Рабочая программа внеурочной деятельности "Твори добро"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления предназначена для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Твори добро»
(Социальное направление)
(1А класс, 1-й год обучения)
(Для детей 6-8 лет)
Составитель: Яркова С.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2015/2016 уч. год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность «Твори добро» социального направления обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Программа рассчитана на детей 7 –8 летнего возраста.
Цель программы : развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в первом классе - 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Содержание программы
Содержание работы |
1 класс |
Форма работы | Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, походы в музей. |
Программы и проекты | «Труд лечит, а лень портит человека» «Хитрая бумага» |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов. |
Ожидаемые результаты
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Содержание тем изучаемого курса
1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о больных и престарелых. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1. | Осенние мотивы | 10 | 2 | 8 |
2. | Мы сами мастера | 9 | 4 | 5 |
3. | Мы дружная семья | 9 | 4 | 5 |
4. | Трудовой десант | 5 | 1 | 4 |
Итого | 33 | 11 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
| ||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
«Осенние мотивы» |
| ||||||||||||||||||
1. | Экскурсия на пришкольный участок. Сбор листьев для гербария. | 1 | Научатся распознавать виды некоторых растений; узнают о роли растений в жизни человека. Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. |
| |||||||||||||||
2. | Выставка «Чудеса природы», | 1 |
| ||||||||||||||||
3. | Цветочный праздник «Мои любимые цветы» | 2 |
| ||||||||||||||||
4. | Праздник урожая «Хлеб - наше богатство. | 1 |
| ||||||||||||||||
5 | Акция «Мы уважаем старших»! | 2 |
| ||||||||||||||||
6 | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | 2 |
| ||||||||||||||||
7 | Операция «Посади дерево!» | 1 |
| ||||||||||||||||
«Мы сами мастера» |
| ||||||||||||||||||
1. | Изготовление флажков к празднику «Я люблю свою страну» | 1 | умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. | ||||||||||||||||
2. | Беседа «Кем я буду?» | 1 | |||||||||||||||||
3. | Разучивание песен о мамах. Конкурс стихов «Я люблю тебя мама». | 2 | |||||||||||||||||
4. | Праздник «Дорогие наши мамы». | 1 | Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. | ||||||||||||||||
5. | Беседа «Птицы – наши друзья!» Операция «Кормушка» | 1 |
| ||||||||||||||||
6. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | 2 |
| ||||||||||||||||
7. | Изготовление елочных игрушек | 1 |
| ||||||||||||||||
«Мы – дружная семья» |
| ||||||||||||||||||
1. | Знакомство с профессиями пап и дедушек | 1 | Развитие творческих способностей . Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. |
| |||||||||||||||
2 | Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» Коллективное панно «Наши защитники» | 2 |
| ||||||||||||||||
3 | «Рыцарский турнир» | 1 |
| ||||||||||||||||
4 | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта» | 2 | |||||||||||||||||
5 | «Праздник мам» | 1 |
| ||||||||||||||||
6 | Знакомство с профессиями мам. | 1 |
| ||||||||||||||||
7 | «Моя любимая бабушка» | 1 |
| ||||||||||||||||
«Трудовой десант» | |||||||||||||||||||
1. | КВН «Птицы – наши друзья» | 1 | Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах. | ||||||||||||||||
2. | Акция «Сделай скворечник» | 1 | |||||||||||||||||
3. | «Субботник» уборка школьной территории. Озеленение территории. | 1 | |||||||||||||||||
4. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны. | ||||||||||||||||||
5. | «Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. | 1час | |||||||||||||||||
Перечень учебно - методического обучения
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Планы подготовки и проведения нескольких видов деятельности обучающихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематика бесед
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Каждой вещи свое место!»,
«Береги воду!»,
«Мой друг - режим»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Чем я могу помочь школе?»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Учеба – это тоже труд»,
«Больше дела, меньше слов»,
«Герои труда живут рядом»
«Птицы наши друзья»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Кем я буду?»,
«Я люблю свою страну»,
«Мы юные садоводы»,
«Мы творим чудеса»,
«Наши защитники»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Минута час бережет»,
«Что мы знаем друг о друге»,
«Хлеб – наше богатство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...