Рабочая программа внеурочной деятельности "Твори добро"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления предназначена для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no2tvori_dobro.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Щигры Курской области»
«Рассмотрено» на заседании методического объединения _________________ _________________ Протокол №____ от «___»______ 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______ Е.Е. Клевцова | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» ____________ Н.В. Макаренко Приказ № __от «___»______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Твори добро»
(Социальное направление)
(1А класс, 1-й год обучения)
(Для детей 6-8 лет)
Составитель: Яркова С.В.
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
2015/2016 уч. год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность «Твори добро» социального направления обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Программа рассчитана на детей 7 –8 летнего возраста.
Цель программы : развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи : воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в первом классе - 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Содержание программы
Содержание работы |
1 класс |
Форма работы | Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, походы в музей. |
Программы и проекты | «Труд лечит, а лень портит человека» «Хитрая бумага» |
Форма подведения итогов | Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов. |
Ожидаемые результаты
В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Содержание тем изучаемого курса
1. Самообслуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о больных и престарелых. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1. | Осенние мотивы | 10 | 2 | 8 |
2. | Мы сами мастера | 9 | 4 | 5 |
3. | Мы дружная семья | 9 | 4 | 5 |
4. | Трудовой десант | 5 | 1 | 4 |
Итого | 33 | 11 | 22 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты | Дата |
| ||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||
«Осенние мотивы» |
| ||||||||||||||||||
1. | Экскурсия на пришкольный участок. Сбор листьев для гербария. | 1 | Научатся распознавать виды некоторых растений; узнают о роли растений в жизни человека. Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. |
| |||||||||||||||
2. | Выставка «Чудеса природы», | 1 |
| ||||||||||||||||
3. | Цветочный праздник «Мои любимые цветы» | 2 |
| ||||||||||||||||
4. | Праздник урожая «Хлеб - наше богатство. | 1 |
| ||||||||||||||||
5 | Акция «Мы уважаем старших»! | 2 |
| ||||||||||||||||
6 | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | 2 |
| ||||||||||||||||
7 | Операция «Посади дерево!» | 1 |
| ||||||||||||||||
«Мы сами мастера» |
| ||||||||||||||||||
1. | Изготовление флажков к празднику «Я люблю свою страну» | 1 | умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. | ||||||||||||||||
2. | Беседа «Кем я буду?» | 1 | |||||||||||||||||
3. | Разучивание песен о мамах. Конкурс стихов «Я люблю тебя мама». | 2 | |||||||||||||||||
4. | Праздник «Дорогие наши мамы». | 1 | Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. | ||||||||||||||||
5. | Беседа «Птицы – наши друзья!» Операция «Кормушка» | 1 |
| ||||||||||||||||
6. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | 2 |
| ||||||||||||||||
7. | Изготовление елочных игрушек | 1 |
| ||||||||||||||||
«Мы – дружная семья» |
| ||||||||||||||||||
1. | Знакомство с профессиями пап и дедушек | 1 | Развитие творческих способностей . Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические. Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности. Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе. |
| |||||||||||||||
2 | Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» Коллективное панно «Наши защитники» | 2 |
| ||||||||||||||||
3 | «Рыцарский турнир» | 1 |
| ||||||||||||||||
4 | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта» | 2 | |||||||||||||||||
5 | «Праздник мам» | 1 |
| ||||||||||||||||
6 | Знакомство с профессиями мам. | 1 |
| ||||||||||||||||
7 | «Моя любимая бабушка» | 1 |
| ||||||||||||||||
«Трудовой десант» | |||||||||||||||||||
1. | КВН «Птицы – наши друзья» | 1 | Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки. Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах. | ||||||||||||||||
2. | Акция «Сделай скворечник» | 1 | |||||||||||||||||
3. | «Субботник» уборка школьной территории. Озеленение территории. | 1 | |||||||||||||||||
4. | Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны. | ||||||||||||||||||
5. | «Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. | 1час | |||||||||||||||||
Перечень учебно - методического обучения
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Планы подготовки и проведения нескольких видов деятельности обучающихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематика бесед
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Каждой вещи свое место!»,
«Береги воду!»,
«Мой друг - режим»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Чем я могу помочь школе?»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Учеба – это тоже труд»,
«Больше дела, меньше слов»,
«Герои труда живут рядом»
«Птицы наши друзья»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Кем я буду?»,
«Я люблю свою страну»,
«Мы юные садоводы»,
«Мы творим чудеса»,
«Наши защитники»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Минута час бережет»,
«Что мы знаем друг о друге»,
«Хлеб – наше богатство»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...