 4 года.

Программа  ориентирована  на  работу  духовно-нравственной  направленности и православную тематику постановок и театрализованных  представлений. Тематическое планирование...

образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка.

Образовательная программа дополнительного образования школьного театрального кружка....

Образовательная программа по дополнительному образованию для детей. Студия изобразительного творчества.

Программа обучения рассчитана на три года, после чего предполага­ется дальнейшее обучение детей, стремящихся продолжить своё об­разование в области изобразительного искусства в детских художе...

Программа дополнительного образования "ИЗО-студия"

Программа кружковой деятельности по обновленным стандартам...

Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"

Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1.  Распоряжение №1676-р Критерии оценк...