Мастер-класс "Развитие критического мышления средствами чтения и письма у младших школьников"
методическая разработка на тему
Мастер - класс по использованию Технологии развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_rkmchp.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
Развитие критического мышления средствами чтения и письма у младших школьников |
(мастер-класс) |
Павлово -2017 |
Автор: Макаренкова Елена Николаевна,
учитель начальных классов,
I категория, стаж работы 35лет
АННОТАЦИЯ.
Образовательная технология “Развитие критического мышления средствами чтения и письма”» представляет собой систему стратегий, обучающих школьников мыслительным умениям, позволяющим эффективно работать с информацией, принимать осмысленные решения, решать повседневные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром. Вначале меня подкупила простота некоторых приемов, внешняя схожесть с известными в нашей стране подходами. Теперь, применяя стратегии технологии развития критического мышления, я осознала эффективность данной программы для развития наших учащихся.
Я уверена, что каждый учитель получит удовольствие от взаимодействия со своими учениками, используя в своей работе учебные стратегии программы «Развитие критического мышления средствами чтения и письма.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Многообразие мультимедийных информационных источников, широкий спектр предлагаемых рекламно-развлекательных программ, не требующих от зрителей или слушателей серьезных раздумий, напряжения чувств, рождает ощущение «праздника жизни».
Дж. Стил и ее коллеги отмечают, что снижение интереса к чтению, замена письменного текста на видео и компьютерную информацию людей становятся чрезвычайно острой проблемой для развития молодых людей, способных принимать взвешенные и компетентные решения, исходя не только из ежеминутной целесообразности, но руководствуясь научными доводами, культурными традициями, разумом и чувствами.
Решить эту проблему помогает учебная стратегия «Чтение с остановками». Этот прием в критическом мышлении помогает раскрыть творческий потенциал учащихся, пробудить интерес учащихся к чтению как к процессу. При разработке практического занятия для вдумчивых читателей стратегия «чтение с остановками» дополняется другими приемами технологии: «Толстые и тонкие вопросы», «Дерево предсказаний» «Ромашка Блума»,метод «Шесть шляп мышления», «Эссе».
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП– научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Мастер-класс.
Учитель проникается технологией РКМЧП только тогда, когда сам проживает свою деятельность в этом режиме.
Проведем занятие для вдумчивых читателей с использованием стратегии «Чтение с остановками» как основной в сочетании с другими приемами технологии.
-Какова базовая модель технологии?
(Базовая модель технологии состоит из трех этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии.)
-Какие методические приемы можно использовать на каждой стадии?
Перед вами общий алгоритм работы по учебной стратегии «Чтение с остановками». Рассмотрим методические приемы, которые можно использовать на первой стадии.
Стадия вызова.
Сегодня мы познакомимся с произведением В. В.Вересаева «Легенда». Почему я выбрала это произведение? Оно попало мне в руки в минуту душевной слабости, когда жизнь казалась тусклой и серой. Легенда поразила меня своей глубиной, я перечитывала ее несколько раз. И вдруг озарение! Исчезло уныние, захотелось встать и начать что-то делать, действовать, двигаться вперед. Я убеждена, что это маленькое произведение открывает людям смысл и правду жизни, учит ценить самое дорогое- жизнь.
Это был первый шаг стадии вызова. Я коротко рассказала вам о своем личном опыте знакомства с этим произведением. Здесь необходимо быть максимально искренним. Это должен быть именно сюжет о том , как вам читалось или , как вы встретились с этим произведением, но ни в коем случае не оценка текста или героев.. Если вы не готовы к выражению своих чувств, то вы можете взять на стадии вызова какие-то свои приемы.
-Поработайте в группах и предложите после обсуждения свои варианты. (Группы работают, выбирают свои варианты. Первая группа предлагает обратиться на стадии вызова к биографии писателя , используя при этом прием «Инсерт» Самостоятельно прочитать текст с биографией писателя, расставляя пометки на полях.)
-Этот прием, конечно, очень хорош, но в данном случае не совсем уместен, его можно использовать тогда, когда у детей есть первоначальные знания об авторе.
Учебная стратегия «Инсерт» подходит для информационно- насыщенных текстов, связанных с историей, с окружающим миром.
(Вторая группа предложила познакомить детей с краткой биографией автора.)
-Можно на стадии вызова познакомить с биографией писателя. Однако нельзя забывать о возрастной специфике: запоминаются только те моменты биографии автора, которые дети могли бы легко «перенести» на себя, на свою жизнь.
(Третья группа считает, что можно составить синквейн. Кто-то не согласен с мнением своих коллег, которые утверждают , что синквейн- прием стадии рефлексии .)
-Синквейн- это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача. Это способ на любом этапе урока при изучении темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Некоторые приемы технологии РКМЧП можно применять на каждой стадии. Пример тому- синквейн.
Приступая к изучению легенды, можно задать вопрос.
-Что вы знаете о легенде? Составьте синквейн.
Можно составить синквейн и в разгар урока, когда дети устали. Предложите им синквейн по какому-то разделу изучаемой темы и вы узнаете, как идет восприятие школьниками нового материала.
Этот прием прекрасно работает и на стадии рефлексии.
-Давайте рассмотрим еще один прием-рассказ-предположение по ключевым словам.
-Какие ассоциации вызывает у вас цепочка ключевых слов?
ОСТРОВ, ТОЛПА ВЕСЕЛЫХ МОРЯКОВ, КОСТЕР, ТИХИЕ СТОНЫ, БЕЖИТ КРОВЬ, ЛЕС, НАША ЖИЗНЬ.
-Обсудите в группах.
-Мы работали сейчас в режиме дискуссии «Совместный поиск».Это тоже один из приемов технологии РКМЧП.
Молодцы, вы предложили целый веер приемов на стадии вызова .Мне хочется поделиться с вами своим вариантом.
-Как вы закончите мудрость Элтона Трубланда.
«Человек открывает смысл жизни тогда , когда…
(Учителя делятся своими мыслями)
-Вы конечно по- своему все правы, но в этой мудрости заложен более глубокий смысл и поможет нам в этом разобраться «Легенда» Вересаева.
Переходим к стадии осмысления.
На этом этапе будем использовать стратегию «Чтение с остановками».
Небольшие методические рекомендации даст (ФИО учителя)
-Как вы думаете, какие плюсы и минусы есть у этого приема?
Чтение легенды с остановками.
Первая остановка.
-Что могли увидеть моряки утром?
Итак, мы не так много прочли, но уже кое-что узнали. Каждый взял из текста что-то свое. Давайте поделимся своими впечатлениями. Для разогрева будем использовать стратегию «Толстые и тонкие вопросы».
Варианты: Где заночевали моряки? (тонкий вопрос)
Почему жуть взяла моряков? (толстый вопрос)
Вторая остановка.
-Оправдались ли ваши предположения?
-Почему моряки увидели такую ужасающую картину?
Учебная стратегия «Дерево предсказаний».
-Что будет дальше с моряками?
(Здесь мы учимся аргументировать свою точку зрения, связываем свои предположения с данным текстом. Каждая группа после обсуждения делится своими предположениями, записывает их на листе.
Варианты: им по ночам снились страшные сны; наказание- шторм, гибель моряков; искупление вины.
На доске составляется кластер.
Чтение произведения до конца.
-Давайте послушаем, как объясняет автор?
-С чем сравнивает Вересаев жизнь?
Итак, чтение завершено. Сейчас предлагаю вам перечитать текст и придумать самим вопросы , используя новый прием «Ромашка Блума».
Об этом приеме расскажет молодой преподаватель (ФИО учителя)
-Как вы думаете, чем хорош этот прием? Назовите его положительные и отрицательные стороны.
(Каждая группа отрывает лепесток и составляет определенный вопрос. Затем группы задают вопросы друг другу по часовой стрелке.)
-А сейчас вернемся к мудрости Трубланда.
«Человек открывает смысл человеческой жизни тогда, когда сажает тенистые деревья, зная, что ему никогда не придется отдохнуть в их тени».
-Как вы понимаете это высказывание?
-Можно ли связать высказывание с позицией автора легенды?
-А сейчас рассмотрим стадию рефлексии.
-Будем мудрыми и поделимся своими мыслями. На стадии рефлексии будем использовать учебную стратегию «Шесть шляп мышления».
Мы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, т.е. в шести «шляпах».
Об этом приеме расскажет (ФИО учителя).(Работаем в группах)
6 шляп мышления.
БЕЛАЯ.
Записать основные события , факты, случившиеся в рассказе.
ЧЕРНАЯ.
Выбрать фрагмент текста, когда было страшно и хотелось заменить замысел автора.
ЖЕЛТАЯ.
Есть ли в легенде позитивные мысли?
КРАСНАЯ.
Какие чувства испытывали вы, слушая легенду?
ЗЕЛЕНАЯ.
Как сложилась дальнейшая жизнь моряков?
СИНЯЯ (философская).
В легенде есть такие слова: «Мы ударим топором, ждем- побежит бесцветный ,холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь».
-Какой смысл кроется за этими словами?
-Что вы скажете об этой учебной стратегии?
Итогом работы могут служить приемы письменной рефлексии-ЭССЕ на тему «Жизнь-сященный лес», СИНКВЕЙН-Жизнь…
Об этих приемах расскажет (ФИО учителя)
Желающие поделиться своим творчеством выходят к Авторскому столу. Выступающего благодарят аплодисментами. В конце урока сам учитель выходит к Авторскому столу со своим ЭССЕ.
Вывод.
Технология РКМЧП предполагает применение огромного количества различных приемов и стратегий, среди которых всегда можно найти «свои», совпадающие с индивидуальным стилем преподавания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие" Развитие критического мышления через чтение и письмо младших школьников"
Методическое пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих по ФГОС. В основе реализации программы ФГОС лежит системно-деятельностный подход, направленный на включение уч...
Упражнения для развития выразительности чтения и речи младших школьников
Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный...
Родительское собрание "Значение чтения в обучении младшего школьника".
Родительское собрание в 1 классе на тему "Значение чтения в обучении младшего школьника"....
Презентация "Значение чтения в обучении младшего школьника"
Презентация к родительскому собранию в 1 классе на тему "Значение чтения в обучении младшего школьника"....
Приемы мотивации к чтению художественной литературы младших школьников
laquo;Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты»...
Необходимость чтения в жизни младшего школьника
В статье говорится о том, что чтение играет огромную роль в жизни учеников начальной школы...
Применение игр−драматизации на уроках литературного чтения при адаптации младших школьников к школе
Игра подготавливает обучающихся к началу школьного обучения, заключающегося в развитии разных форм интеллектуальных действий, самостоятельности, инициативности, кроме того формируются творческие возмо...