Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.
статья на тему
Статья предназначена для педагогов работающих с глухими детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Большую роль в развитии слуховой функции учащихся играет систематическое продолжение этой работы во внеклассное время.
Восприятие тех или иных звуков окружающего мира имеет огромное познавательное значение, даёт возможность полнее, конкретнее и разностороннее осмыслить многие слова, приобрести определённые представления и понятия.
Возможность восприятия звуков окружающего мира облегчает ориентирование в условиях обыденной жизни. Умелое использование педагогами сохранного слуха способствует успеху учебно-воспитательной работы, помогает развивать навыки, необходимые им для ориентирования в быту.
Проводя с глухими детьми внеклассные и внешкольные занятия, воспитатели бывают вынуждены привлекать внимание воспитанников к бытовым сигналам (во время прогулок-к сигналам транспорта, окрик, стук в дверь). Звуковые сигналы часто используются при проведении подвижных игр.
Развитию слухового внимания учащихся наиболее эффективно содействуют проводимые во внеклассное время игры. В процессе игр необходимо следить за максимальным использованием и развитием имеющихся у детей остатков слуха. Эта работа помогает решению общих воспитательно-образовательных задач: воспитание у глухих учащихся навыков ориентирования в быту, формирование понятий и представлений, отражающих звуковые явления; развитие восприятия детьми словесной речи, становление произношения.
Основная работа по развитию слухового внимания проводится учителем на занятиях в слуховом кабинете, задача воспитателя закрепить, развить приобретённые навыки, расширить представления глухих детей о мире звуков.
Игры, направленные на развитие слухового внимания, проводятся во внеклассное время, не менее одного раза в неделю со всеми учащимися начиная с подготовительного класса.
Продолжительность игрового занятия для учащихся младших классов до 30 минут, средних – до 45 минут. Первым важным требованием к проведению таких игр является подробное изучение воспитателем слуховых возможностей каждого воспитанника своей группы. Это имеет большое значение для правильного распределения воспитанников по слуховым группам, определения содержания работы с ними на различных этапах обучения, а так же для дифференцированного подхода к учащимся. Данные о состоянии слуха своих воспитанников воспитатель может получить у учителя класса.
Одно из основных требований состоит в том, чтобы используемые в игре звуки являлись сигналами реальных предметов окружающего мира, знакомых детям из жизненной практики и представляющих для них определённый интерес. Только тогда звуковые впечатления приобретут для детей определённый смысл и будут содействовать активизации мышления учащихся в процессе игр, максимальной мобилизации слуховых возможностей.
Работа по развитию слухового внимания учащихся во внеклассных занятиях, проведение игр даёт более эффективные результаты при использовании слуховой аппаратуры. При организации игр на развитие слухового восприятия используются музыкальные игрушки, музыкальные инструменты, аудио запись. В первые годы обучения глухих детей используются звучащие предметы, игрушки и инструменты. В этот период решаются задачи по созданию у глухих детей навыков ориентирования в быту, формированию понятий и представлений, связанных с миром звуков. Ведущим является дидактический принцип подачи материала - от простого к сложному, от знакомого к неизвестному.
Вначале занятия от детей требуется лишь определить момент, когда они услышат звук. Затем они упражняются в дифференцировании сначала резко различающихся, а затем более близких звуков. Постепенно учащиеся переходят к определению направления звучания, определению звучащих инструментов, предметов. Нельзя предлагать детям несколько неизвестных предметов на одном занятии, достаточно познакомить их с двумя, максимум тремя новыми звучащими предметами.
Например: в подготовительном классе для игры используют одновременно барабан и свисток.
Цель занятия- научить детей различать их звучание.
Вначале занятий воспитатель сообщает детям, что они будут играть в в игру «считаем правильно», показывает барабан и предлагает назвать его. Слова
БАРАБАН и ПАЛОЧКА написаны на табличках, которые после названия детьми предметов ставится на наборное полотно. После этого воспитатель ударяет в барабан и спрашивает: «Что я делаю?»(ударяю в барабан, бью в барабан). «Что это?»(имеется ввиду звучание барабана «звук», «удар»).
Чтобы активизировать внимание детей, воспитательница обращается к ним с вопросом: «Ребята, а считать до 5 вы умеете? Сейчас посмотрим, кто умеет правильно считать!» Далее следуют пять ударов в барабан. Дети смотрят, слушают, считают. Затем дети снова слушают и считают. Для этого воспитатель становится так, чтобы не было видно, как она бьёт в барабан, либо дети закрывают глаза. После этого педагог вызывает одного из учеников и даёт ему задание: «Внимательно слушай и считай, сколько будет ударов в барабан ». После того как игра «считаем правильно» понята, инициатива в её проведении передаётся детям. Воспитатель назначает ведущего, которому поручает продолжить игру. После того, как каждый из учеников выполнит задание на счёт ударов в барабаны, опираясь только на слуховое восприятие, организуется подвижная игра.
На видное место помещаются правила игры: «Услышав один удар в барабан, встать в круг, услышав 2 удара в барабан взяться за руки». Движения, задаваемые детям, могут быть разнообразными, что во многом зависит от физических возможностей детей, от богатства творческого воображения воспитателя. После игры с одним инструментом воспитатель предлагает вниманию детей другой звучащий предмет или инструмент, например – свисток.
Дети учатся узнавать его звучание на слух, а потом переходят к игре на различение на слух звучания свистка и барабана.
При знакомстве с новым материалом не рекомендуется предлагать ученику решать одновременно 2 задачи. Целесообразно сначала предложить детям определить, какой предмет или инструмент издаёт то или иное звучание, затем провести упражнения и игры, тренирующие слуховое восприятие именно этого звука. Постепенно задания усложняются. Только после того, как дети научатся узнавать новый звук на слух, им предлагаются двойные задания: «Что звучит? Где звучит? Сколько ударов или свистков и в каком направлении?».
При организации игр на развитие слухового восприятия, можно рекомендовать следующие виды работ: узнавание звучащих предметов и инструментов, счёт на слух, выполнение различных действий и в соответствии с определённым количеством ударов(звучаний), различение звучащих предметов или инструментов, различение звучания-инструмента и оркестра, прослушивание аудио записей мужского и женского голосов, сольного и хорового пения, восприятие ритма (марш, вальс).
В проведении игр со слуховой аппаратурой могут быть включены чтение слов и предложений, записанных на доске, слов и предложений с губ воспитателя при одновременном их прослушивании, называние воспитателем картинок с одновременным их показом, узнавание на слух знакомых слов и предложений.
Игры на развитие слухового внимания можно проводить в начальных и средних классах. В соответствии с возрастом детей, содержание игр может усложняться.
Например: в подготовительном классе дети учатся различать звучание барабана и свистка, во втором классе определяют характер звучания.
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Послушайте, как звучит барабан». Затем спрашивает: « Какой звук у барабана?»
Дети отвечают: « Грубый, низкий (о свистке говорят «резкий»).
В процессе таких игр не только развивается слуховое восприятие детей, но и происходит формирование понятий, связанных со звуковыми мнениями, уточняются, расширяются значения слов, выражающих такие понятия.
Интересно проходят игры, во время которых дети учатся узнавать и различать голоса животных, разнообразные бытовые сигналы ( стук в дверь, окрик….) На таких занятиях воспитатели часто пользуются аудиозаписями.
Чтобы вызвать у учащихся интерес и активизировать их внимание, иногда в начале занятия предлагается загадка. В её отгадке название животного, чей голос детям предстоит услышать. Затем проводится краткая беседа об этом животном, выясняется, что знают о нём дети. После беседы включается аудиозапись, дети слушают голос животного. Тем, кто хуже слышит, воспитатель предлагает встать возле колонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие слухового внимания глухих детей во внеклассное время.
Из опыта работы....
Игра на развитие слухового внимания "Угадай, кто тебя позвал"
Правила игры (два варианта), свёрстанные для разрезания и вклеивания в тетради.Игра "Угадай, кто тебя позвал" развивает слуховое внимание и фонематическое восприятие.В эту игру играют в комп...
Рекомендации для учителей "Игры на развитие слухового внимания"
Рекомендации для учителей "Коррекция дисграфии: упражнения для использования на уроках письма"...
«Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия у детей с ЗПР»
Первичный фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения. Уже к двум годам в норме дети хорошо дифференцируют слова, различающиеся друг от друга только одной фонемой. К с...
Игры для развития слухового внимания
Игры для развития слухового внимания...
Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"
Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям....
Игры для развития слухового внимания на логопедических занятиях.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологич...