Работа с ребенком-инвалидом
рабочая программа (4 класс) на тему
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_rebyonka-invalida.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ БСОШ № 1
им. П.П. Корягина
___________О.И. Реймер от___________ 2018года
Индивидуальная программа
психолого – педагогического сопровождения образования ребёнка – инвалида
Рудаковой Снежаны Владиславовны
Срок реализации 2018 -2019
Ответственный за реализацию программы:
Нечитайло Светлана Викторовна
Пояснительная записка
I. Данные о ребенке:
Ф.И.О. ребенка Рудакова Снежана Владиславовна
Дата рождения 15.10.2008
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края.
4 В класс.
Домашний адрес: Алтайский край Благовещенский район посёлок Благовещенка
ул. Победы 43-1
II. Клинический диагноз: Злокачественный гистиоцитоз
III. Социальный статус семьи: неполная многодетная, семья с ребенком –инвалидом.
IV. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка:
Снежана обучается в МБОУ БСОШ №1 с первого класса. С целью содействия и создания комфортной обстановки по причине состояния здоровья организованы индивидуальные занятия с ребёнком на дому с 1 сентября 2015 года. Жилищные условия удовлетворительные. У девочки имеется отдельная комната и место для выполнения домашних заданий. Девочка воспитывается в неполной семье, в которой трое детей.
Мать: Рудакова Ирина Николаевна, домохозяйка.
У Снежаны сформирована положительная мотивация учения. Но низок уровень организованности и самостоятельности, работает только под руководством учителя, поэтапно. Очень медленно переключается с одного вида деятельности на другой. У неё быстро наступает утомляемость, часто отвлекается. Способна удерживать внимание первые 10-20 минут, в дальнейшем учебный материал воспринимается с трудом. Не справляется с заданиями, т.к. возникают боли в голове и спине. Очень часто происходит неоднократное отключение сознания, что с ней было, девочка не помнит. Всё запланированное учителем на уроках выполняется, но с трудом из-за состояния здоровья ребёнка.
Недостаточен запас знаний по математике. Возникают трудности с абстрактными понятиями. После объяснений на конкретном материале выполняет аналогичные задания. Слабо развито логическое мышление. Быстро выполняет действия сложения и вычитания в пределах 20 по линейке, чаще на калькуляторе. Письменные работы выполнять не любит, всё время уточняет, сколько ещё писать, т.к. рука часто дрожит и немеет. Навыками чтения владеет хорошо. Но сразу прочитать полностью страницу бегло не может. Начинает чтение уверенно, бегло, осознанно, затем сбивается темп, путает буквы, зевает. Память кратковременная. Заучивание стихотворений, правил, таблиц сложения и вычитания, умножения и деления даётся с трудом по причине периодической потери в памяти.
Результаты входных контрольных работ во 3 классе: русский язык – «2», математика – «3». При написании диктанта допускала орфографические ошибки, искажения букв. Орфограммы знает, может найти допущенную ошибку самостоятельно. Каждую контрольную работу писала 2 дня по 60 минут, т.к. наступала сильная утомляемость и головные боли, тошнота. Мать уделяет надлежащее внимание воспитанию и учёбе дочери. Снежана доброжелательна, отзывчива, вежлива, легко идёт на контакт.
По решению ТПМК 31.05.2018 г. с 01.09.2018 года определена на дальнейшее обучение по программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.
V. Индивидуальный учебный план обучения на дому
Рудаковой Снежаны Владиславовны.
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Вариант 1.
Образовательные курсы | Количество часов в неделю | ||
Очно | Заочно | Всего | |
Чтение и развитие речи | 2 | 2 | 4 |
Письмо и развитие речи | 2 | 3 | 5 |
Математика | 2 | 4 | 6 |
Изобразительное искусство | 0,5 | 0,5 | 1 |
Музыка и пение | 0,5 | 0,5 | 1 |
Физическая культура | 0,5 | 1,5 | 2 |
Трудовое обучение | 0,5 | 3,5 | 4 |
Коррекционная подготовка. Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Ритмика. | 2 | 1 | 3 |
ИТОГО | 10 | 16 | 26 |
VI. Содержание программы: (цель программы, актуальные проблемы ребёнка, намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы).
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (задержка интеллектуального развития) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим недостатки в физическом и психическом развитии.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
VII. План мероприятий, психолого-педагогического сопровождения образования ребёнка –инвалида в общеобразовательном учреждении.
Выписка из заключения ТПМК от 31.05.2018: рекомендуется обучение в 4 классе по программе для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью с 01.09.2018 г.
Режим реализации образовательной программы определить через ВК ЦРБ.
Получение услуг узких специалистов: занятия с логопедом.
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень интеллектуального развития): Сформированы навыки опрятности, частично сформированы навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве.
Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера.
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это проявления, вытекающие из особенностей нейропсихологических процессов, протекающих в головном мозге.
Особенности ВНД:
Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответствен-ные |
1этап Диагнос-тический | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; -определение модели воспитания, используемой родителями | сентябрь 2018г. – октябрь 2018 г. | учитель, социальный педагог, учитель-логопед, |
2 этап Реализации программы | -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); -просвещение и консультирование педагогов (логопед), работающих с ребенком; - коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей; | ноябрь 2018 г.-апрель 2019г. | учитель, социальный педагог, логопед |
3 этап Анализа и коррекции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы; -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги). | май 2019 г. |
логопед, социальный педагог |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа;
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Анкетирование, опрос;
- Консультирование;
- Методы групповой и индивидуальной работы;
- Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики.
- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии.
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика
(сентябрь 2018 г.), итоговая диагностика (май 2019г.).
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие познавательных процессов;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
VIII. Консультирование
Дата | Специалисты | Причина обращения, характер (консультирование, тематика) | Результат |
02.04.2018г. | Онкогематолог | Консультация | Гистиоцитоз из клеток Лангерганса, полисистемная, мультифокальная форма, Ремиссия. |
03.04.2018г. | Офтальмолог | Консультация | VIS-2,0 OU. ЧАДЗН OU. Миопия 1 степени OU. Ангиопатия сетчатки по смешанному типу. |
03.04.2018г. | Невролог | Консультация | Симптоматическая эпилепсия с миоклоническими абсансами. |
05.06.2018г. | Аллерголог - иммунолог | Консультация | Дерматит, средней степени тяжести, подострое течение |
05.06.2018г. | Невролог | Консультация | Симптоматическая эпилепсия с миоклоническими абсансами. |
15.08.2018г. | Стоматолог | Зубная боль | Санация |
16.10.2018г. | Невролог | Консультация | Структурная эпилепсия (миоклонические абсансы, генерализованные тонические приступы) |
16.10.2018г. | Офтальмолог | Консультация | VIS - 3,0 OU. ЧАДЗН OU. Миопия 1 st OU. Ангиопатия сетчатки по смешанному типу. |
16.10.2018г. | Онкогематолог | Консультация | Гистиоцитоз из клеток Лангерганса, полисистемная, мультифокальная форма, Ремиссия. |
В течение года | Педагог-психолог | Проблемы в общении со сверстниками | Решаются по мере появления |
IX. Работа с семьёй.
Дата | Форма работы | Исполнитель |
2018-2019 уч . г. | Консультации родителей по вопросам обучения | Нечитайло С.В. |
2018-2019 уч . г. | Беседы с родителями | Нечитайло С.В. |
X. Заключение и рекомендации
Дата | Заключение | Рекомендации |
Май 2019 | Внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. | |
В течение года | Рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа реабилитации по социально – бытовой ориентировке на ребенка – инвалида
Курс социально – бытовая ориентировка (СБО) направлен на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Индивидуальные адаптированные программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект.
Программы для обучения ребенка-инвалида СКК VIII вида – сложный дефект....
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида....
Семинар с презентацией "Физкультминутки как ресурс развития компенсаторных механизмов ребенка-инвалида"
Описанные упражнения помогают детям-инвалидам снизить психическое напряжение, поднимают настроение и дают посыл для развития творческих способностей....
Программа «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инвалида»
В составе рабочей группы в Казенном учреждении ХМАО-Югры «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитации / абилитации ребенка-инва...
Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида
Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуетс...
СИПР на ребенка инвалида
СИПР на ребенка 10 лет с инвалидностью...