Рефлексия- обязательное требование ФГОС
статья на тему
Рефлексия в конце урока помогает учителю определить эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya-obyazatelnoe_trebovanie_fgos.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рефлексия - обязательное требование ФГОС
Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.
Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.
Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.
В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.
Основные цели рефлексии
Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.
«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»
К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.
Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.
Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.
Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
- Какие знания получил
- Каких целей удалось достигнуть
- Как он сможет использовать знания в будущем
- Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
- Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
- Как стимулировать критическое мышление
- Как сформировать осмысленный подход к действительности
Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.
Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.
Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.
Какие виды рефлексии бывают:
По содержанию
- Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
- Устная — рассказывает о своих впечатлениях
- Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.
По виду деятельности
- Коллективная
- Групповая
- Фронтальная
- Индивидуальная
Считается наиболее универсальным и легким видом.
Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.
Целевая
- Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
- Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
- Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).
Примеры рефлексии в конце урока
по ФГОС в начальной школе
Карточки со смайликами
Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.
Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.
Помимо смайликов, можно использовать:
Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.
Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.
Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.
Лестница успеха
На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.
Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.
Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.
Если средне — второго оставляет в середине лестницы.
Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.
Вагончики впечатлений
На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.
Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.
Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.
Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.
Дерево чувств
Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.
Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.
Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.
Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:
- Красный — восторг
- Оранжевый — радость
- Желтый — в целом все неплохо
- Зеленый — спокойствие
- Синий — грусть, неудовлетворение
- Фиолетовый — тревога, напряжение
- Черный — упадок, уныние
Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:
Опиши одним предложением
Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.
Например:
- Сегодня я узнал…
- На уроке я научился…
- Мне было трудно…
- Мне было непонятно…
- Теперь я знаю, что…
- Меня удивило…
- Я бы хотел узнать, почему…
Таблица де Боно
Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока
Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:
- «+» — все, что понравилось на уроке
- «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
- «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы
Анкета
Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.
Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.
Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:
- На уроке я делал…
- Своей работой я доволен/не доволен потому что…
- Этот урок показался мне…
- За урок я бы поставил себе, потому что…
- Материал урока я освоил…
- Мое настроение после занятия…
«Что, если…»
Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.
Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.
Например:
- Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
- Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
- Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?
Синквейн
Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.
В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:
1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова, как правило существительного
2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
5-ая строка — синоним главного слова
Например: Грей (А.С. Грин “Алые паруса”)
- Добрый, благородный
- Сбегает, путешествует, влюбляется
- Был счастлив, сотворив чудо своими руками
- Герой
Самопроверка
В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.
Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.
Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.
Совет: чтобы окончить урок на положительной ноте и удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого, используйте прием «комплимент». Учащиеся по очереди благодарят друг друга и учителя за проделанную работу.
Как правильно использовать рефлексию в конце урок.
Меняйте приемы
Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.
Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.
Адаптируйте задания под возраст
Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.
Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.
Подходите к процессу максимально творчески.
Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо
Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.
Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.
Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами.
Примеры презентация эффективной рефлексии в конце урока вы также узнаете из видеолекции ниже:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
Проектирование заключительного этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Статья посвящена организации рефлексии на уроках в начальной школе...
ФГОС как система обязательных требований.
Информация дла родителей об основных направлениях развития начального общего образования....
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.
Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС....
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
Формирование и осуществление обязательных требований к преподаванию предметов при реализации ФГОС.
Формирование и осуществление обязательных требований к преподаванию предметов при реализации ФГОС. ...
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС
Современные требования к проведению коррекционных занятий в соответствии с требованиями ФГОС...