Программа кружка Бисеринка и КОМПАНИЯ"
рабочая программа на тему
Образовательная программа "Бисеринка и КОМПАНИЯ" составлена с учетом требований современной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 49.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Черемушкинская средняя общеобразовательная школа им Героя Советского Союза Г.В. Комарова
Принято педагогическим советом школы Утверждаю:
Протокол №_____ Директор МОУ
От «___»__________2013 Черемушкинская СОШ
_________Гусар Н.И.
Приказ № ___ «___» ________2013
Дополнительная образовательная программа
«Бисеринка и КОМПАНИЯ»
на 2013 -2017 учебный год
руководитель
Долгошеевой Елены Васильевны
Возраст детей: от8 -14 лет
Срок реализации:4 года
2 часа в неделю
Черемушка
2013г
II. Пояснительная записка
Образовательная программа "Бисеринка и КОМПАНИЯ" составлена с учетом требований современной педагогики.
1. Направленность –художественная
2. Из истории
В Месопотамии бусины не являлись амулетами, а служили уже показателем богатства и принадлежности их владельцев к состоятельным слоям общества Египтяне производили бисер, наплавляя стеклянную массу, окрашенную в синий, зеленый или черный цвет, на кусочки кварца. Бусины под названием "фаянс" ценились очень высоко, в оправе из чистого золота их носили фараоны, считая амулетами. В III-II вв. до н.э. в Греции изготавливали бусины самых разных форм и расцветок. Предполагается, что крупнейшим центром их производства был остров Родос. В период античности центрами по производству стекла, а значит, и стеклянных бусин, служивших талисманами, наряду с Египтом и Римом стали мусульманские страны. Для изготовления бусин применяли новые технические приемы, появились бусины "с глазком", "с изгибом", "с зубчиками" и "с перышком". Римляне, покорившие Египет, заимствовали у египетских мастеров секреты производства стекла. А с VI в. центром художественного стеклоделия стала Византия. Византийцы широко использовали образцы Римской империи. Через Византию бисер попал в Венецию. В X в. начался настоящий расцвет бисерного производства.
В 1221 г., согласно постановлению Большого совета, из-за частых пожаров все стеклодельные мастерские были перенесены из города на расположенный рядом остров Мурано. Долгое время он был единственным в Европе местом, где производили бисер. Венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. За разглашение технологии провинившемуся грозила смерть, а его близким - темница. В XIII в увеличивается число мастерских по производству стекла, многие из которых занимаются изготовлением бусин и бисера Венецианские производители стекла создали цеховую корпорацию, которую называли Школой. Венецианские бусы и бисер высочайшего качества, разнообразных цветов и оттенков развозились купцами по всей Европе. Мастера и мастерицы украшали ими одежду, обувь, сумочки, чехольчики и другие изящные вещицы. Европейские путешественники и колонизаторы брали с собой бисер в дальние страны. Жителям Африки, Америки, океанских островов очень нравились яркие блестящие бусы. Они отдавали за них золото, пряности, меха. Туземцы с удовольствием заменяли традиционные бусинки из раковин, костей и семян на диковинные стеклянные бусины. Долгое время никто не мог ставить конкуренцию венецианским стеклоделам. Во многих европейских странах предпринимались попытки основать производство стеклянных бус и бисера, но эти изделия уступала качеству венецианским. Только в XVIII в. многочисленные попытки мастеров Тюрингии разгадать тайны венецианцев привели к изобретению легких дутых стеклянных бус - предшественников современных елочных украшений...
Бусины "контерие" изготавливают путем обработки полой стеклянной трубки в особых печах. Весь цикл производства доверяется одной "смене" - группе работников в составе мастера, двоих помощников, волочильщиков и того, кто начинает работу - готовит минеральную смесь, которая плавится, превращаясь в стекло. Способ изготовления бисера "над лампой", изобретенный в XVI в., получил свое название от слова "lume" (лампа), которую использовали для наплавки слоя стекла на железную проволоку с огнеупорным покрытием. Пламя лампы раздували путем нагнетания воздуха в мехи. Этим способом обработки. не менявшимся в течение нескольких веков, мастера изготавливали как одноцветный так и бисер, на поверхность которого наплавлялись слои стекла разных цветов, а также цветочные аппликации с вкраплением других декоративных элементов. На рабочем месте мастерицы на расстоянии ее руки располагались куски медной проволоки, стеклянные трубки разной толщины и различных цветов, плоскогубцы, тонкие нити из цветного стекла или филиграни, минерал авантюрин в порошке или в виде палочек листочки чистого золота и серебра и газовая горелка. Так изготавливался одноцветный бисер. Для многоцветного бисера подготавливалась основа из стекла пастельных тонов, которая покрывалась слоем прозрачного стекла. Используя тончайшие нити из цветного стекла в качестве кисточек, мастерица украшала бисер точками. Стекло формировалось еще горячим. По окончании работы бусина погружалась в золу, где медленно остывала, чтобы избежать трещин. Из остывшей бусины удалялась медная проволока (вытравливалась кислотой), а отверстие оставалось...
В Чехии талантливые богемские мастера освоили производство высококачественного бисера. Более того, они научились гранить его и покрывать эмалями. Выпускаемые в Богемии бисер и бусины отличались большим разнообразием цветов, размеров, форм и огранки. Настала очередь чешских мастеров скрывать от конкурентов известные только им секреты создания прекрасного бисера. В начале XVI в. появился новый способ обработки стекла, получивший название "над огнем", или "над лампой". Неизвестно, кто изобрел способ обработки бисера "над лампой", можно лишь предположить, что это были изготовители бисера для четок. Венецианский бисер очень высоко ценился и приобрел мировую известность. Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани… Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. В 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике, расположенной под Петербургом в Усть-Рудице, первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Позднее бисер изготовляли в кустарных мастерских. И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауеме под Петербургом.
В конце XIX - начале XX в. к стеклянному бисеру обратились художники стиля модерн, например, Эмиль Галле и Тиффани. В двадцатые годы прошлого века бисер нашел широкое применение у модельеров в отделке женской одежды. Торговля бисером не прекращалась в течение всего XX столетия. Недавно вновь интерес к бисеру захлестнул весь мир. Бисероплетение стало одним из видов творчества. Современные модельеры используют бисер, стеклярус, бусины и для украшения одежды, и для изготовления аксессуаров. Валентин Юдашкин сплошь покрывает платья роскошной бисерной вышивкой. Многочисленные бисерные подвески делают платья от Эмануэля Унгаро и Бернара Перри похожими на водопады и языки пламени. Жан-Поль Готье украшает бисером и бусинками сумочки, а Осимар Версолато - пояса и воротники. Кристиан Лакруа создал из бусинок отдельные детали жакетов и брюк, а Пако Рабан - целое платье. Из бисерных сеток изготавливают шляпки и перчатки. Расшивают бусинами обувь. Роскошная бахрома из бисера и стекляруса покрывает не только платья, но и купальники, шубы. А разнообразие ожерелий, бус, браслетов и других украшений просто не поддается описанию.
3. Цели:
- раскрытие перед обучаемыми социальной роли изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;
- формирования у них устойчивой систематической потребности к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям.
Задачи:
- привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
- развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
- воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
4. Программа способствует:
- повышению внутренней мотивации ребенка;
- появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
- возникает желание добиться планируемого результата;
- приобретается навык самостоятельной работы;
- развитию тонких движений пальцев рук;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
- показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
5. Возраст детей:
В кружке могут заниматься дети от 8 до 14 лет
5. Сроки реализации:
Программа рассчитана на 3 года
7. Форма и режим занятий:
Первое занятие теоретическое, остальные занятия – практика
8. Ожидаемые результаты:
Все дети освоят программу, выполнят все разработки.
9. Формы поведения итогов:
Дети будут участвовать во всевозможных выставках, конкурсах и каждый ребенок сделает 1 самостоятельную работу.
10.Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса учащиеся
Учащиеся знают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
- правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
учащиеся умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы инструментами;
- под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
- подбирать детали для работы.
УУД:
Воспитательные.
- понимание роли и значения традиций в жизни своего народа;
- бережное отношение к культурному наследию;
- уважительное, толерантное отношение к мнению других людей в процессе коллективного взаимодействия.
Образовательные.
- получение знаний об истории, традициях, и видах народного художественного творчества;
- овладение различными техниками изготовления изделий декоративного прикладного искусства.
Развивающие.
- развитие кругозора учащихся на основе полученных знаний, интереса к народному творчеству;
- развитие творческих способностей учащихся, через различные виды деятельности.
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов через декоративно – прикладное искусство;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Предметные результаты:
- овладение практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности;
- сформированность основ художественной культуры на основе народной культуры России, в том числе культуры своего края.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; аргументировано излагать свою точку зрения.
III. Учебно –методический план:
1 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Введение в программу. Знакомство с техникой плетения (параллельное, петельное, игольчатое) | 1 (Теория) | ||
2. | Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой и бисером | 1 (теория) | ||
3. | Изготовление хризантем | 7 (практика) | ||
4. | Изготовление незабудок | 6 (практика) | ||
5. | Изготовление ромашек | 8 (практика) | ||
6. | Изготовление цветущей ветки | 8 (практика) | ||
7. | Изготовление ивы | 6 (практика) | ||
8. | Изготовление корзины с ягодами | 10 (практика) | ||
10. | Изготовление панно | 10 (практика) | ||
12. | Изготовление пшеничных колосьев | 6 (практика) | ||
13. | Изготовление летнего букета | 9 (практика) | ||
| Итого: | 72 |
2 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой и бисером | 1 (Теория) | ||
2. | Изготовление подарка учителям (фиалки) | 6 (практика) | ||
3. | Изготовление цветущего дерева (подарок ко дню матери) | 6 (практика) | ||
4. | Изготовление фенечек ( «Лесенка», «Крестики – ромбики» | 4 (практика) | ||
5. | Изготовление кактуса | 8 (практика) | ||
6. | Изготовление «Цветущий бонсай» | 7 (практика) | ||
7. | Изготовление елочки | 6 (практика) | ||
8. | Изготовление пальмы | 6 (практика) | ||
9. | Изготовление ландышей | 4 (практика) | ||
10. | Изготовление березки | 8 (практика) | ||
11. | Изготовление «Бонсай «Азалия» | 10 (практика) | ||
12. | Изготовление цветочки в башмачке | 6 (практика) | ||
| Итого: | 72 |
3 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой и бисером | 1 (Теория) | ||
2. | Из истории бисера | 1 (Теория) | ||
3. | Изготовление подарка ко дню матери (по выбору учащихся) | 6 (практика) | ||
4. | Изготовление осеннего дерева | 5 (практика) | ||
5. | Изготовление зимнего дерева | 5 (практика) | ||
6. | Изготовление весеннего дерева | 5 (практика) | ||
7. | Изготовление жемчужного дерева | 7 (практика) | ||
8. | Изготовление денежного дерева | 7 (практика) | ||
9. | Изготовление «Долларов» | 5 (практика) | ||
10. | Изготовление сиреневой глицинии | 10 (практика) | ||
11. | Изготовление подарков к 9 мая | 10 (практика) | ||
12. | Изготовление выпускной работы ( по выбору учащихся) | 10 (практика) | ||
| Итого: | 72 |
4 год обучения
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1. | Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой и бисером | 1 (Теория) | ||
2. | Из истории бисера | 1 (Теория) | ||
3. | Изготовление подарка ко дню матери (по выбору учащихся) | 6 (практика) | ||
4. | Изготовление голубого бонсай | 5 (практика) | ||
5. | Изготовление сирени | 5 (практика) | ||
6. | Изготовление букета | 5 (практика) | ||
7. | Изготовление жемчужницы | 7 (практика) | ||
8. | Изготовление калла | 7 (практика) | ||
9. | Изготовление клена | 5 (практика) | ||
10. | Изготовление сиреневой глицинии | 10 (практика) | ||
11. | Проект по выбору | 10 (практика) | ||
12. | Изготовление выпускной работы ( по выбору учащихся) | 10 (практика) | ||
| Итого: | 72 |
IV. Содержание
Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, учатся видеть красоту и неповторимость изделий из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
Оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов. В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы.
Сверхзадачей данного курса является формирование устойчивой потребности детей к саморазвитию в постоянном творческом общении с людьми, в тяге к искусству, культуре. Всякое обучение имеет воспитывающий характер. Обучая -воспитываем, воспитывая - обучаем, поэтому в работе с детьми уделяется большое внимание воспитательной работе.
Образовательная программа "Бисеринка и КОМПАНИЯ" составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами учащихся.
Основная задача - познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно - прикладного творчества, расширить свой кругозор, участвовать в конкурсах и выставках.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика.
Перед воспитанниками ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания, соблюдая последовательность выполнения изделий из бисера.
Здесь проявляются творчество, индивидуальность, развивается соревнование между детьми. На занятиях и выставках всегда много разнообразных и ярких изделий, которые притягивают сначала своей неповторимостью, а потом побуждают детей сделать свое изделие.
Творческий рост обучаемых наблюдается постоянно, начиная с диагностики на первых занятиях, заканчивая творческой итоговой работой.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
Далее элементарные упражнения перерастают в более сложные, идет пополнение багажа знаний и умений, все больше подключается творчество детей.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных выставках, конкурсах .
V. Методическое обеспечение.
Формы занятий:
1. Диалог, обсуждение помогают развитию способности говорить и доказывать
2. Творческое проектирование помогает действовать и создавать.
Формы подведения:
Различные конкурсы, выставки –это помогает доводить работу до результатов и фиксировать успех
VI. Список литературы:
- Лоран Катио «Фигурки из бисера: животные, птицы, насекомые» -2010г
- Донателла Чиотти «Цветы и букеты из бисера» -2010г
- Интернет-сайт: Biserinka. com
Методика работы по курсу "Бисероплетение"
Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.
Параллельное плетение
Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.
Петельное плетение
Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.
Игольчатое плетение
Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Программа кружка «Я – исследователь». Программа кружка "Занимательная информатика"
Представлена программа внеурочной деятельности кружка "Я - исследователь". Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжение...
Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс
Рабочая программа кружка "Волшебная бисеринка", 4 класс содержит и КТП...
Программа кружка "Волшебные бисеринки"
Программа внеурочной деятельности...
Программа кружка "Волшебный бисер"
внеурочная деятельность...
Рабочая программа кружка "Чудеса из бисера"
Рабочая программа...
программа кружка "БИСЕРИНКА"
программа кружка...
Программа кружка "Художественная вышивка крестом и бисером"
Программа разработана для учащихся начальной школы. Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области рукоделия....