Внеурочное занятие для молодых специалистов по декоративно-прикладному искусству Тема. «ОБЕРЕГИ»
материал на тему
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Задача наставника - помочь начинающему педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_oberegi1.docx | 32.63 КБ |
oberegi_illyustrativnaya_broshura1.docx | 2.32 МБ |
prezentatsiya_oberegi.pdf | 1.66 МБ |
prezentatsiya1.pptx | 493.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по декоративно-прикладному искусству
Тема. «ОБЕРЕГИ»
Художественно-педагогическая идея
Ориентироваться на различные формы учебной и внеучебной деятельности, носящие проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта обучения.
Цель познакомить с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол.
Задачи.
Образовательная:
закрепить знания о символах и древних образах. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
Развивающая: развивать познавательный интерес к народному искусству. Активизировать творческий потенциал. Формировать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой.
Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
Вид занятия
проблемно-развивающий вид занятия, направленный на повышение качества обучения и воспитания.
Контингент участников – учителя
Оборудование
- наглядно-иллюстративный материал; плакаты по обсуждаемой проблеме,
- технические средства обучения: магнитофон, компьютер, мультимедиапроектор,
экран, компакт диск с музыкой к уроку.
План занятия
1.Беседа учителя о народных традициях.
2. Показ мультфильмов с постановкой поиска темы занятия
3 . Развитие темы занятия.
4. Выполнение работы (технологическая карта)
5. Защита поделок
6. Отгадывание кроссворда
7. Подведение итогов занятия.
Ход урока
Звучит музыка (СЛАЙД1)
1. Вступительная беседа учителя
Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!
Добрый день и поклон вам,
Гости желанные и дорогие!
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидел, кто за вязанием, кто песни пел, кто сказки сказывал. Весело было!
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, на земле Ямальской, в граде пангодинском, в горнице - в светелке мы собрались сегодня, чтобы вспомнить дни былые, и обряды людские. А о чём конкретно вспоминать мы будем, ну конечно сказки, в этом нам помогут… Будем мы внимательны, главное увидим, и затем определимся чем в дальнейшем займемся.
Показ фрагмента (Сказка, Домовенок, Илья Муромец)
(СЛАЙД «.№1, 2,3, 4,5)
-Что объединяет эти сказки?
-Какие народные традиция, поверья, приметы вы увидели в этих видеокадрах?
(обереги)
2.Расскрытие темы
-Сегодня я познакомлю вас с оберегом.
Что же это такое?
- Как вы понимаете смысловое значение слова оберег?
(СЛАЙД 7)
Это предмет (группа предметов), который оберегает нас от зла, болезней, сглаза и приносит удачу.
Люди издавна пытались оградить себя от природных стихий, которые не понимали и которых боялись (гром, молния, пожары). Они символически изображали явления природы и окружающий мир на стенах жилищ, посуде, одежде, моля у них хорошей погоды, богатого урожая, защиты от грозных стихий и злых духов. Многовековая история культуры связана с народными традициями, поверьями, приметами. Сегодня мы познакомимся с преданьями старины и выполним украшение и защиту для дома, прекрасный подарок друзьям.
(СЛАЙД 8)
Оберег – лучший подарок для Вас и Вашей семьи, близких и любимых людей. По старинному русскому преданию вместе с оберегом в ваш дом будут стекаться деньги и достаток.
Постепенно менялся стиль одежды, архитектура. Люди получили новые знания и почти перестали бояться природных явлений. Необходимость в постоянном ношении оберегов отпала. Но и в наше время, по обычаям предков, люди стараются защитить свой дом и семью. Так символы – обереги переместились с поясов на настенные панно.
Но единственный оберег не изменился – это игрушки-обереги.
Что вы можете сказать об игрушке?
(СЛАЙД 9)
Ответы: – Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства.
– Игрушка доступна всем.
– Игрушка сопровождает человека с рождения до самой старости.
– Создание игрушки – это ремесло, оно прекрасное, древнее, веселое и всегда молодое.
– Это благородное ремесло: с игрушки начинается познание прекрасного, как с первых сказок, стихов и песен.
– Игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого.
– Игрушка украшает, освещает наш быт улыбкой.
Сегодня речь пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории Руси.
В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.
Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью нехитрых приемов.
(СЛАЙД10)
Все куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые и обереги.
Кукла-оберег – это амулет, спасающий человека от различных опасностей, а также предмет, на который накладывается заклинание, и который носят на теле в качестве талисмана. Куклы-обереги делают из разного материала: из лыка, соломы, бересты, льна, глины и т.д.
В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.
На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Культ дома – один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представлениями о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов.
(СЛАЙД 11)
Оберег — не просто красивая вещичка, он имеет вполне конкретный практический, и даже мистический смысл, идущий к нам из глубокого прошлого как послание от наших далеких предков.
(СЛАЙД 12)
В каждой местности были свои способы их изготовления.
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вон и вся кукла.
(СЛАЙД15)
А в Подмосковье кукол – пеленашек сворачивали из 2-х платков и перевязывали ленточкой.
(СЛАЙД 16)
На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накладывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получалась головка, завязать 2 конца платочка – получались руки. Часто к голове куклы еще прилаживали кудельную косу.
(СЛАЙД 17)
Очень красивые и выразительные куклы севера, Ямала.
(СЛАЙД 18)
В наши дни мир стал намного циничней и беспощадней, но в душах людей по-прежнему живет вера в добрые чудеса. Особая прелесть славянских оберегов в том, что они открывают безграничный простор для творчества и являются одновременно украшением и красивой сказкой.
(СЛАЙД 19)
При изготовлении оберега надо принять во внимание следующие факторы:
Куклы-обереги - удивительные создания, для изготовления которых нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы нам не пригодятся: кукла-оберег традиционно изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц. И в этом тоже исторически был заложен огромный смысл. Любое исключение предрекало "колото-резаную" жизнь. Это правило для большинства народных кукол.
(СЛАЙД 20)
Особой силой обладает оберег, изготовленный любящим человеком своими руками, ведь тот, кто ее делает, вплетает в нее свои мысли и желания именно для того, кому предназначается подарок.
Говорят у вас руки не простые, мне сказали, что у вас руки золотые. Поглядим внимательно, поглядим поближе. Что приготовлено у вас в сундучках, посмотрите.
Материал к работе: мулине, пряжа, цветные нити
Во многих традициях народов мира есть обычаи изготовления обрядовых кукол. Первое марта переломный момент весны. Великой богине помогают преобразиться вновь из старухи в молодую и юную. И в честь этого совершающегося вечного круговорота превращений изготовляли праздничный символ – мартиничек.
(СЛАЙД 21)
Мартинички были также не только символом весны, но и всепобеждающей силы любви. В первую декаду марта люди дарили их друг другу, родным, друзьям и близким и хранили потом долгие годы на память. Такой подарок был способом сказать человеку, что он тебе дорог.
Изготавливать мартеницы – языческий обычай, по одной из версий имеющий древнефракийское происхождение. Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею "закликали" весну, приближали ее начало, праздновали, чествовали и радовались ее приходу. В старые времена обряд этот имел серьезное значение. Особыми заклинаниями-закличками община призывала весну и благодатное тепло. Этот магический обряд имел как бытовое, так и семейное значение, а также отражал место человека в колесе года, его циклическое движение в гармонии с природой. И конечно, кроме праздничного, притягивающего событие, значения эти куколки играли еще и обережную роль. Все начало марта, вплоть до весеннего равноденствия, считалось опасным неблагоприятным временем жестокого разгула темных сил. Поэтому роль Мартиничек также в том, чтобы оберечь от злых воздействий человека и жилище.
Мэрцишор – это также название праздника, отмечаемого 1 марта в Румынии и Молдове в честь наступившей весны. Переводится слово «марцишор» с молдавского как "маленький март". Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.
Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.
3. Изготовление "Куклы-оберега" "Мартиничка"
(СЛАЙД 22)
Последовательность изготовления: (смотрим в технологическую карту)
В два приема намотайте нитки на картонку по ее длине—
— причем число витков в каждой части должно быть одинаковым (например, 40). Это будут голова, туловище и ноги. Пропустите внизу под каждой частью нитку и завяжите бантиком (ноги),.
Вверху пропустите нитку под обеими частями и свяжите их вместе узелком. Снимите “навой” с картонки.
Голова: скатайте клубочек из непряденой шерсти или из ниток, просуньте его под верхний узелок и расправьте витки так, чтобы клубочек не просвечивал
Прямо под “головой” обмотайте несколько раз вокруг “шеи”.
Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине, в один прием, количество витков такое же, как выше, — например, 40. Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите ее бантиком, а затем снимите “навой” с картонки.
Проденьте руки сквозь туловище прямо под головой.
Длинную нитку (ту, которой обматывали шею) обмотайте крест-накрест вокруг груди куклы, а затем вокруг талии—
. Закрепите нитку несколькими стежками. Ладошки и стопы: снимите бантики, просуньте вместо них вязальный крючок, палочку или что-нибудь в этом роде, несколько раз обмотайте пучок шерстяной ниткой и закрепите ее
Кукла готова!
Девушки и юноши обменивались Марцишорами в знак любви. А разве может быть иным подарок-объяснение в любви и привязанности, подарок-пожелание вечной весны и красоты? Если девушке, нравился парень, она могла подарить парню мартиничек, что бы сказать о своих чувствах.
(СЛАЙД 23)
-Не устали ли вы гости желанные, не хотите ли повеселиться
4. (СЛАЙД 24 Плясовая)
5. Подведение итогов работы (поделки)
6. Отгадывание кроссворда (ноутбук)
7. (СЛАЙД 25)
Наши посиделки подошли к концу
Веселье не кончается
Пускай всегда лицом к лицу
Одни друзья встречаются.
И завершая этот час,
Я шлю вам пожелания,
Пусть будет с вами и вперед
Терпенье и старание,
И счастье, и свершение,
И настроенье бодрое,
Но главным украшением
Пусть будет сердце доброе!
8.Заключительная часть.
- Подведение итогов
- демонстрация оберегов, защита выполненной работы;
- достижения цели
- заключительное слово учителя: в наших домах от нашей сегодняшней поделки станет светлее и уютнее, наполнит его таинственностью и скрытым смыслом, известным только вам (подарок брошюры с куклами-оберегами)
.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. То, что произошло от одного поколения к другому, что унаследовано от поколений? ТРАДИЦИИ 2.ВЕЩЬ, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ИГРЫ ИГРУШКА 3.Дни торжества, установленные в честь или в память кого-чего . ПРАЗДНИКИ 4.Предмет (группа предметов), который оберегает нас от зла, болезней, сглаза и приносит удачу. ОБЕРЕГ 5.Куклы-обереги, изготовленные в марте МАРТЕНИЧКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительное искусство 4 класс. Открытый урок по теме: «Декоративно-прикладное творчество» «Лягушонок».
Тема урока «Лягушонок». Вид деятельности - рисование, оригами. Тема урока одна из нескольких в общей системе других уроков по теме «Декоративно-прикладное творчество».Тема оригами одна из сложны...
Интегрированное занятие "ИЗО + Труд" по теме: "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда"
в этой работе дети ознакомятся в теории и практике с декаративно-прикладным искусством....
План-конспект занятия по декоративно-прикладному искусству "Декоративное панно "Чудо-город"
Разработка занятия "Декоративное панно "Чудо-город", которое может быть проведено в рамках художественно-эстетического направления внеурочной деятельности....
Конспект урока изобразительного искусства.Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
Тема урока: « Выполнение эскиза декоративного фигурного сосуда (сосуд-зверь, сосуд-птица).Ознакомление с произведениями народного декоративн...
Тема занятия : «Традиции японского декоративно-прикладного искусства. Изготовление икебаны на свободную тему.
Цель занятия: приобщение учащихся к традициям японского декоративно-прикладного искусства.Задачи занятия:· ознакомить учащихся с традициями ...
Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"
Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства. Тема урока: «Камень в декоративно-прикладном искусстве. Бусы в подарок», 3 класс.
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: дать представление об использовании камня в разных видах декоративно-прикладного искусства....
Комментарии
Надежда Александровна,
Надежда Александровна, занятие для молодых специалистов на уровне школы?
Да.
Да.